Достоинство, свободу, любовь и красоту,
Всё светлое, что может сердца людей зажечь,
Всё лучшее, что может возвысить и увлечь!», - так написал немецкий 18 века Людвиг Уланд.
Это о бетховенской музыке финала, где для усиления радости победы, единения огромного числа людей, композитор в симфоническое произведение вводит хор. Мы слышим общее состояние ликования и оркестра и смешанного хора.
В финале симфонии радость присутствует как сила, одержавшая верх над тревожным и тёмным началом, над грустью или сомнениями. Наверное, вы согласитесь со мной, что любая радость достаётся нам чаще всего в награду за усилия, за преодоление невзгод. В наше время музыка Бетховена звучит также мощно и убедительно. Недаром на открытии Олимпийских игр 20-ого столетия в Испании, в Барселоне, звучала музыка Финала Девятой симфонии, которую исполнял многотысячный хор и такой же симфонический оркестр, состоящие из молодых, талантливых музыкантов-исполнителей.
Состояние только радости – это минуты, мгновения.
А скажите мне, пожалуйста, как чаще всего называют Моцарта?
«Солнечным» композитором. Его гениальная музыка часто дарила и до наших дней дарит радость. Как «Рондо».
Но всегда ли музыка Моцарта, хотя, бесспорно, и прекрасна, так однообразна? Так ли это?
Сегодня нам предстоит это понять, согласиться или нет с тем, что «Моцарт- вечный солнечный свет в музыке».
Подскажите, а какие произведения Моцарта вам знакомы?
Моцарт за свою короткую жизнь создал разные по характеру и по форме произведения.
Конечно, нельзя исключить радостную музыку, как нельзя исключить различные состояния человеческой души. Прислушайтесь к себе, как тонок и нежен внутренний мир человека, он самый динамичный и подвижный. А можно ли сказать то же о музыке, может ли она передать разные состояния человеческой души? Скорее да, чем нет.
|
На уроке, может быть, услышав Моцарта, его Концерт №23, размышляя над ним, вы сможете найти ответ на поставленный вопрос, какая сегодня звучала музыка Моцарта, каким сегодня на уроке будет сам композитор. Только ли весёлый, жизнерадостный, беспечный? Или вы услышите что-то новое в этом же произведении...
Перед тем, как услышать его, подумайте, почему именно жанр концерта выбран сегодня, а не симфония, которая была так популярна в творчестве Моцарта? Не сюита, не соната, не квартет?
Потому что в Концерте, кроме симфонического оркестра, есть солирующий инструмент и, может быть, это образ самого композитора, беседующего с нами, со слушателями. И тогда мы поймём и его отношение к окружающей его действительности, его чувства и мысли.
Откройте, пожалуйста, учебник на с.43. Обратите внимание на фрагмент клавира Концерта№23 Моцарта. Для какого состава исполнителей написано данное произведение? Для фортепиано и симфонического оркестра.
Фрагмент какой части Концерта№23 дан в этом нотном примере? 1-ой части.
Какой темп обозначен для исполнения 1-ой части? Аллегро, т.е. быстро, активно.
Давайте вслушаемся в это произведение, в его 1-ую часть. Какие чувства испытаете вы при первом знакомстве с ней?
(Слушание экспозиции 1-ой части Концерта №23 Моцарта.
Это светлая, радостная музыка, чувствуется какая-то безмятежность.
Музыка очень изобретательная, когда тема звучит у солирующего инструмента. Она оживлённая, очень действенная.
|
Лучезарная, непосредственная, мажорная. Это уже знакомый нам Моцарт.
Как? Каким образом Моцарт передал нам светлое, радостное состояние?
Светлая радость обозначена певучей мелодией, слегка кокетливыми короткими шестнадцатыми, стремительными восьмыми, движущимися вверх Бас очень ненавязчивый, очень корректный, осторожный Удивительно светлая, прозрачная фактура
Отчего так?
Мы уже на одном из уроков говорили о том, что оркестр 18 века был небольшим по составу, и в нём преобладали струнно-смычковые инструменты (скрипки, альты, виолончели) с их виртуозностью, нежностью и деревянно-духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) с их серебристым звучанием.
Итак, теперь нам ясно, как композитор средствами музыкальной выразительности создал образ светлой, ничем незамутнённой радости.
А что можно сказать о самом Моцарте?
сейчас с нами был радостный и непосредственный Моцарт.
Но прозвучала 1-ая часть Концерта №23. Моцарт сообщил определённый заряд, настроение и вызвал у нас ответные чувства. И всё? На этом музыка Концерта замолчит?
Нет, музыка продолжит звучать. Ведь классический Концерт имеет 3 части.
А зачем 2-ая часть? Ведь перед нами тот самый «солнечный» Моцарт, такой ясный, простодушный, открытый и, как вы говорите, непосредственный, такой знакомый.
Наверное, чтобы рассказать о чём-то ещё, о другом состоянии души, о других чувствах, мыслях, посетивших его в моменты радости и веселья.
Давайте предположим, зная принципы построения классического Концерта, как же будет развиваться его музыкальная драматургия?
|
Как правило, 2-ая часть звучит контрастом 1-ой части.
Откройте, пожалуйста, учебник на с.44, нотный пример №7.В чём этот контраст может прослеживаться?
В темпе. 1-ая часть написана в аллегро, а 2-ая часть в темпе адажио (медленно).
Нередко встречается динамическое сопоставление. 1-я часть обычно яркая, а 2-я – приглушённая.
Благодаря ладовому контрасту 2-х частей, появляется другая окраска, другое настроение.
Ребята, давайте услышим музыку 2-ой части Концерта Моцарта и попытаемся понять, о чём с нами говорит Моцарт.
Удивительно грациозная, нежная. Музыка трогательная, грустная, чем-то напоминает «Лакримозу» Моцарта. Я не согласен, что этот фрагмент напоминает музыку «Лакримозы». Там скорбь, утрата, а здесь светлая печаль, сомнение. Печальная, певучая Здесь другой Моцарт: нежный и немножко задумчивый. Может быть, это новое настроение в музыке, лишь оттеняющее весёлость 1-ой части...
Действительно, прослушав 2 часть, Адажио, а именно в таком темпе написана 2-я часть, мы уже по новому воспринимаем характер 1-ой части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов?
Я думаю, в жизни человека безоблачные состояния крайне редки, как редки они и в музыке. Ведь музыка – это отражение окружающей нас действительности, настроений и чувств людей, композитора, создающего её.
Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями и сомнениями.
И сейчас, мне бы хотелось, без лишних слов, в полной тишине, послушать 3-ю, финальную часть Концерта №23 Моцарта.,с.46. Знакомое чувство?
Да, это очень похоже на 1-ую часть. Не по мелодии, а по настроению. Тот же темп аллегро, но немного быстрее.
Эта музыка такая же мажорная, как и в первой части (учитель на фортепиано иллюстрирует все последующие высказывания уч-ся).
Но мелодически она более развита. И очень подвижный бас.
Музыка этой части более динамична. Звучит ярче, стремительнее, торжественнее. Это тоже радость, но какая-то другая.
Вы хотите сказать, что нет той безмятежности, беспечности, непринуждённости, которые мы почувствовали в начале Концерта?
Да, это другой Моцарт!
Найдите, пожалуйста, строки в учебнике, посвящённые образному содержанию финала Концерта. ( цитата из учебника):
Ребята, вы согласны со мной, что в настоящей музыке выражена вся глубина мира с его печалями, вечными как мир, и такими же вечными его радостями...
Посмотрите на поэтические
«Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов...». Ф.Тютчев.
«Мелодией одной звучат печаль и радость». А.Блок).
Я думаю, строки Тютчева скорее об огромном мире под названием «Музыка». Если же говорить о Концерте №23 Моцарта, о том Моцарте, какого мы сегодня узнали и почувствовали, то наш урок можно было бы назвать строчкой Блока «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Действительно, в рамках одного произведения мы услышали столь различные нюансы одногоэмоционального состояния, подвижность и изменчивость музыкальных настроений.
Мы узнали другого Моцарта, произведения которого могут вмещать многообразную гамму человеческих эмоций. А не только рассказывать о бесконечной радости и веселье. В нашей жизни бывают не только радостные, но и минуты печали...