Акме-психология развития когнитивной сферы личности
Вопросы к зачету.
1. Предмет и задачи когнитивной акме-психологии. Соотношение с другими акмеологическими науками.
2. Основные понятия когнитивной акме-психологии: ресурс, потенциал, резерв, интеллектуальный ресурс, когнитивные ресурсы, акмеологические задатки и т.д.
3. Методология и методы когнитивной акме-психологии.
4. Теоретическое и прикладное значение изучения когнитивной акме-психологии.
5. Новейшие достижения в области исследования динамики когнитивных ресурсов.
6. Развитие системы когнитивных ресурсов человека и познавательных возможностей человеческой психики.
7. Профилактическая работа психолога по минимизации рисков истощения когнитивных ресурсов.
8. Формирование и развитие системы ресурсов саморегуляции и саморазвития человека.
9. Применяемость теории акмеологии к анализу мышления, интеллекта и творчества профессионала.
10. Понятие когнитивный стиль, познавательный стиль деятельности.
11. Акмецелевые программы самореализации творческих потенциалов (И.И.Пирогова, П.Ф.Лесгафта, В.М.Бехтерева, Б.Г.Ананьева, Е.С.Кузьмина).
12. Основные понятия и принципы акме-психологической диагностики когнитивных процессов.
13. Особенности акмеологических методов исследования когнитивных процессов.
14. Акмеологическая экспертиза.
15. Акмеологическая квалиметрия когнитивных процессов.
16. Возрастные особенности когнититвных процессов в период зрелости. Акмеологическая зрелость.
17. Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах.
18. Когнитивные возможности в зрелом возрасте.
Содержание дисциплины
Когнитивная акме-психология как научная дисциплина.
Предмет и задачи когнитивной акме-психологии. Соотношение с другими акмеологическими науками. Основные понятия когнитивной акме-психологии: ресурс, потенциал, резерв, интеллектуальный ресурс, когнитивные ресурсы, акмеологические задатки и т.д. Методология и методы когнитивной акме-психологии. Теоретическое и прикладное значение изучения когнитивной акме-психологии.
Познавательные возможности человеческой психики.
Новейшие достижения в области исследования динамики когнитивных ресурсов. Развитие системы когнитивных ресурсов человека и познавательных возможностей человеческой психики. Профилактическая работа психолога по минимизации рисков истощения когнитивных ресурсов. Формирование и развитие системы ресурсов саморегуляции и саморазвития человека.
Мышление как основа интеллекта и творчества профессионала.
Применяемость теории акмеологии к анализу мышления, интеллекта и творчества профессионала. Понятие когнитивный стиль, познавательный стиль деятельности. Акмецелевые программы самореализации творческих потенциалов (И.И.Пирогова, П.Ф.Лесгафта, В.М.Бехтерева, Б.Г.Ананьева, Е.С.Кузьмина). Место и роль когнитивных процессов в акмеограмме профессионала.
Акме-психологическая диагностика когнитивных процессов.
Основные понятия и принципы акме-психологической диагностики когнитивных процессов. Особенности акмеологических методов исследования когнитивных процессов. Развитие способностей анализировать и оценивать ситуацию с различных позиций. Формирование прогностических умений в предвидении результатов своих действий. Акмеологическая экспертиза. Акмеологическая квалиметрия когнитивных процессов.
Психолого-акмеологическая специфика развития когнитивных процессов в зрелом возрасте.
Возрастные особенности когнититвных процессов в период зрелости. Акмеологическая зрелость. Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах. Когнитивные возможности в зрелом возрасте.
Примеры практических заданий.
1. Одну из первых моделей интеллекта предложил:
А) Дж. Гилфорд;
Б) Ч. Спирмен;
В) Дж. Равен;
Г) Г. Айзенк;
2. Установите соответствие:
Подход: Трактовка интеллекта:
1- биологический а) обучаемость человека;
2- педагогический б) приспосабляемость человека;
3- структурный в) совокупность способностей;
3. Глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами – это:
А) эвристика;
Б) мышление;
В) креативность;
Г) интеллект;
4. Термин «коэффициент интеллектуальности» ввел:
А) В.Штерн;
Б) Ч. Спирмен;
В) Дж. Равен;
Г) Г. Айзенк;
5. Крылатую фразу «в тиши зреет интеллект» можно отнести к:
А) сангвиников;
Б) флегматиков;
В) холериков;
Г) меланхоликов;
6. По международным стандартам «коэффициента интеллектуальности» дебильность относится к:
А) от 50 до 70 Q;
Б) от 84 до 116 Q;
В) от116 до 120 Q;
Г) от 120 до 200 Q;
7. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта, которую назвал:
А) квадратической;
Б) кубической;
В) тетраэдрической;
Г) цилиндрической;
8. Вербальный интеллект в большей степени детерминирован:
А) природными задатками;
Б) воспитанием и обучением человека;
В) наследственностью;
Г) скоростью протекания нервных процессов;
9. Невербальный интеллект в большей степени детерминирован:
А) природными задатками;
Б) воспитанием и обучением человека;
В) культурой страны, в которой проживает человек;
Г) национальными особенностями;
10. Своего оптимума в развитии невербальный интеллект достигает:
А) в момент рождения;
Б) в 40-45 лет;
В) в старости;
Г) в 21-22 года;
Литература:
а) основная:
1. Ананьев Б.Г. Человек как субъект познания. СПб.: Питер, 2000.
2. Баранова Л.В. Психолого-акмеологические особенности развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2009.
3. Введение в акмеологию / В.Г.Зазыкин, Е.А.Смирнов. – Иваново, 2013.
4. Деркач А.А Акмеология. М.: РАГС, 2004.
5. Евдокимов О.С. Акмеологическое обеспечение развития партнерской позиции руководителя. М.: РАГС, 2009.
6. Селезнева Е.В. Общая акмеология: учебное пособие / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2009.
б) дополнительная:
7. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998.
8. Баранова Л.В. Психолого-акмеологические особенности развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2009.
9. Волхонская, Юлия Николаевна. Психолого-акмеологические особенности профессионально-личностной самореализации студентов с творческой направленностью [Электронный ресурс]: дис.... канд. псих. наук: спец. 19 00 13 - психология развития, акмеология (психол. науки) / Ю. Н. Волхонская. - Электрон. текстовые дан. - Кострома, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - 100.00.
10. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2001.
11. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.
12. Деркач А.А., Секач М.Ф., Михайлов Г.С. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости руководителя. М., 1999.