в технико-эстетических видах спорта




Признаки группировки  
Обобщенные   Групповые   Единичные  
1. Красота   1. Техничность   1. Динамичность  
2. Эффектность   2. Выразительность   2. Легкость  
3. Зрелищность   3. Музыкальность   3. Ритмичность  
4. Гармоничность   4. Хореографичность   4. Амплитудность  
5. Художественность 5. Артистичность   5. Точность  
6. Яркость 6. Культура движений   6. Пластичность  
    7. Виртуозность   7. Мягкость  
    8. Школа   8. Элегантность  
        9. Четкость  
        10. Темп  
        1 1. Грациозность  
        12. Изящество  
        13. Плавность  
        14. Законченность  
        15. Слитность  
        16. Целостность  
        17. Свобода  
        18. Чистота  
        1 9. Согласованность  
        20. Рациональность  

3. Эффектность, по своему смыслу близка к понятию зрелищности. Однако если зрелищность является характеристикой всего упражнения, то эффектность чаще всего характеризует отдельные моменты выступлений.

4. Гармоничность, характеризуется согласованностью, слаженностью, взаимным соответстви­ем разных частей целого.

5. Художественность - искусное, красивое, изящное, выполнение в соответствии с требованиями искусства, артистически, эстетически. Упражнения, отличающиеся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, особой утонченностью движений, органической связью с музыкой.

6. Яркость (близказрелищности и эффектности) выделение среди других по силе, воздействию, производящий сильное впечатление выразительностью и т.п.

7. Техничность. Под техничностью как качеством исполнительского мас­терства понимается система действий спортсмена, соответству­ющая современным представлениям об образцовой технике исполнения, обеспечивающая максимальную эффективность его движений, уровень владения совокупностью необходимых двигательных навыков.

В качестве критерия технической подготовленности спортсменов может выступать умение легко и красиво двигаться.

8. Выразительность. В общепринятом смысле под выразитель­ностью понимают способность выражать мысль, чувство, на­строение. В художественной гимнастике выделяют следующие компо­ненты выразительности исполнения: соответствие движений характеру музыки, логическую правдивость поз, эмоциональную насыщенность упражнения.

Проявление выразительности движений связано с правильным подбором музыки, соответствующей движе­ниям, техническим возможностям и индивидуальности гим­насток. Выразительность движений не­возможна без высокого уровня техники и культуры движений, но в то же время технически грамотное выполнение не всегда бывает выразительным.

9. Музыкальность связана с проявлением определенных способностей спортсменов в этой области и является переживанием музыки как выражения ее содержания. В художественной гимнастике музыкальность характеризуется соответствием движений характеру музыки, соблюдением темпа, заданного композитором, и ритма произведения.

10. Хореографичность связана с соответстви­ем движений рук, ног, туловища и осанки принятым внеш­ним нормам.

Движения в художественной гимнастике связаны с разработкой основных по­зиций ног, рук, корпуса, головы и должны соответствовать вполне определенным требованиям: сохранению вертикального положения туловища, умению «держать спину», опустить пле­чи, сомкнуть лопатки, подобрать живот и др.

Высокий уровень развития этого качества позволяет де­монстрировать в упражнении культуру движений в соответ­ствии с канонами классического, народного и характерного танцев и достигается в процессе хореографической подго­товки, помогающей развить двигательные спо­собности, пластичность, музыкальность, ритмичность и мно­гие другие качества.

11. Артистичность характеризуется искусством исполнения, художествен­ным вкусом, выразительностью, изяществом вы­полнения движений и упражнения в целом.

В соответствии с правилами соревнований по художествен­ной гимнастике ошибками в проявлении артистичности явля­ются: недостаток легкости, уверенности, элегантности, нелов­кие, угловатые движения, незаконченное, натянутое исполнение, оставляющее плохое впечатление.

12. Культура движений. Компонентами этого понятия они считают технику исполнения упражнений, манеру держаться, осан­ку, музыкальность, выразительность, точность, умение в нужный момент изменять направление, амплитуду, ско­рость, темп, ритм движений, элегантность, пластичность, легкость.

Культу­ра движений включает в себя характеристики отдельных деталей, существенно не влия­ющих на энергетику выполнения упражнений и на работоспособность спортсменов. Они значимы только с точки зрения эстетики и включают особенности позы, ориентации тела в пространстве, телодвижений, передвижений, ритма.

13. Виртуозность. В технико-эстетических видах спорта в понятие виртуозно­сти исполнения включают такие компо­ненты как совершенная техни­ка, большая амплитуда, легкость, изящество, элегантность исполнения, выразительность, эмоциональ­ность, артистизм.

В художественной гимнастике виртуозность определяется прежде всего техникой владения предметом.

В широком смысле слова виртуозность — это высшая ступень мастерства гимнаста, проявляемая при исполнении не отдельных элементов, а комбинаций в целом.

14. Школа. В понятие «школы» включают воспитание начальных навыков, необходимых для дальнейшего процесса освоения технически усложняющихся движений. Такими началь­ными, базовыми, навыками являются сохранение в движениях правильной осанки, правильные положения рук и головы, уме­ние держать ноги натянутыми и выворотность стоп, когда это необходимо, умение выполнять движения под музыку.

15. Динамичность движения рассматривается как слож­ная характеристика двигательного акта, которая является результатом соотношения внутренних и внешних сил, обус­ловливающих его выполнение, и конкретно выражается от­дельными характеристиками движений — темпом, ритмом, амплитудой.

В гимнастике более динамичным считается уп­ражнение, в котором при заданном времени выполняется боль­шее количество элементов, т.е. выше темп исполнения движе­ния. Идеальной с точки зрения динамичности будет такая комбинация, в которой отсутствуют остановки.

16. Легкость. Легкий — плавный, как бы скользящий, паря­щий, быстрый, подвижный, скорый. Легкость развивается на основе гибкости, ус­тойчивости, точности движений, музыкальности. Она выражается в приподнято-стройной пластике, особенно в позах, прыжках, вращениях.

17. Ритмичность. Ритм означает чередование каких-либо эле­ментов, происходящее с определенной последовательностью, частотой. В спорте ритм характеризует закономерное чередование отдельных элементов (дли­тельность, паузы, акцентирование, чередование).

В технико-эстетических видах спорта ритмичность движе­ний тесно связана с ритмом музыкального аккомпанемента, зависит от наличия у спортсмена музыкально-ритмического чувства, позволяющего выполнять движения в неразрывной связи с музыкой.

18. Амплитудностъ. Максимальная амплитуда движений в гимнастике — один из основных признаков современной тех­ники. В соответствии с требованиями правил соревнований при выведении оценки за исполнение судья должен производить сбавки за все отклонения от предельной амплитуды.

Ампли­туда движений выражает пространственную характеристику, зависящую от задач двигательного акта, от подвижности суставов.

 

19. Точность - качество дви­гательного акта, реализованное соблюдением заранее установ­ленной системы характеристик.

Общим критерием точности спортивных движений может слу­жить вероятность попадания в требуемую (заданную) область.

20. Пластичность. Пластичный — значит плавный, изящ­ный, способный принимать любую форму, сохраняя ее в даль­нейшем. В спорте пластичность движений характеризуется законо­мерной последовательностью сменяющихся положений тела, а также его отдельных частей при условии их гармонической слаженности, непрерывности, слитности. Угловатость, рез­кость, дисгармония движений исключены. Пластичность обус­ловливает красивую постановку и непринужденную грациоз­ность движений.

21. Мягкость заключается в умении двигаться эластично, гибко, ритмично.

Мягкость движений достигается путем выполнения следу­ющих требований:

— двигаться с отставанием частей тела;

— выполнять движение с последовательным включением уча­ствующих в нем звеньев — волной;

— добиваться целостного характера движений.

22. Элегантность. Элегантный — означает изящный, изыс­канный, утонченный.

23. Четкость. Четкий — отчетливый, отличающийся стро­гой организацией, точностью выполнения.

24. Темп - это сте­пень быстроты движения. Он измеряется количеством движений в единицу времени. Темп может служить показателем совершенства техники, поскольку является величиной, обратной длительности испол­нения движений.

25. Грациозность — особый вид красоты, проявляю­щийся в легкости, пластичности движений и форм, умение выполнять дви­жения с совершенством и легкостью. Грациозность понимают как изящество, красоту в позах, движениях.

26. Изящество - одна из разновидностей красоты, проявляюща­яся во внешнем облике предметов и явлений действительно­сти и характеризующаяся особой завершенностью, соразмер­ностью, легкостью форм, ловкостью, грациозностью движений и несовместимая с вычурностью, показной красивостью.

В спортивной гимнастике изящество исполнения опреде­ляется умением двигаться легко, выразительно, целесооб­разно и точно.

27. Плавность движения, совершаемые легко и ровно, без резких и крутых изменений, отличающиеся равномерными, ритмичными движениями.

28. Законченность - цельность, завершенность, уп­ражнения, построенные логически оправданно, без разрыва между отдельными частями.

29. Слитность слаженное исполнение упражнения с согласованием движения всех частей тела. Это непрерывность и единство в движениях частей тела и предмета или умение исполнять эле­менты в темпе. Слитность движениям придают специфические элементы: волны, взмахи, пружинистые движения и расслаб­ления, выполняемые легко, пластично.

30. Целостность заключается в том, что движения выполняются слитно и плавно, с одновремен­ным или последовательным включением всех частей тела. Целостность исполнения в художественной гимнастике до­стигается согласованностью движений рук с основными дви­жениями туловища и предметов, придающей движениям мяг­кость, закругленность.

31. Свобода заключается в выполнении упражнения лег­ко, без затруднений, без напряжений.

32. Чистота заключается в выполнении движения без ошибок.

33. Согласованность - выполнение всех движений в логическом соответствии друг с другом, слаженно.

34. Рациональность проявляется в разумном, целесообразном выполнении упражнений. Одним из критериев рациональной техники в гимнастике может служить красота движений, которая является в этом виде спорта основой спортивного мастерства.

 

3. Система объективных технических критериев исполнитель­ского мастерства в технико-эстетических видах спорта предус­матривает три основных уровня:

А. Критерии первого порядка — общие признаки, определя­ющие уровень технического мастерства в целом.

В этот уровень включаются наи­более общие критерии оценки качества спортивной техники в целом. В двигательных действиях, характеризующихся особой точностью движений в пространстве и времени, общие крите­рии техники могут определяться следующим:

1. Возможностью надежного и стабильного выполнения уп­ражнений. Техника движений находится на таком уровне, ког­да спортсмен умеет самостоятельно выполнять эти движения уверенно и надежно. Исключается возможность падений, сры­вов и травм при выполнении упражнений без посторонней помощи и страховки.

2. Возможностью выполнять двигательное действие в раз­личных соединениях с другими действиями (комбинации дей­ствий). Спортсмен в зависимости от характера и особенностей соединения может управлять отдельными элементами своих действий (произвольно изменять скорость перемещения, амп­литуду, направление, усилия, менять темп и ритм движений).

3. Возможностью усложнять основное движение (упражне­ние). Спортсмен умеет выполнять движение в различных по сложности и условиям вариантах.

4. Возможностью выполнять движение с разной степенью строгости соблюдения установленных к внешней форме норм, определяемых правилами соревнований, эстетическими требо­ваниями, видом снаряда, тренером и самим спортсменом.

Спортсмен умеет произвольно регулировать качество испол­нения — выполнять упражнение чисто, собранно или умыш­ленно небрежно.

Спортсмен умеет произвольно выполнять движение с разной эмоци­ональной окраской, выразительностью.

Б. Критерии второго порядка — отдельные дискриминативные (сравнительные) признаки техники движения.

Эти признаки, наиболее ха­рактерные для одного движения или однотипной группы дви­жений, отражают самую существенную качественную сторону техники. По этим признакам можно судить о степени эффек­тивности, совершенства техники с учетом квалификации спорт­смена. В числе таких признаков могут быть, например, высота прыжка, время отталкивания, скорость вращения тела, опре­деленный ритмический рисунок движения и др.

В. Критерии третьего порядка — частные, единичные при­знаки техники движения.

Критерии третьего порядка — это отдельные кинематические и динамические характеристики движений (угол сгибания сустава; ускорение; скорость перемеще­ния тела и его отдельных частей; сила отталкивания; время действия и многое другое). Одна из особенностей этих при­знаков — их многочисленность. В любом спортивном движе­нии может быть выделено от нескольких десятков до несколь­ких сотен признаков третьего уровня. Но не все они оказывают одинаковое влияние на качество техники движения. В фигурном катании, например при выполнении прыжков, на качество техники могут влиять высота прыжка, скорость вращения, чистота исполнения, положение тела в полете, точность и уверенность приземления и перехода. В отдельных случаях эти характеристики имеют разные значения, особенно у разных исполнителей. Поэтому возникает необходимость во введе­нии еще двух параметров: соотношения значений каждого показателя и весомости каждого из них. С помощью этих до­полнительных параметров становится возможным определе­ние качественной разницы двух или нескольких упражнений при самых различных сочетаниях и комбинациях, предлагае­мых практикой спорта. Только с учетом весомостей всех при­знаков или, во всяком случае, ведущих, основных комплек­сный показатель качества техники движения становится наиболее объективным общим критерием.

4. Применение точных методов к исследованию искусства ис­полнения композиций в технико-эстетических видах спорта зависит от наличия качественных критериев и их количествен­ного выражения. Основные требования к этим критериям следую­щие:

— соответствие оценива­емому явлению;

— однозначность оценок;

— наличие количествен­ных характеристик;

— полнота оценки яв­ления;

— гибкость и универ­сальность применения си­стемы критериев.

Метод графической запи­си произвольных движений используется в спорте для оценки качественных характеристик движения.

Графическая модель произвольных движений спортсменов представляет собой сила пять сходящихся к нулевой точке линий-шкал.

Каждая из этих линий-шкал, обозначающих отдельные ка­чественные признаки движения (динамичность, гибкость, рав­новесие, силу, статичность, отдельную нулевую точку, слож­ность), имеет семибалльную шкалу, позволяющую выразить на графике относительную величину каждого из качеств (призна­ков) движения в количественных величинах и одновременно наглядно представить наиболее существенные качественные признаки с указанием их ранжированной размерности.

Метод семан­тического дифференциала. Это метод количественного и качественного индек­сирования значения с помощью двухполюсных шкал с семью делениями на каждой, задаваемых парой про­тивоположных по смыслу (антонимичных) прилагательных. Содержание шка­лы слева направо включает следующие категории: 1) очень; 2) вполне; 3) немного; 4) ни... ни...; 5) немного; 6) вполне; 7) очень. Деления нумеруются от +3 до —3, 0 посередине; или от 1 до 7, 4 посередине. (пример - САН)

Составление шкал семантического дифференциала осно­вывается на выборе группы свойств, адекватно характеризую­щих изучаемое явление.

Метод групповых экспертных оценок (ГЭО) применительно к спортивно-эстетическим ис­следованиям заключается в проведении специально отобран­ными экспертами анализа технико-эстетического выступления спортсмена с количественной оценкой своих суждении (оценка в баллах) и обработкой этих результатов методами математической статистики. В основе метода ГЭО лежат следующие утверждения:

1. Экспертная оценка имеет вероятностный характер и ос­новывается на способности эксперта давать информацию-оцен­ку в условиях неопределенности, т.е. тогда, когда полнота или достоверность информации, необходимой для принятия решении, сравнительно невелика.

2. Считается, что когда оценку дает не один, а несколько экспертов, то истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок отдельных экспертов, т.е. обобщенное коллективное мнение более достоверно.

3. Отбор экспертов и обработка полученных экспертных оценок проводится по определенному алгоритму.

В большинстве случаев последовательность получения экспертной оценки следующая:

Шаг 1. Каждому эксперту предоставляется информация по проблеме в виде анкеты, включающей оцениваемые факторы или события.

Шаг 2. Каждый эксперт независимо от других решает сфор­мулированную задачу. Результаты решений собирают органи­заторы экспертизы.

Шаг 3. Организаторы опроса производят статистическую обработку анкет и формируют коллективное суждение эксперт­ной группы, выявляют и обобщают аргументы, соответствую­щие различным суждениям.

Шаг 4. Полученная в результате обработки информация вместе с начальной информацией снова сообщается экспер­там. Участникам опроса предлагают объяснить причины не­согласия с коллективным суждением и пересмотреть первона­чальную точку зрения.

Шаг 5. Повторение шага 2 (2-й тур экспертизы) с целью сужения диапазона оценок экспертов и т.д.

Процедура (цикл экспертизы) повторяется 3-4 раза, до установления определенной стабильности в суждениях каждо­го эксперта.

Данная методика позволяет оценивать спортивно-техниче­ское мастерство гимнастов по качеству исполнения, составу элементов и композиционному содержанию.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под исполнительским мастерством спортсмена?

2. Где отражаются требования к эстетическим показателям соревно­вательных упражнений?

3. Что необходимо для оценки уровня проявления любого качества?

4. Что понимают под красотой как категорией эстетики?

5. Что относится к групповым показателям спортивно-технического мастерства?

6. Что представляет собой графическая модель произ­вольных движений спортсменов?

7. Как может выглядеть двухполюсная шкала, используемая в методе семантического дифференциала?

8. Какие утверждения лежат в основе метода групповых эк­спертных оценок?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: