Либеральные реформы 60—70-х гг. XIX в.




Отмена крепостного права подтолкнула к осуществлению новых преобразований. Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органов местного самоуправления — земств. Ранее существовавшая система с назначением чиновников из столицы и с огромными полномочиями показала свою непригодность в новых условиях.

Кроме этого, учреждая земства, правительство рассчитывало задобрить дворянство, значительная часть которого была недовольна отменой крепостного права. «Дворянство, — писал К. Д. Кавелин, — не может примириться с мыслью, что правительство освободило крестьян, как ему хотелось, а не как хотели дворяне, что дворянство даже не было порядочно выслушано. Роль первого сословия империи в деле такой важности вышла жалкая и унизительная». Поэтому одной из причин земской реформы было желание возместить для дворян, хотя бы частично, утрату прежней власти. Создавая местные органы самоуправления, правительство надеялось также на то, что их деятельность сможет отвлечь наиболее активную часть общества «от политических мечтаний», заставит заниматься конкретными полезными делами.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Те и другие избирались на трехлетний срок. Все избиратели делились на три курии: землевладельцев, городских избирателей, выборных от сельских обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, хотя и ограниченными имущественным цензом, то по третьей - многоступенчатыми и бесцензовыми. Земства были лишены каких-либо политических функций, занимались исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведении земств находилось устройство местных путей сообщений, почты, школ, больниц, попечение о местной торговле и промышленности и т.д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статистики, страховые агенты и прочие земские служащие, имевшие профессиональную подготовку. Деятельность земств даже в этих, весьма скромных рамках, была чрезвычайно полезна и необходима. Помимо этого, земства становились очагами общественной деятельности либерального дворянства.

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные (земские собрания) состояли из представителей всех сословий в лице избранных гласных (депутатов). Гласные как в уезде, так и в губерниях избирались на 3 года. Земские собрания выбирали исполнительные органы — земские управы, которые также работали 3 года. Председателем земского собрания был предводитель дворянства. За законностью действий земств следил губернатор. Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения. Земства не были введены в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии — там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там помещики не были русскими. Земская реформа имела недостатки. Прежде всего, был непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы фактически строились по сословному признаку. При этом распределение по куриям давало значительные преимущества дворянам. Круг вопросов, решаемых земствами, был ограничен. Тем не менее, создание земских учреждений было успехом сторонников конституционного правления. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция.

Реформа городского самоуправления. По тем же принципам, что и земская, проводилась городская реформа, получившая силу закона 16 июня 1870 г. В 509 городах России вводились новые органы самоуправления - городские думы, избираемые на четыре года. Городские думы избирали на тот же срок исполнительные органы - управы. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками исключительно хозяйственных вопросов. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Городские избиратели делились на три курии по имущественному принципу, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Лица, не имевшие собственности в городе и не платившие городских налогов (рабочие, интеллигенция, служащие), в выборах участия не принимали. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие.

При всей своей ограниченности городская реформа была шагом вперед в деле городского самоуправления. Она, как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа. В 1861 г. государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные юристы страны. Видную роль здесь играл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, под руководством которого к 1862 г. были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам и легли в основу судебных уставов. Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нём присяжных заседателей и адвокатов (присяжных поверенных). Это являлось значительным шагом вперёд по сравнению с феодально-сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой. В соответствии с этим новый суд строился на принципах буржуазного права: равенство всех сословий перед законом; гласность суда; независимость судей; состязательность обвинения и защиты; выборность некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов — мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Мировым судьей мог стать только «местный житель» не моложе 25 лет, обладавший безупречной репутацией. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз: высшее или среднее образование и владение недвижимым имуществом вдвое выше, чем при выборах в земства по землевладельческой курии. При этом они получали довольно высокую заработную плату — от 2,2 до 9 тыс. рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей - особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а присяжный поверенный и его помощник сверх того пятилетний стаж судебной практики. Мировой судьёй могло быть избрано лицо, обладавшее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трёх лет на государственной службе. Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась. Судебная палата рассматривала также дела о должностных преступлениях чиновников. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Реформа устанавливала гласность ведения судов. Они стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора — представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, князь А. И. Урусов и другие, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Хотя судебная реформа была наиболее последовательной из буржуазных реформ, однако и она сохраняла немало черт сословно-феодальной политической системы, последующие указания вносили в судебную реформу еще большее отступление от принципов буржуазного суда. Сохранялись духовный суд (консистория) по делам духовным и военные суды для военных. Высшие царские сановники - члены государственного совета, сенаторы, министры, генералы - судились особым, Верховным уголовным судом. В 1866 г. судебные чиновники фактически ставились в зависимость от губернаторов: они обязаны были являться к губернатору по первому вызову и «подчиняться его законным требованиям». В 1872 г. было создано Особое присутствие правительствующего Сената специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям. Закон 1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати. В 1889 г. был ликвидирован мировой суд (восстановлен в 1912 г.).

Военные реформы. Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современной европейской. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем Д. А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1861 году. Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20 лет (позднее — с 21 года). Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 6 лет. Во флоте — 7 лет. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до 6 месяцев (для имевших высшее образование).

В 60-х гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии - Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и д.р. Улучшилась система управления вооружёнными силами. Всё это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность.

Реформы 60-70-х гг. резко поменяли жизнь в России, а также заложили основы формирования в России гражданского общества и правового государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: