N.B. Обязательно перечитайте «Пиковую даму» А. С. Пушкина.




Гид по летнему чтению

Для учащихся 11 класса

Отделения теории и истории мировой культуры

Гимназии № 1514 г. Москвы

(список литературы, советы, рекомендации, вопросы и задания)

 

Разъяснительная записка

Ребята, в 11 классе нам c вами предстоит продолжить осваивать ключевые навыки работы с литературными текстами, а также познакомиться с основными произведениями русской и мировой литературы конца XIX – XX веков.

Вашему вниманию предлагается гид по чтению, который поможет вам организовать процесс вашего летнего чтения. Внимательно прочитайте список литературы и гид от начала до конца. Вы можете начинать свое чтение, отталкиваясь от наиболее заинтересовавших вас названий произведений, имен авторов, а также вопросов и заданий. Последовательность знакомства с текстами вы определяете сами. В списке литературы выделены произведения, прочитать которые нужно обязательно. Если вы настроены по преимуществу прагматически, то вам следует читать произведения в той последовательности, как они даны в списке, в первую очередь обращаясь к обязательным текстам. Но летом вы можете позволить себе и более свободный режим чтения – читайте то, что вам интересно! Гид по чтению и предназначен для того, что помочь вам сориентироваться в мире литературы и дать возможность каждому выстроить маршрут собственного путешествия по литературным пространствам.

Интересного вам чтения, познавательных разнообразных впечатлений и хорошего лета! До встречи в сентябре!

Если у вас возникнут вопросы по списку литературы и гиду, пишите мне по адресу:

miksanatik@mail.ru. В эпистолярной же форме вы можете делиться своими промежуточными наблюдениями, задавать мне вопросы по конкретным произведениям, спрашивать, если у вас возникают какие-то сомнения. Также можно отправить мне запрос, если вам не удалось найти какое-то произведение: я постараюсь вам помочь и обеспечить вас его электронной версией.

Удачи,

Наталья Андреевна.

 

Список литературы

Ф. М. Достоевский. Записки из подполья. Преступление и наказание.

Какие убийства совершают герои произведений А. С. Пушкина «Пиковая дама », Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? С какой целью они убивают? Осознают ли они свой поступок как преступление? Присутствуют ли элементы детективного сюжета в этих произведениях?

Попробуйте прочитать «Преступление и наказание» как традиционный детектив. Возможно ли это? Перечислите все доводы «за» и «против».

Отметьте в тексте все сны и видения героев. Сколько их? Кому из персонажей снятся сны? Как содержание сна связано с сюжетом романа и с образом героя, которому он снится? Попробуйте сами выявить функции сна как художественной формы в литературном произведении.

К. Гамсун. Голод. Пан.

Какие общие черты можно найти в произведениях К. Гамсуна и Ф. М. Достоевского?

Н. Г. Чернышевский. Что делать?

Как в романе Чернышевского представлена тема семьи и брака? Сравните типы семей в романах Достоевского («Преступление и наказание») и Чернышевского (что связывает вступающих (вступивших) в брак людей: любовь, расчет, традиция, что-то еще?на чем строятся семейные отношения? опишите состав семей, насколько он полный, с чем это связано?). Почему тема семьи занимает такое большое место в этих произведениях?

Обратите внимание на сны Веры Павловны. Сколько их? Подумайте, зачем они нужны, каково их место в романе? Какие общие черты можно найти в четвертом сне Веры Павловны и сне Родиона Раскольникова, который приснился ему на каторге?

Л. Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Семейное счастье. Война и мир. Казаки. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Хаджи-Мурат.

Какие типы семей представлены в романе Толстого? Сравните семьи у Толстого с семьями в изображении Достоевского и Чернышевского.

Найдите объекты сатирического изображения в романе Толстого. Какие средства сатиры использует Толстой?

Каковы средства изображения внутреннего мира персонажей использует Толстой? Как вы думаете, что в применении к произведениям Н.Г.Чернышевский назвал «диалектикой души»? Внутренний мир каких персонажей изображен наиболее подробно?

Как показана война в произведениях Толстого (сравните «Севастопольские рассказы» и «Войну и мир»)? Каковы составляющие образа войны у Толстого?

Сравните изображение Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и в третьем томе романа «Война и мир»,

Составьте краткие биографии Пьера Безухова и Андрея Болконского (укажите род их занятий и мыслей в разные периоды их жизни).

Обратите внимание на сны героев в «Войне и мире». В чем отличие писательской техники Достоевского и Толстого в изображении снов и видений?

Как в «Войне и мире» изображается сознание умирающего человека (внимательно проанализируйте эпизод смерти князя Андрея)?

Г. Флобер. Госпожа Бовари.

Какие проблемы, связанные с темой брака, семьи, замужества, поставлены в произведениях Л. Н. Толстого, а также романе Г. Флобера «Госпожа Бовари»? Кто из героинь выходит замуж по любви, а кто нет? Каковы взаимоотношения в семьях, изображенных в данных произведениях? Каким образом реализуется тема адюльтера (супружеской измены)?

Вспомните, как раскрывается тема брака и семьи в произведениях уже изученных вами писателей («Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгении Онегине» А.С. Пушкина, «Обломове» И. А. Гончарова, «Отцах и детях» И. С. Тургенева, «Грозе» и «Бесприданнице» А.Н. Островского, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова).

Какова историческая основа следующих произведений, созданных в разное время?

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Арап Петра Первого.

Л. Н. Толстой. Война и мир.

М. Митчелл. Унесенные ветром.

Стендаль. Пармская обитель.

С. Есенин. Пугачев.

М. А. Булгаков. Белая гвардия.

А. Н. Толстой. Петр Первый.

Есть ли в них искажение исторических фактов? Какую роль в историческом процессе играет в этих произведениях отдельная личность? Каким образом показана история (чьими глазами, в каких масштабах, с какой степенью подробности)? Насколько точно и каким образом воспроизводится исторический колорит? Каковы закономерности развития истории в этих произведениях (под воздействием каких факторов формируется история)? Каково место частного человека в исторических событиях?

Д. Фаулз. Женщина французского лейтенанта.

Д. Барнс. История мира в 10 ½ главах.

В. Пелевин. Происхождение видов.

Как понимают исторический процесс писатели-постмодернисты? Какое место в нем отводится прогрессу и эволюции?

Ф. И. Тютчев. Лирика.

А. А. Фет. Лирика.

Как изображен дворянский усадебный быт в лирике А. Фета? Выделите основные связанные с ним мотивы? Какие общие черты изображения дворянского усадебного быта можно найти в лирике А. Фета и произведениях Л. Н. Толстого? Из каких элементов складывается усадебное пространство в произведениях указанных авторов?

 

Э. Золя. Исповедь Клода.

Мопассан. Новеллы. Милый друг. Жизнь. Пышка.

О. Уайльд. Портрет Дориана Грея.

Э. Ростан. Сирано де Бержерак.

 

А. П. Чехов. Дуэль. Дом с мезонином. Толстый и тонкий. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Попрыгунья. Человек в футляре. Ионыч. Душечка. Дама с собачкой. Черный монах. Студент. Скрипка Ротшильда. Предложение (шутка в одном действии). Вишневый сад. Три сестры. Дядя Ваня. Чайка.

Вспомните, какой тип героя назван «маленьким человеком»? Что вы уже знаете о нем, изучив произведения А. С. Пушкина («Станционный смотритель», «Медный всадник»), Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине», «Записки сумасшедшего»)), А. Н. Островского («Бесприданница»), Ф. М. Достоевского («Бедные люди», семья Мармеладовых в «Преступлении и наказании»). Какую трансформацию претерпевает этот тип в произведениях А. П. Чехова?

 

Л. Н. Андреев. Жизнь человека; Реквием; Рассказ о семи повешенных. Иуда Искариот. Большой Шлем. Рассказ о Сергее Петровиче. В темную даль. Жизнь Василия Фивейского. Призраки. Красный смех.

Как раскрывается тема смерти в произведениях Л. Андреева? Вспомните, в каком произведении русской литературы впервые дается развернутое, психологическое описание смерти человека?

Следующие произведения созданы в разное время. В каждом из них одной из центральных является тема смерти:

В. Гюго. Один день приговоренного к казни.

Ф. М. Достоевский. Бесы.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича.

А. П. Чехов. Скрипка Ротшильда.

Т. Манн. Смерть в Венеции.

Ж.-П. Сартр. Стена.

Э. Хемингуэй. По ком звонит колокол.

А. А. Ахматова. Реквием.

Д. Сэлинджер. Повести («Выше стропила, плотники»).

К. Воннегут. Бойня номер пять.

 

С помощью каких художественных и психологических приемов создается образ умирающего человека? Какие эмоции испытывают умирающие герои? В каких случаях герой делает сознательный выбор между жизнью и смертью? Всегда ли это самоубийство? Как смерть человека отражается на жизни других людей? Как вы понимаете определение «испытание смертью»? Кто именно через него проходит? Какие важные нравственные, эстетические и философские проблемы ставят писатели в данных произведениях?

Французский символизм

Ш. Бодлер. Цветы зла. Стихотворения в прозе.

П.-М. Верлен. Поэтическое искусство. Романсы без слов. Соответствия.

А. Рембо. Лирика. Пьяный корабль.

Метерлинк. Слепые. Синяя птица. Там, внутри.

Серебряный век

Старшие символисты

 

В. Я. Брюсов. Лирика. Огненный ангел.

Вяч. Иванов. Лирика.

Младшие символисты

А. Белый. Лирика. Петербург.

«Петербургский текст» в русской литературе.

Эта тема для вас не новая. Вы уже встречались с ней и подробно обсуждали на материале произведений А.С. Пушкина («Евгений Онегин», «Медный всадник»), Н. В. Гоголя («Ревизор», «Шинель»), Ф. М. Достоевского («Бедные люди»).

Знаете ли вы другие тексты, связанные с изображением Петербурга в литературе XIX века?

N.B. Обязательно перечитайте «Пиковую даму» А. С. Пушкина.

Обратите внимание на следующие тексты:

Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание.

А. Белый. Петербург

А. А. Блок Двенадцать.

Е. А. Замятин. Наводнение.

А. А. Ахматова. Поэма без героя.

А. Битов. Пушкинский Дом

Как изображен Петербург в произведениях авторов более позднего времени? Обратите внимание на детали, из которых складывается образ города: есть ли в произведении история основания города, каков в нем ритм жизни, климат, что конкретно изображено в городе (районы, учреждения, здания)? Какие художественные приемы используют писатели, изображая Петербург? Какие трансформации претерпевает этот образ в произведениях авторов более позднего времени? Можно ли говорить об особой литературной традиции, преемственности изображения Петербурга в русской литературе?

А. А. Блок. Собрание стихотворений в 3-х кн. Двенадцать. Соловьиный сад. Скифы. Пушкинскому дому.

Акмеизм

Н. С. Гумилев. Лирика.

О. Э. Мандельштам. Лирика.

А. А. Ахматова. Лирика. Реквием. Поэма без героя.

Футуризм

Т. Маринетти. Первый манифест футуризма. Технический манифест футуризма.

В. В. Маяковский. Лирика. 150 000 000. Клоп. Баня.

И. Северянин. Лирика.

Б. Л. Пастернак. Сестра моя – жизнь. Поверх барьеров. Близнец в тучах. Высокая болезнь. Девятьсот пятый год. Лейтенант Шмидт. Охранная грамота. Доктор Живаго.

В. Хлебников. Лирика. Зангези.

 

М. Цветаева. Лирика. Поэмы.

Е. А. Замятин. Мы. Я боюсь. Уездное. Наводнение.

С. А. Есенин. Лирика. Анна Снегина. Пугачев.

Э. Ростан. Сирано де Бержерак.

М. Горький. Старуха Изергиль. Песня о Соколе. Макар Чудра. Челкаш. На дне. Варвары. Мать.

В рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» включены две старинные легенды. Зачем они нужны, каково их место в рассказе? Вспомните повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Какие фольклорные жанры присутствуют в этом произведении? Какова их роль? Какова жанровая форма таких произведений, как «Песня о Соколе» М. Горького и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха? Знаете ли вы еще произведения-легенды, произведения-сказки, произведения-притчи? Почему современные авторы обращаются к этим жанровым формам? Какое отношение к древнейшим формам и жанрам литературы имеют произведения Кафки, Маркеса, Толкиена?

А.С.Пушкин. Капитанская дочка.

Р. Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.

Ф. Кафка. Процесс. Превращение. Замок.

Г. Г. Маркес. Сто лет одиночества.

Д. Толкиен. Хоббит, или Путешествие туда и обратно. Властелин колец.

 

 

И. А. Бунин. Сборник рассказов «Темные аллеи». Чистый понедельник. Солнечный удар. Легкое дыхание.Господин из Сан-Франциско. Жизнь Арсеньева.

А. И Куприн. Поединок. Гамбринус. Впотьмах.

М. М. Зощенко. Рассказы. Голубая книга. Перед восходом солнца.

С помощью каких художественных средств А. М. Зощенко создает «некультурную» речь своих героев? Обратите внимание на лексические, грамматические и синтаксические особенности языка рассказов А. М. Зощенко. Вспомните, что вам уже известно о сказе как особой повествовательной форме. В каких произведениях вы уже встречались с ним?

 

Модернизм

М. Пруст. В сторону Свана.

У. Фолкнер. Шум и ярость.

Д. Джойс. Улисс.

Т. С. Элиот. Стихотворения. Бесплодная земля.

Л. Пиранделло. Шестеро персонажей в поисках автора.

В. Вулф. Миссис Делоуэй. На маяк.

С. Соколов. Школа для дураков. Между собакой и волком.

 

На рубеже XIX – XX вв. и в XX веке было создано множество произведений на библейские, античные и средневековые сюжеты. Обратите внимание на следующие из них (мы будем обращаться к ним на уроках):

Л. А. Андреев. Иуда Искариот.

М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Б. Шоу. Пигмалион.

Т. Манн. Доктор Фаустус.

Д. Джойс. Улисс.

Ж.-П. Сартр. Мухи.

А. Камю. Калигула.

М. Павич. Хазарский словарь.

П. Зюскинд. Парфюмер (История одного убийцы).

Определите источники сюжетов, лежащих в основе этих произведений. Знаете ли вы другие произведения на библейские, античные и средневековые сюжеты? Какие трансформации претерпевают эти сюжеты в произведениях более поздних эпох? Как вы думаете, почему авторы обращаются к ним?

 

А. Камю. Посторонний. Чума. Калигула. Недоразумение.

А. П. Платонов. Усомнившийся Макар. Река Потудань. Фро. Возвращение. Котлован.

Н. А. Заболоцкий. Стихотворения. Столбцы. Торжество земледелия. Безумный волк. Деревья.

Т. Манн. Смерть в Венеции. Иосиф и его братья. Доктор Фаустус. Волшебная гора.

Д. Хармс. Рассказы. Старуха. Елизавета Бам.

И. Шмелев. Лето господне. Няня из Москвы.

Х. Л. Борхес. Рассказы.

М. А. Булгаков. Белая гвардия. Дни Турбиных. Собачье сердце. Зойкина квартира. Мастер и Маргарита.

Найдите в произведениях М. А. Булгакова прием гротеска и фантастического допущения. Для каких целей они служитат?

И. Ильф и Е. Петров. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

М. А. Булгаков. Похождения Чичикова.

Попытайтесь выявить элементы сюжета, образной структуры, мотивы, художественные приемы, связывающие произведения И. Ильфа и Е. Петрова и М. А. Булгакова с романом Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Какие события легли в основу следующих произведений?

А. А. Блок. Двенадцать.

И. Э. Бабель. Конармия.

М. А. Булгаков. Белая гвардия. Дни Турбиных.

Э. Хемингуэй. По ком звонит колокол. Прощай, оружие. Старик и море.

Э. М. Ремарк. Три товарища. На западном фронте без перемен. Триумфальная арка.

В. В. Вишневский. Оптимистическая трагедия.

А. А. Фадеев. Разгром.

М. А. Шолохов. Тихий Дон.

Какую роль играет война (революция) в жизни общества, в судьбе отдельного человека? В каких произведениях она изображается как историческая катастрофа, а в каких как борьба за «правое дело»? Какова авторская точка зрения на изображенные исторические события?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: