Методика «АКТ - 70» направлена на определение когнитивного стиля «полезависимость / поленезависимость».




Интерпретация к методике «АКТ - 70» (К. У. Эттрих)

Методика «АКТ - 70» направлена на определение когнитивного стиля «полезависимость / поленезависимость».

Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении (его анализа, структурирования, категоризации, прогнозировании и т.п.).

Когнитивный стиль «полезависимость / поленезависимость» впервые был описан Г. Уиткиным в 1954 году. Полезависимость и поленезависимость характеризуют умение вычленять простую фигуру в составе сложной.

 

Главный показатель в данной методике – индекс полезависимости / поленезависимости: если он выше 2,5 – значит у человека поленезависимый стиль, а если индекс ниже 2,5 – это значит, что у человека полезависимый стиль. Индекс в диапазоне 1,8 – 2,4 можно рассматривать как определенную выраженность поленезависимости.

 

Индекс полезависимости / поленезависимости (ПЗ/ПНЗ) вычисляется по формуле:

 

И пз-пнз = количество правильных решений / общее время (мин.).

 

количество правильных решений – это количество правильных ответов в методике «АКТ - 70»

общее время – это общее время, затраченное на выполнение методики «АКТ - 70» (в минутах)

 

Наиболее четкие различия между субъектами с полезависимым и поленезависимым стилем проявляются в особенностях восприятия. Представители полезависимого стиля при восприятии полагаются на внешнее видимое поле, с трудом преодолевают его влияние, им требуется много времени, чтобы «увидеть» нужную деталь в сложном изображении (ориентируются на внешние факторы). Представители поленезависимого стиля склонны контролировать влияние зрительных впечатлений за счет опоры на некоторые внутренние критерии, легко преодолевают влияние видимого поля, быстро находят деталь в сложном изображении (ориентируются на внутренние факторы). Иначе говоря, восприятие поленезависимых аналитично, восприятие полезависимых синтетично.

«Полезависимость / поленезависимость» обнаруживает свое влияние в таких сложных видах интеллектуальной деятельности, как работа с текстом. Так, поленезависимые студенты склонны подвергать текст большей переработке, сокращая количество слов, перефразируя мысли, используя средства структурирования текста в виде абзацев, подчеркивания, выделения цветом и т.д.

Как показали исследования когнитивного стиля «полезависимость / поленезависимость», его проявления имеют отношение не только к особенностям интеллектуальной активности, но и отражаются в других характеристиках личности. Индивидуально-психологические различия лиц с полезависимым и поленезависимым стилем появляются многогранно.

Наиболее обширные данные были получены в результате изучения соотношения показателей «полезависимости / поленезависимости» с особенностями межличностных отношений. Так, субъекты с полезависимым стилем в целом полагаются на внешние факторы (в ситуации общения – на других людей), оказываются вследствие этого более социально ориентированными. Для них по сравнению с субъектами с поленезависимым стилем свойственна бóльшая открытость внешним источникам информации, и, как следствие, более выраженная межличностная компетентность. Они более чувствительны к социальным воздействиям, внимательны к социальным источникам информации, деликатны по отношению к другим людям, ждут от окружающих поддержки и помощи, для них характерна склонность к коллективным формам работы, предпочтение занятий, предполагающих контакт с людьми, присутствие других людей интенсифицирует их деятельность.

Субъекты с поленезависимым стилем, наоборот, более успешны в интеллектуальной деятельности. Как правило, они выбирают сферу деятельности, требующую высокой самостоятельности в средствах достижения поставленной цели. Если представители полезависимого стиля обладают социальной компетентностью, субъекты, принадлежащие полюсу поленезависимости, имеют более развитые когнитивно-переструктурирующие способности и вследствие этого обладают интеллектуальной компетентностью. Они отличаются продуктивностью и оригинальностью дивергентного мышления.

По данным исследований зарубежных психологов существуют связи когнитивного стиля «полезависимость / поленезависимость» с характеристиками обучения. Субъекты с поленезависимым стилем включаются в процесс обучения как его активные участники, в эффективности их обучения ведущую роль играет внутренняя мотивация. Обучение субъектов с полезависимым стилем оказывается более успешным в ситуации внешнего подкрепления.

Установлены различия в мотивах общения: у субъектов с полезависимым стилем преобладают мотивы общения, направленные на установление прочных межличностных отношений, укрепление своей позиции в группе, а субъекты с поленезависимым стилем видят в общении, прежде всего, познавательную ценность и не стремятся к эмоциональной поддержке или одобрению со стороны других людей, характеризуются минимизацией контактов с другими людьми и самодостаточностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: