Процесс разработки анкеты




Тема 6. Разработка анкет при проведении маркетинговых исследований

6.1 Понятие и классификация анкет

6.2 Процесс разработки анкеты

6.3 Композиция анкеты

6.4 Классификация вопросов

6.5 Требования к вопросам в анкетах

Понятие и классификация анкет

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Анкетирование проводят в случаях:

а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ.

Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ. При этом анкета должна быть опробована, и в ней должны быть устранены все выявленные недостатки.

Различают следующую классификацию анкет:

1. По степени контакта исследователя с респондентом:

• прессовые анкеты - анкеты, которые печатаются в журналах и газетах;

• почтовые анкеты - анкеты, рассылаемые по почте;

• раздаточные анкеты - исследовать раздает анкеты респондентам при непосредственном контакте, проводит инструктаж по правилам заполнения анкет;

2. По месту проведения анкетирования:

• месту жительства;

• месту учебы или работы;

3. В зависимости от масштаба анкетирования:

• сплошное анкетирование - анкеты заполняются всеми лицами изучаемой генеральной совокупности людей;

• выборочное анкетирование - анкеты заполняются только частью генеральной совокупности, которая называется выборкой. При таком виде анкетирования может быть допущена ошибка репрезентативности, при которой полученные данные на основе выборки могут не соответствовать данным, которые были бы получены в результате изучения генеральной совокупности.

4. По числу опрашиваемых:

• групповое

• индивидуальное

по месту проведения:

• анкетирование дома,

• на работе,

• в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.).

Вопрос в ходе маркетингового исследования – это некоторое высказывание, рассчитанное на получение информации, позволяющей идентифицировать характеристики изучаемого предмета исследования.

Существует много различных подходов к классификации вопросов. Наиболее известны следующие классификационные признаки:

- по содержанию;

- по выполняемой функции;

- по форме формулировки вопроса;

- по форме предполагаемого ответа (по типу вопроса);

- по форме представления вопроса.

В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга отбирает вопросы, продумывает их формулирование и последовательность. В общем случае структура вопросов анкеты состоит из трёх элементов:

1. Целевые повременные – содержат данные анкеты, которые непосредственно связаны с главной целью исследования. Они обычно описывают отношение, знание товара и поведение потребителя.

2. Классификационные повременные – включают данные, описывающие респондентов.

3. Управляемые переменные – используются для того, чтобы помочь исследователю провести анкетирование.

В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок.

Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы.

Процесс разработки анкеты

Разработка анкеты - исследовательский процесс, включающий в себя выдвижение и обоснование целей, формулирование гипотез, разработку вопросов, определение способа анкетирования, разработку аналитических таблиц для последующей обработки и др.

Наиболее сложной и трудоемкой из всех видов форм для сбора данных представляется анкета для проведения опроса. Это связано с тем, что анкета является не просто формой, но и инструментом работы с респондентами.

Анкета должна быть понятной и для интервьюера и для респондентов, не вызывать у респондентов отторжения, обеспечивать необходимый объем информации; она должна быть оптимальной для дальнейшей обработки и анализа.

Следовательно, главное требование к анкете заключается в том, чтобы она обеспечивала получение от респондентов как можно более объективной информации, побуждала их сотрудничать с интервьюером.

Качество опросного листа во многом определяет и качество проведения исследования.

Итак, опрос проводится с использованием анкеты, которая разрабатывается заранее.

Разработка анкеты представляет собой строго формализованный многоэтапный процесс, стадии которого следующие.

Этап 1. Определение необходимой информации: нужно удостовериться в том, что информация, которую намечено получить, полностью соответствует всем компонентам проблемы маркетингового исследования; далее следует подготовка набора вспомогательных таблиц и составление чёткого представления о целевой выборке.

Этап 2. Метод проведения опроса: включает в себя проверку выбранного метода опроса.

Этап 3. Содержание отдельных вопросов: надо определить необходим ли вопрос; нужно ли использовать несколько вопросов вместо одного для получения однозначной информации; не должно быть двойных вопросов.

Этап 4. Преодоление невозможности и нежелания отвечать: нужно определить достаточно ли информирован респондент; для проверки информированности респондентов перед вопросами, непосредственно касающимися темы, нужно задавать фильтрующие вопросы, чтобы выяснить осведомлённость, знание о применении продукта, предшествующий опыт; надо проверить, нет ли в анкете ошибок сокращения времени или придумывания; проверить, есть ли вопросы, содержащие скрытые альтернативы, которые могут завысить оценки вероятности наступления события. Нужно обратить внимание на то, может ли респондент сформулировать ответ и свести к минимуму усилия, требуемые от респондентов. Необходимо пояснение причины сбора информации. Если информация затрагивает чувства респондента, нужно: расположить вопросы на подобные темы в конце анкеты; перед вопросом сказать, что исследуемое поведение распространено; задавать вопросы о третьем лице; спрятать вопрос в группе других вопросов, на которые респонденты захотят ответить;

вместо вопросов о конкретных числах представить категории для ответа; по возможности применять вероятностные методики.

Этап 5. Выбор структуры вопроса: открытые вопросы полезны при поисковом исследовании и как начальные вопросы; использование, при каждой возможности, структурированных вопросов; в многовариантных вопросах ответ должен включать набор всех возможных взаимоисключающих вариантов; добавление нейтрального варианта ответа, если ожидается, что большинство респондентов на альтернативный вопрос ответят нейтрально; рассмотреть возможность использования раздельного голосования для уменьшения искажения ответов на многовариантные и альтернативные вопросы; если количество вариантов слишком велико, необходимо рассмотреть возможность добавления ещё одного вопроса, чтобы уменьшить нагрузку по анализу большого количества информации.

Этап 6. Выбор словесной формулировки вопроса: определение темы с позиций: кто, что, где, когда, почему и как (шесть W); использование простых слов, соответствующих словарному запасу респондента; не нужно использовать неопределённые слова: как обычно, нормально, часто, регулярно, случайно, иногда; избегание скрытых альтернатив, не выраженных открыто в вопросе; избегание

направляющих вопросов, наталкивающих респондента на ответ; избегание скрытых допущений; респонденты не должны делать обобщений или заниматься расчётами; использование положительных и негативных утверждений;

Этап 7. Определение порядка вопросов: начальные вопросы должны быть интересными, простыми и не раздражать; вопросы о компетентности лучше помещать в начале анкеты; сначала следует располагать вопросы по основной информации, затем классификационные и в конце - идентификационные; сложные комплексные и «чувствительные» вопросы нужно располагать в заключительных разделах анкеты; общие вопросы должны предшествовать конкретным; необходимо тщательно разрабатывать разветвлённые вопросы и охватывать все возможные варианты; вопрос, находящийся после разветвления, помещать как можно ближе к соответствующему разветвлённому вопросу. Разветвленные вопросы располагать так, чтобы респондент не мог предположить, какая дополнительная информация от него потребуется.

Этап 8. Форма и расположение: деление анкеты на несколько частей; нумерация вопросов в каждой части; предварительная кодировка анкеты (присвоение кода каждому ответу); последовательная нумерация анкеты.

Этап 9. Печать анкеты: придание анкете профессионального внешнего вида; оформление данных анкеты в виде буклета; использование вертикальных столбцов для ответов; использование таблиц, когда для ответа на несколько вопросов применяется одинаковый набор категорий; нужно избегать уплотнения вопросов для создания видимости краткости анкеты; расположение указаний и инструкций как можно ближе к соответствующим вопросам.

Этап 10. Предварительное тестирование: предварительное тестирование необходимо проводить всегда; тестирование всех аспектов анкеты, включая содержание вопросов, используемые слова, согласованность, форму и расположение, сложность вопросов и инструкции; респонденты, опрашиваемые при предварительном тестировании, должны быть похожи по характеристикам на привлекаемые к фактическому исследованию; начинать предварительное тестирование нужно с личных интервью; предварительное тестирование можно проводить по телефону, почте или с помощью электронных средств, если один из этих методов используется в фактическом исследовании; задействование как можно большего числа интервьюеров для предварительного тестирования; для предварительного тестирования нужно сделать небольшую выборку - 15-30 респондентов; использование протокольного анализа и собеседования для определения проблем с анкетой.

После каждой значительной переработки анкеты нужно сделать ещё одно тестирование с новой выборкой, а также проводить кодировку и анализ ответов, получаемых при предварительном тестировании.

 

Композиция анкеты

Началом анкетной беседы служит введение (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты. Затем располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой познавательной задачи они обеспечивают «завязку» беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество.

· Вопросы в анкете объединяются в блоке по тематическому или проблемному принципам. «Объективку» (блок вопросов социально-демографических характеристик респондентов)) целесообразно располагать либо в начале, либо в конце анкеты. В первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента на более сложные вопросы, во втором – усталостью после ответов на основные вопросы.

· Большое значение имеют инструктивные указания по технике заполнения анкеты. Неправильно понятая техника заполнения анкеты может исказить социологическую информацию.

· При составлении анкеты следует самое серьезное внимание обращать на графическое оформление: четкий шрифт, достаточное место для записи свободных ответов, стрелки-указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопросам и т.п. Существенную роль в оформлении играют иллюстративные материалы. Некоторые вопросы и предпочитаемых видах деятельности могут быть заданы в виде серии рисунков, изображающих занятия видами спорта.

· Анкета - это не просто сценарий опроса, не простая сумма вопросов. Она имеет и свою архитектуру. Объем анкеты зависит от целей и задач. Большая отпугивает респондентов, короткая создает впечатление «пустой бумажки». То и другое снижает качество анкетирования. В практике сложилось представление об оптимальном объеме: 30 - 40 вопросов.

· Другой критерий - время заполнения анкеты. Многое зависит от качества самой анкеты. Есть такое правило: фиксируются начало анкетирования и его конец. Потом спрашиваем у респондентов: сколько, по их мнению, они заполняли анкету? Если респондент ответил, что меньше или столько, сколько оно действительно длилось, то можно сказать, что анкета интересная, она захватила респондента. Если будет указано большее время, то анкетеру нужно подумать, как сделать анкету интересной. Оптимальным считается 30 минут.

Традиционно, любую анкету можно разделить на 3 блока:

Вводная часть. Главная ее функция - возбудить желание отвечать на вопросы анкеты. Она чаще всего располагается на титульном листе. Вводная часть начинается с вступления (обращения к респонденту), где указываются:

Данные организации или учреждения, проводящих опрос.

Цель и задачи исследования, а также теоретическое и практическое значение решения этих задач.

Значимость роли респондента для решения этих задач.

Вводная часть не должна быть очень большой, должна быть ясной и понятной для любого респондента и, главное, должна мотивировать участие респондента в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важна по значению. От того, как она составлена, зависит и отношение к анкете респондента.

Основная часть. Эта часть самая важная. Первыми ставятся контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, облегчить процесс включения в проблему. Формулировка этих вопросов должна быть простой, а ответы на них - легкими. Благодаря постановке в начале анкеты более простых вопросов, которые потом постепенно усложняются, респондент подготавливается к наиболее важным ответам. Такой переход от простых к сложным вопросам носит название “правило воронки“. Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать некоторые навыки заполнения анкеты.

После контактных вопросов ставятся основные вопросы. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования.

Паспортичка. В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: профессия, образование, социальное происхождение, семейной положение, пол, возраст. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено.

Правильно составить "паспортичку" не так просто, как кажется на первый взгляд. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.

"Паспортичка" располагается в конце анкеты. О том, где целесообразнее располагать ее, среди ученых шли длительные дискуссии. Если она будет расположена в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимное, тем более если в анкете речь будет идти о выяснении внутреннего состояния или знаний опрашиваемого. Многие исследователи считают, что начинать анкету с паспортички не только не этично, но и не целесообразно, так как эти вопросы могут насторожить респондента (это повлияет на достоверность информации) или даже оттолкнуть от заполнения анкеты.

Любой вежливый человек в конце общения, которое происходило по его инициативе и удовлетворило его какие-то личные интересы, выражает благодарность. В конце анкеты также желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: "Благодарим за участие в исследовании", "Спасибо за помощь", "Благодарим Вас за то, что несмотря на занятость, Вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты" и т.п.

Некоторые социологи перед тем, как закончить анкету, интересуются у респондентов, насколько своевременным, интересным и полезным был опрос. Например: "Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса".

В конце некоторых анкет предлагается участвовать в последующих опросах. Например: "Если проведенный опрос заинтересовал Вас и у Вас есть желание принимать участие в последующих опросах, напишите, пожалуйста, свой адрес".

 

Классификация вопросов

Для того, чтобы правильно составить анкету, необходимо, прежде всего, знать классификацию вопросов. Классифицируются они следующим образом:

1) по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента);

2) по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

3) по функции (основные и неосновные).

По содержанию

Вопросы о фактах сознания выявляют мнения, пожелания, оценки, интересы и т.п. респондентов. Так как это вопросы о фактах сознания, то, естественно, они носят субъективный характер.

Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия и результаты деятельности респондентов. В практике физической культуры ответы на вопросы данного типа позволяют получить информацию о степени физкультурно-спортивной активности; структуре соревновательной деятельности и т.п.

Вопросы о личности респондента присутствуют во всех анкетах и дают информацию о возрасте, семейном положении, профессии, образовании и других характеристиках человека.

По форме

1.Закрытым называется вопрос, имеющий полный набор вариантов ответов.

Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на вопросы типа «да – нет», альтернативные и вопросы-меню». Альтернативный вопрос – это такой вопрос, в котором, респонденту предлагается выбор только одной из уравновешенных формулировок. Одной из разновидностей альтернативного вопроса является шкальный вопрос. «Вопрос- меню» - это такой вопрос, в котором респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких.

2. Открытый вопрос даёт опрашиваемым возможность отвечать своими словами. При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Открытые вопросы имеют форму, оставляющую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа.

Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить с таблицы. Поэтому на практике наибольшее распространение при проведении маркетинговых исследований нашли закрытые вопросы.

3. Полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще»;

4. Прямые вопросы – вопросы, связанные с критическим отношением респондента к своей личности.

5. Косвенные вопросы дают возможность получить информацию в безличностной форме, снимают остроту критических оценок в адрес самого респондента.

По функции

1. Основные вопросы – вопросы анкеты, при помощи которых получают первичную социологическую информацию о содержании проблемы исследования.

2. Неосновные вопросы - направлены на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры) и искренность ответов (контрольные вопросы). Вопросы-фильтры используют тогда, когда необходимо получить информацию относительно не всей совокупности опрашиваемых, а только части из них. Применение контрольных вопросов повышает достоверность получаемой информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: