ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КЛЮЧА В ГАРСКОЙ ШКОЛЕ




Кучина Татьяна Полуэктовна,

Учитель истории и обществознания высшей категории

МКОУ Гарской ОШ

с. Гари

2018 год

ВВЕДЕНИЕ

В нашем школьном музее «Искрамуз» среди множества экспонатов меня особенно заинтересовал один экспонат, о происхождении которого в музее не было никаких сведений. Это символический ключ, который передали ученикам в день открытия новой школы. Я понял, что этому экспонату более 40 лет!

У меня возникло множество вопросов, которые и подтолкнули меня к исследованию истории появления символического ключа в школьном музее.

Данная работа посвящается музейному экспонату – символическому ключу от открытия новой Гарской школы в 1972 году. В работе исследуется история появления ключа, выясняются события, сопутствующие этому.

Акцентируется внимание на актуальности использования ключа как символа на торжественных линейках в школе. Автором работы изготовлен подобный ключ с использованием народных промыслов деревообработки.

В 2016 году МКОУ Гарская школа отметила свой юбилей. В связи с этим все исследования, связанные со школьной атрибутикой, прошлым, настоящим и будущем Гарской начальной, основной и средней школы очень актуальны.

Цель: выяснить историю появления ключа, его связь со школой.

. Для исследования проблемы были выдвинуты следующие задачи:

- найти и проанализировать информацию о ключе как о символе;

- выяснить, какие события сопутствовали появлению ключа в нашей школе;

- провести интервьюирование очевидцев этих событий;

- изготовить авторскую копию символического ключа;

Объект исследования: символический ключ, хранящийся в музее

Предмет исследования: связь истории ключа с историей школы

Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в архивах школьного музея, интервью, письменный опрос, анализ фотографий.

Практическая значимость. Данное исследование имеет большое практическое значение. Его результаты можно применять на уроках краеведения, истории и во внеурочной деятельности с обучающимися.

КЛЮЧ КАК СИМВОЛ

Я узнал, что изначально ключи на Руси появились как элемент запорного устройства. Они были нужны человеку, чтобы защищать свою собственность.

Замки и ключи в древности имели множество назначений, изготовлялись из металла или дерева. Много позднее ключ стал приобретать значение символа

В сказках и легендах ключи обычно символизировали всевозможные тайники, полные драгоценностей. Ключи здесь представляли некое знание. Найти это знание - ключ, значит сделать первый шаг к поиску сокровищ, которые станут доступными лишь после перенесённых трудностей и невзгод.

Ключи нередко сопровождали изображения правителей, тем самым закрепляя его превосходство и власть над другими людьми. Существовал обычай приносить ключи от города его верховным правителям при передаче им всей полноты власти. Ключи на гербах дворянских родов указывали на доверие и испытанную верность, проявленную по отношению к своему господину и повелителю. В иконографии два ключа от врат Ада и Рая, золотой и серебряный – атрибуты святого Петра, которому по писанию их вручил сам Христос.

В народном эпосе ключами называли путь к сердцу любимой. Существует и такое понятие, как «ключ от города». Передача ключа осажденного города врагам была символическим выражением капитуляции перед завоевателем.

Сегодня ключи от города символически вручаются почетным гостям. Сохранена традиция открытия символическим ключом новых зданий.

Иными словами, роль символического ключа заключается в его исключительно важном назначении - открывать доступ куда-либо или к чему-либо. Ключ, способный устранить преграду на пути, символизирует власть, вход, доступ, решение, продвижение, свободу действий и выбора, знание.

Таким образом, среди тысячи бытовых предметов, верой и правдой служащих человеку, ключ занимает особое место. При этом ценность представлял не сам кусочек фигурного металла, а его символическая функция.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КЛЮЧА В ГАРСКОЙ ШКОЛЕ

Школа - какое великое слово,

Школа, ты жизни великой основа,

Сколько в нем радости, света, тепла,

Вот и исполнилась наша мечта.

В новую школу войдет детвора,

Ключ символичный

Вручать настала пора!

Ключ, о котором пойдет речь в моей работе, является для сверстников – не только символом, но и своего рода оберегом и хранителем школы.

Выяснилось, что появление нашего ключа связано с открытием нового здания школы в 1972 году. Однако в архивах школьного музея никаких материалов, прямо на это указывающих (фотографий, воспоминаний очевидцев) не нашлось. Тогда, я обратился к ветерану педагогического труда, учителю математики Гарской средней школы Олониной Александре Ивановне, которая была очевидцем тех событий и могла помнить кто, когда и при каких обстоятельствах вручил нашей школе именной ключ. Вот, что они поведала.

«В 1970 году было принято решение построить новое здание школы. До этого ученики Гарской школы обучались в старом деревянном здании, которое не вмещало всех обучающихся в нем, а это было около 300 человек.

Все с нетерпением ждали открытия нового здания. Так как на строительство был отведен всего лишь год, на него были брошены все силы. Работали очень быстро, слажено. В выходные учителя с детьми и родителями помогали убирать мусор. Работы велись аврально. Строители приложили немало усилий для того, чтобы проект был выполнен в срок. 8 апреля 1972 года состоялась торжественная линейка по случаю открытия нового здания. Ведь в этот счастливый день начинался не только новый учебный год, но и открывали новую школу, которая соответствовала всем самым современным стандартам. Традиционная первосентябрьская линейка проходила перед новым парадным входом, играл оркестр, краснели знамена, здесь же состоялся митинг.

Главные участники торжества были дети. Нарядные и красивые, в пионерских формах с галстуками, вместе с ними счастливые родители и педагоги, население выстроились перед зданием школы единой дружной праздничной колонной. Перед собравшимися, выступили представители местной и районной власти: первый секретарь райкома КПСС Тюгин Константин Дмитриевич, заведующий районного отдела образования Пушкин Александр Макарович, директор совхоза «Гарский» Строганов Поликарп Михайлович, председатель Гарского сельского совета Тимичев Николай Лаврентьевич, директор Гарской школы Кузнецова Алевтина Николаевна.

Почетные гости тепло поздравили всех присутствующих со знаменательным событием, а ребята читали стихи, обещали хорошо учиться.

Наконец, наступил волнительный момент. Константин Дмитриевич вручил Алевтине Николаевне символический ключ от новой школы. Она высоко подняла ключ над своей головой под общие аплодисменты. Ликование охватило всех пришедших на открытие школы. Это был символ новой жизни.

После вручения ключа, обучающиеся школы, разрезав ленточку, вошли в школу. Осмотр помещений сопровождался их радостными возгласами, маршем горнистов и барабанщиков. Под торжественные звуки школьного оркестра, ребята разошлись по новым классам вместе со своими учителями и родителями.

Современное здание школы и классы казались невероятно большими, светлыми и просторными. Особенно впечатляли кабинеты химии, физики, математики, спортзал. Мы испытывали невероятную радость и гордость!»

Проанализировав воспоминания Александры Ивановны, я убедился в том, что ключ из музея имеет прямое отношение к новой школе, он ее ровесник.

Я подумал, было бы хорошо, если бы у нас в школе появилась традиция передачи ключа. На торжественной линейке, посвященной последнему звонку, наши девятиклассники могли бы вручить ключ первоклассникам.

Получая ключ, первоклассники, приняв от выпускников эстафету, стали бы именоваться «хранителями ключа». А право вручить и получить ключ предоставить лучшим обучающимся. Такая идея понравилась директору.

Школьный символический ключ – это подлинный экспонат музея. Несмотря на то, что он металлический, от времени он потемнел и потерся. Его постоянное почетное место - экспозиция «В начале жизни школу помню я».

Для того, чтобы уже в этом году совершить церемонию передачи ключа, я решил изготовить дубликат ключа в технологии промысла деревообработки.

Воплотить мою идею мне помог папа. Вместе с ним мы съездили на ближайшую пилораму, выбрали подходящую сосновую доску. Быстро сделали эскиз ключа на чертежном листе. После этого, разместив шаблон, обвели его по контуру на доске. Прорисовав заготовку, приступили к вырезанию. Для этого нам понадобился электрический лобзик. Соблюдая технику безопасности, надели очки, респиратор и хлопчатобумажные перчатки и приступили к работе.

После того, как мы убрали лишние детали, я приступил к ошкуриванию заготовки. Изделие получилось ровным и красивым. Мы покрасили его краской серебряного цвета из аэрозольного баллончика. Красили в три слоя и оставили ключ сушиться в гараже. Утром я не скрывал восторга! У нас получился замечательный волшебный ключ, который мало чем отличался от оригинала.

Возможно, мой символический подарок, будет способствовать тому, что Гарская школа станет лучшей, будет занимать призовые места в конкурсах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти половину жизненного пути символический ключ вместе со школой.

Самое главное же я вижу в том, что, как ключ как символ воспринимают и почитают все дети, они верят в его магическую силу. И до тех пор, пока ключ будет передаваться на линейке последнего звонка, до тех пор, пока обучающиеся будут знать о его дальнейшей судьбе, до тех пор, пока он будет лежать у всех на виду, дети будут интересоваться историей своей школы и помнить ее. А без истории, без прошлого, нет настоящего и не будет будущего.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: