Тема: Жанры новостной информации. Отчет как один из наиболее популярных и востребованных жанров современной отечественной публицистики.




Лабораторная работа № 6

Сегодня в журналистике существует несколько теорий жанровой структуры публицистики. Это неизбежное следствие эволюционных преобразования. Она, как все в этом мире, развивается, привносятся новые жанровые формы, наработанные в процессе оттачивания журналистского мастерства, появления новых, конкурирующих друг с другом информационных ресурсов, а также и экспериментов над синтезом различных жанров.

В современной газетной публицистике насчитывают до тридцати различных жанров. Однако их теоретическое существование отнюдь не означает их постоянного и устойчивого использования в практической журналистике. Время, с учетом всех тенденций жизни той или иной эпохи, особенностей социального, политического, экономического и т.п. мироустройства, а также, как ни странно образа жизни, уровня занятости и интеллектуального уровня живущих в этой эпохе граждан, «выносит» наверх, то есть актуализирует, делает более востребованными в СМИ жанрами одни, а другие отправляется в «архив» до лучших времен. Как это случилось, к примеру, с сатирическими жанрами, являющимися одним из составляющих элементов группы художественно-публицистических жанров. Сегодня практически ушел в историю памфлет, фельетон, бывшие весьма популярными жанрами в российской публицистике начала ХХ века. Отличительной же особенностью современной публицистики стало слияние, некий синтез жанров, когда характерные черты сливаются, смешиваются и очень трудно найти в газетах или журналах жанр в его классической «чистой» форме. Это отнюдь не означает, что современные журналисты не знают теории журналистики (хотя и такое бывает!), или работают непрофессионально. Напротив, смешивая жанры, экспериментируя, они добиваются сочности стиля, колоритности подачи материала, обретая «свой голос» и, как следствие, мастерство.

Как мы уже отмечали, система жанров – подвижная структура, с течением времени, в силу социальных, политических, культурных, технических и пр. перемен в обществе, динамично меняется и она. Отвечая на запрос читательской аудитории, в систему жанров печатных СМИ входят новые жанровые формы, уходят в «архив» утратившие актуальной жанры. К примеру, в современных учебниках журналистики описан ряд жанров, пополнивших «жанровую» семью журналистики в постсоветский период. Появление новых жанров вызвано, главным образом, влиянием англосаксонской журналистики и попытками российских журналистов подстроиться под ее стандарты, воспринимаемые частью журналистского сообщества как образцы. Выход же на российский медиарынок зарубежных брендов (журналы Русский Newsweek или Smart Money, газета «Ведомости» как совместное предприятие Financial Times и The Wall Street Journal и др.) способствовал распространению и популяризации новых жанров, особенно среди журналистов, пришедших в профессию в XXI в.

К новым жанрам следует отнести, прежде всего, выделение различных типов новостных заметок с учетом тематики, информативности и композиции текста. В целом ряде изданий новостные заметки стали основной формой публикаций, оттеснив прочие жанры на периферию. Квалификация же журналиста оценивалась в зависимости от способности регулярно находить и быстро писать новости.

Это контрастирует с традиционным для отечественной журналистики подходом, где жанр «новостная заметка» рассматривался как второстепенный и поверхностный, а упор делался на аналитических и художественно-публицистических жанрах. Именно умение создавать тексты в этих жанрах было ключевым показателем профессионального уровня журналиста.

Известный специалист по технологии журналистской работы М. И. Шостак выделяет, в частности, пять видов новостных заметок, отличающихся размером, наполнением и композиционным построением.

Хроникальная заметка — новость одной строкой либо одним абзацем. Информация подается по убыванию важности (принцип «перевернутой пирамиды»), а текст содержит ответы на шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?).

Короткая заметка в стиле hard — сообщение, также построенное по принципу «перевернутой пирамиды», однако содержащее лид, в котором изложена суть события, и «подкрепляющий материал» — предысторию, возможные последствия, упоминания о похожих событиях.

Расширенная заметка в стиле hard — короткая заметка в стиле hard, дополненная подробностями случившегося с объемом до 100 машинописных строк.

Мягкая новость — менее оперативное сообщение, в котором акцент переносится с итогов события на обстоятельства.

Наглядная новость — информирование о событиях через описание ситуаций, впечатлений или действий в развитии. Текст при этом частично строится по хронологии.

Большие материалы, написанные в рамках англосаксонской модели журналистики, другой автор, М. В. Григорян, называет «длинная статья» и определяет как сочетание аналитики, расследования, репортажа и описания жизненных ситуаций и историй персонажей. Особенность композиции такого текста — чередование «фактов» и «красок» (того, что даст наглядность и эмоции). При этом факты разделяются на основные, задающие проблему и определяющие ракурс и контекст, и вторичные, обычно представляющие собой статистические данные или цитаты специалистов. «Краски» также подразделяются на введение-рассказ, когда проблему иллюстрирует история персонажа, и вторичные «краски», когда персонажа помещают в другую ситуацию, появляются другие персонажи либо проблема показывается с другой стороны.

К новым жанрам можно также отнести сочетание различных жанровых форм, используемое для раскрытия одной темы. О таком подходе, в частности, упоминает Л. А. Васильева, называя это методом «инфотейнмент» - «разыгрывание новости». Материал в таких случаях представляет собой комбинацию иллюстраций и пяти-семи текстов: новость, интервью с участником события, разъясняющая заметка, справка, мнение эксперта, история проблемы и др.

Перечисленные выше жанры не отражают всего многообразия текстовых журналистских жанров, появившихся в постсоветской журналистике. Скорее, это малая часть таких жанров, становление которых происходило в последние десятилетия и продолжается сейчас. Данные жанры отличает лишь то, что они осмыслены, зафиксированы и описаны в учебно-методической литературе по журналистике. Кроме того, эти жанры дают представление о направлениях жанрообразования и жанротворчества в современной журналистике.

Считается, что активно используют сегодня около двух десятков жанров. Хотя практически и постоянно используется гораздо меньше жанровых форм. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным. В зависимости от назначения жанров они объединяются в несколько групп. Первая из них – жанры новостной информации: заметка, отчет и репортаж.

Заметки и отчеты стали наиболее актуальными сегодня жанрами в отечественной журналистике. Они в равной степени востребованы как у журналистов печатных, так и у журналистов электронных СМИ. У последних особенно, поскольку оперативная подача информации на этих ресурсах «диктует» и форму их подачи. К тому же читатели таких СМИ – люди, привыкшие жить в режиме «онлайн», быстро сменяющихся событий, новостей, большого потока информации.

Но мы остановимся, если так можно выразиться, на классике жанра. Поскольку находимся только в начале пути, а это требует четкого понимания и качественного овладения техникой написания текстов в их классическом жанрово виде.

Итак, новостные жанры. К этим жанрам обращаются тогда, когда стремятся сообщить читателям новость. Под новостью мы понимаем то, что неизвестно всей читательской аудитории газеты или хотя бы ее части. Однако не каждый факт, не каждое событие могут представлять интерес для читателей и стать новостью. Это зависит от актуальности факта – его общественного значения. Актуально то, что привлекает к себе внимание читателей, возбуждает их интерес – личный и общественный. Факт может сохранять свою актуальность длительное время или быстро терять ее – это зависит от многих обстоятельств. В том числе – от масштабности факта. Иные факты актуальны лишь для ограниченной аудитории, другие представляют широкий общественный интерес. В определении их актуальности для газеты немалую роль играет ее тип и уровень. Так, например, решение студента и студентки университета создать новую семью вряд ли станет для журналиста городской или областной газеты поводом для написания репортажа или хотя бы заметки – слишком мелок для такого издания масштаб данного факта, в наше время подобное событие стало заурядным. Но в низовой, университетской газете о нем могут напечатать заметку, для узкой студенческой аудитории оно сохраняет свою актуальность.

В поисках актуальной информации следует различать новость и новое. Новость – это то, что неизвестно всем или подавляющему большинству читателей. Новое – это неизвестное об уже известном. Поясним это примером. Более века тому назад один из немецких медиков открыл замечательные лечебные свойства аспирина, ставшего с тех пор распространенным лекарством при простуде, гриппе и других инфекционных заболеваниях. Пресса поспешила сообщить широкой аудитории эту весьма актуальную новость. Однако лишь недавно была открыта неизвестная прежде способность аспирина, предотвращать свертываемость крови человека и образование в ней тромбов, являющихся причиной многих инфарктов и инсультов. Журналисты не замедлили, конечно, сообщить читателям в своих заметках эту новую, актуальную для многих информацию об известном всем лекарстве. Для многих читателей, страдающих сердечными болезнями, она стала сенсационной новостью.

Получить новость, представляющую интерес для всех читателей, сильнейшим образом воздействующую на их чувства, – стремление всех журналистов газеты. Такая новость долго сохраняет свою актуальность, она дорого ценится и приводит к быстрому расширению аудитории издания.

Цель автора заметки – возможно быстрее сообщить читателю актуальную новость – определяет основные особенности этого жанра газетных публикаций. Прежде всего, её структуру: обычно она представляет собой своеобразную перевернутую пирамиду – начинается с опорного факта, содержащего новость, и далее детализирует ее в последующих предложениях. Такое построение текста облегчает его восприятие и при необходимости его сокращение – с последних абзацев или строчек, суть сообщения остается неизменной в начальных абзацах. Стремление обеспечить оперативность передачи читателю информации, содержащейся в заметке, ограничивает ее объем: обычно она не превышает двух-трех десятков строк, нередко ограничивается в предельно лаконичном оперативном сообщении – разновидности этого жанра – всего одним-двумя предложениями. Тем же объясняются и особенности стиля заметки: в ней избегают стилистических красот, она деловита, подчас суха, но точна.

От автора заметки не требуют подробных описаний и характеристик. Но он обязан ответить на «триаду» вопросов: Что произошло? Где произошло? Когда произошло? Иногда к этому присоединяют ответ и на четвертый вопрос: Кто участвовал в событии? Этого достаточно для сообщения новости. О ее значении разъяснят в последующих репортажах и корреспонденциях.

Свои особенности – у названия заметки. Нередко заметки публикуют блоками, подборками, без заголовков – под тематическими рубриками. Чаще, однако, заметка имеет заголовок. Обычно в него выносят указание на опорный факт заметки, тогда заголовок передает ее суть: «ВУЗы Донецка перешли на удаленный режим», «Украинские ФВУ опять нарушили режим тишины» и т.п.

Роль автора заметки ограничивается сообщением информации и обозначается иногда его подписью. Однако это не означает его пассивного отношения к факту, о котором он сообщает в заметке. Уже сам выбор этого факта фиксирует позицию автора – его заинтересованность в получении данной информации.

Отношение журналиста к событию, привлекшему его внимание, выявляется с еще большей определенностью в отчете – жанре, который весьма часто выходит на газетные полосы. Автор отчета не ограничивается в его тексте ответами на вопросы, обязательными для заметки. Его цель – сообщить о существенных подробностях события, которое он описывает. Объем текста возрастает, как и роль автора, который может, если посчитает это нужным, сопровождать сообщение своим комментарием и оценкой. У отчета – свой предмет отображения: событие, развертывающееся во времени, состоящее из ряда деталей. Большинство событий, получающих отображение в этом жанре, имеет специфическую устную форму выражения содержания, их можно слышать, – тогда публикуют отчеты о конференции, собрании, встрече политиков, судебном заседании и т.п. Иногда за событием можно наблюдать, и в газете появляется отчет о спортивном матче или демонстрации.

В газетах используют разные виды отчета. Простейший из них – прямой информационный отчет. В нем воспроизводят событие в полном соответствии с его ходом во времени. Нередко здесь приводят выступления участников события – встречи, конференции и т.п. – в сжатом пересказе, изложении важнейших мыслей и положений, перемежая это цитатами из самых интересных высказываний. Авторская оценка выступлений выражается в отборе фактов, деталей и подробностей. Все, что журналист считает несущественным, он оставляет за рамками отчета.

Нередко автор отчета не только сообщает о событии, но стремится и прокомментировать его. Он играет в своем тексте более активную роль. Его комментарий может принимать различную форму сжатых характеристик, дающих представление о значении какого-либо выступления или о реакции на него других участников встречи, или выражаться в кратких авторских отступлениях и даже в сжатой полемике с выступавшим. Иногда комментарий принимает форму вступления к отчету, раскрывающего цели его публикации, или в авторском заключении, подводящем итоги обсуждения. В результате в газете появляется аналитический отчет. Точка зрения журналиста, редакции получает здесь развернутое выражение.

Разновидность аналитического отчета – тематический отчет. Его посвящают самой актуальной теме, важнейшей проблеме, поднятой на собрании или встрече. В соответствии с этим группируется материал отчета, второстепенные детали и подробности опускаются. В таком отчете иногда сообщают лишь о нескольких выступлениях, тематически связанных между собой. Или же посвящают его одному важнейшему выступлению, сообщая об остальном в кратком пересказе.

Иногда сообщение о событии в отчете используют лишь как повод для постановки актуальных вопросов. Автор отказывается от подробного освещения события в целом, используя отдельные его элементы. В таком – проблемном отчете анализ выходит далеко за рамки первоначального события, захватывая новые факты, необходимые для постановки важной проблемы. Автор проблемного отчета не только дает оценку событию, но и раскрывает значение вопросов большого общественного звучания. Отчет приобретает черты, сближающие его с проблемной статьей. От прямого информационного отчета он отличается и своей более свободной композицией, и стилистикой. Вообще для стиля отчета характерна деловитость, экономность, отказ от всего, что мешает передаче главного. Однако при необходимости в аналитическом и тем более проблемном отчете используют образные средства языка – метафору, яркий эпитет, сравнение и т.п. Они помогают автору выразить отношение к сообщаемому, воссоздать атмосферу, в которой проходило событие.

Выразительные языковые средства особенно часто применяют в отчетах о событиях, проходящих в зримой форме, – о народных празднествах, спортивных соревнованиях и т.п. Для таких отчетов характерна эмоциональность стиля.

Публикацию отчетов в газете полезно планировать. Это позволит, с одной стороны, избежать перегрузки газетного номера текстами в этом жанре. А с другой стороны, – даст журналисту возможность лучше подготовиться к написанию отчета, получить предварительно хотя бы первичное представление о том, чему будет посвящено событие. Выбор темы отчета и его формы обычно происходит на месте события, в процессе его развития. Это предопределяет необходимость присутствия автора отчета на месте события, о котором он собирается сообщать. Лишь в некоторых ситуациях, когда невозможно обеспечить присутствие журналиста на встрече или собрании, о котором он должен опубликовать отчет, ему позволяют написать его, используя протоколы, текст или тезисы доклада, диктофонную запись выступлений и т.п.

Отчет – коварный жанр. Представление некоторых начинающих журналистов о легкости подготовки текста в этом жанре очень часто приводит к творческим неудачам. К публикации в газете раздутых скучных отчетов, нередко занимающих целые полосы. Чтобы избежать подобных неудач, от автора требуется, прежде всего, умение находить актуальную новость даже на скучном собрании, на бесполезной встрече. Если же это оказывается невозможным, у журналиста появляется повод для написания критического отчета с анализом причин неудачи организаторов события.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: