КУРСОВАЯ РАБОТА
Современная лекция и ее особенности в процессе преподавания экономических дисциплин
(на примере чтения лекции на тему:
«Налоговая система Республики Беларусь»)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Лекция и ее особенности в процессе преподавания экономических
дисциплин ………………………………………………………………………..5
1.1. Особенности преподавания экономических дисциплин
в современных условиях …………………………………………………..5
1.2. Сущность и место в учебном процессе лекции……………………..7
1.3. Структура лекции. Подготовка лекции……………………………..10
1.4 Варианты чтения лекции……………………………………………..13
2 Методическое обеспечение подготовки и чтения лекции ………………..15
2.1.Программная аннотация………………………………………………15
2.2. Опорный конспект лекции……………………………………………16
2.3. Хрестоматия……………………………………………………………22
2.4. Контрольные вопросы………………………………………………..23
2. 5. Задачи и упражнения…………………………………………………24
2.6. Проблемные вопросы…………………………………………………26
2.7. Основные понятия и категории………………………………………27
2.8. Список рекомендуемой литературы………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………………….32
Введение
Проблема качества образования, подготовка конкурентоспособных специалистов способных в быстро меняющихся условиях рынка труда приобретать и развивать свои знания самостоятельно на протяжении всей жизни, требуют постоянного совершенствования учебного процесса, оптимизации его на основе инновационных технологий. Основная задача учебного заведения - подготовка специалиста необходимой квалификации, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, владеющего профессиональными навыками и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности в соответствии с социальным заказом, готового к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый [1]. Анализируя современные тенденции развития методов обучения, можно сделать вывод, что методика обучения должна быть построена так, чтобы стимулировать учащихся к активной познавательной деятельности, направленной на процесс усвоения материала.
В связи с этим становится чрезвычайно важным решение таких проблем, как овладение преподавателями новыми образовательными технологиями, формирующими не только творческую активность, но и адекватную мотивацию изучения специальности в целом и конкретной дисциплины в частности, и овладение технологией творческого решения различных проблем.
Учитывая актуальность вышеперечисленных положений, была выбрана тема курсовой работы: «Современная лекция и ее особенности в процессе преподавания экономических дисциплин».
Объект курсовой работы: процесс преподавания дисциплины «Экономика организации». Предмет курсовой работы: использование лекции в процессе формирования профессиональных качеств специалистов на уроках дисциплины «Экономика организации»
При выполнении курсовой работы необходимо решить следующие задачи: 1) на основе изучения и анализа различных литературных источников выявить особенности преподавания экономических дисциплин в современных условиях; 2) на основании современных требований к будущему специалисту обосновать необходимость использования лекции при изучении экономических дисциплин; 3) рассмотреть практическое применение лекции в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации».
В соответствии с поставленными задачами работа разделена на две основные части – главы: в первой - рассматриваются особенности преподавания экономических дисциплин в современных условиях; на основе изучения и анализа литературных источников раскрывается сущность лекции и методика ее подготовки при проведении занятия. Вторая часть посвящена разработке методике обеспечения подготовки и проведения лекции по теме «Налоговая система Республики Беларусь». В заключении подводится итог проделанной работы, на основании которого сделаны выводы о системе экономического образования и методике преподавания.
При исследовании круга вопросов, обозначенных в работе, была использована в основном психолого-педагогическая и учебно-методическая литература. Среди авторов, монографии и статьи которых были изучены в работе, следует назвать таких известных, как Ильин Т.А.,Селевко Г.К., Соловьянчик А.А. Леонтьев А.А., Калицкий Э.М. и др. Методы исследования: - теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, учебно - программной документации; - эмпирические – педагогическое наблюдение, письменный и устный опрос.
ГЛАВА 1 ЛЕКЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ