Зависимость успешности обучения от типа темперамента
Авторы: Мурадян Гаянэ Рудиковна, Самарская Анастасия Владимировна
Руководитель: Цветкова Лидия Станиславовна, педагог-психолог
МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с
Углубленным изучением отдельных предметов, п. Развилка
Актуальность темы. Численность населения земного шара составляет около 6 млрд. человек. И все мы очень разные не только внешне, но и внутренне. Такое многообразие обусловлено многими факторами, в том числе и типом темперамента людей. Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов. К динамике психических процессов относятся: а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность, б) скорость протекания психических процессов и в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.
Проблема. Все эти процессы оказывают большое влияние на поведение и деятельность человека в обществе. Действительно, почему мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся? Мы задумались над вопросом. А влияет ли темперамент на результаты учебной деятельности обучающихся? Для нас, учеников, тех, кто задумывается о своей дальнейшей жизни, а таких большинство, это особенно важно. Ведь темперамент это врожденное качество человека и изменить его невозможно. Следовательно, необходимо выяснить степень его влияния на нашу основную деятельность – учение. Поэтому мы решили провести свое собственное исследование.
|
Цель работы - выяснить зависит ли успешность обучения от типа темперамента.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести социологический опрос с целью определения типов темперамента.
3. Проанализировать табели учащихся, содержащие оценки за предыдущие годы обучения в школе.
4. Систематизировать и проанализировать полученные данные.
5. Разработать рекомендации для учителей и родителей по работе с детьми разных типов темперамента.
Методы исследования: работа с литературными и интернет – источниками, анкетирование, наблюдение, анализ, обобщение.
Объект исследования: обучающиеся 7, 8, 11 классов.
Предмет исследования: типы темперамента обучающихся, табеля обучающихся с результатами их учебной деятельности.
Гипотеза: типы темперамента влияют на успешность обучения.
В современной психологии под темпераментом понимается характеристика психики со стороны ее динамических качеств — интенсивности и скорости протекания психических процессов.
Темперамент бывает четырех типов: холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник. Каждый имеет свои особенные характеристики, которые отражаются на поведении человека, его реакции на окружающие раздражители.
Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
|
Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Флегматик - медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.
Меланхолик - человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.
|
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
При наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам.
Нами было проведено исследование на предмет зависимости успешности обучения от типа темперамента среди учащихся 7, 8, 11 классов. Число респондентов составило 82 человека. Для проведения исследования нами был использован опросник Айзенка «Тип темперамента». Далее результаты опроса нами были обработаны с помощью ключа.
Также нами были проанализированы табеля об успеваемости этих учащихся.
Результаты по двум исследованиям были занесены в общую таблицу и проанализированы.
Таким образом, мы выяснили, что успешными в обучении являются учащиеся с разными типами темперамента. Однако, представители одинаковых темпераментов ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. То есть у каждого из них выработался свой индивидуальный стиль деятельности (совокупность характерных для того или иного человека приемов работы, учебы, общения, т. е. устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком).
Немногочисленные отличники (холерики) отличается спокойствием, уравновешенностью, невозмутимостью, степенностью, рассудительностью, усидчивостью, но в случае необходимости может дать резкий отпор обидчику, нарушителю его спокойствия.
Именно эти качества оказывают влияние на его индивидуальный стиль деятельности, способствуют тщательному изучению учебного материала, его детальной проработке и усвоению на длительное время.
Среди флегматиков есть и хорошисты и троечники. По-видимому, некоторые ребята проявляют упорство и настойчивость в работе, свою медлительность компенсируют прилежанием, а некоторые не утруждают себя – «Не успели и ладно, не выучили и так сойдет». Причем совершенно спокойно к этому относятся – они же флегматики.
Также среди сангвиников есть и хорошисты и троечники. То есть кому-то сангвинистические качества - работоспособность, быстрота, увлеченность, быстрая включаемость в работу, общительность, отзывчивость - помогают, а кому-то мешают учиться.
Есть у нас и меланхолики. Легко ранимые, склонные к постоянному переживанию различных событий, стеснительные, робкие. К сожалению, эти качества очень мешают им (троечники), но они стараются.
Таким образом, суммируя результаты исследовательской работы, мы пришли к выводу о том, что тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения.
Так, например, для холериков характерна «штурмовщина» при подготовке к экзаменам. Чтобы начать заниматься, такому ученику нужна сильная мотивация, а она будет сильной в ситуации цейтнота, когда до экзамена осталось мало времени. Тогда он способен "раскачаться" и начать заниматься. Но он рискует не "раскачаться" вовремя, недооценить сложность экзамена и получить низкую оценку. Поэтому успешность учебы таких школьников нестабильна, у них нередко могут сочетаться очень высокие и очень низкие оценки.
Большую роль в обладании своим темпераментом играет воспитание, самовоспитание, сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.
В связи с этим для учителей, работающих в исследованных классах и родителей, нами были разработаны рекомендации, которые подскажут взрослым как работать с детьми разных темпераментов.
Литература
1.Методика «Тип темперамента». [сайт] URL:
https://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44 (дата обращения 11.01.2014)
2.Мороз Н.Я. Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005 г. [сайт] URL: https://www.vashpsixolog.ru/index.php/lectures-on-the-psychology/ (дата обращения 12.01.2014) 3.Никандров В. В. Психология. М.: «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г. [сайт] URL: https://www.treko.ru/show_ (дата обращения 10.01.2014) |
4.Психологическая характеристика темпераментов https://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/ |
5.Темперамент как типологическое свойство индивида. [сайт] URL: https://www.vashpsixolog.ru/ (дата обращения 24.12.2013)
6.Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе |
[сайт] URL: https://www.referat.ru/referats/view/13671 (дата обращения 15.11.2013)