ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ НА РАБОТЕ




Деловой этикет

Приветствия, обращения, знакомства

Приветствия обусловлены «неравенством» в этикете, поэто­му следует помнить, что первыми обязаны приветствовать: мо­лодые — старших, входящие — присутствующих, запаздываю­щие — ожидающих и т.д.

Большое значение при приветствиях имеет манера держаться. На человека, с которым здороваешься, следует смотреть пря­мо, с улыбкой. Крайне неприятное впечатление производит че­ловек, который, протягивая правую руку для приветствия, ле­вую держит в кармане, смотрит в сторону, вниз или продолжает разговаривать с другим человеком.

Сидящий молодой человек, приветствуя женщину или старшего по возрасту и положению человека, должен обязательно встать. Если он приветствует лиц, проходящих мимо, не вступая с ними в разговор, он может не вставать, а лишь приподняться.

Формы приветствия могут быть разными: от «Здравствуйте» или «Доброе утро» до простого кивка головой. Одной из наиболее рас­пространенных у нас форм приветствий является рукопожатие.

Первыми для рукопожатия подают руку женщины, старшие по воз­расту или положению.

При обращении к незнакомому, малознакомому человеку или официальному лицу всегда следует говорить «Вы». Форма обра­щения «ты» выражает более близкие отношения с человеком.

Правила хорошего тона предусматривают, как следует пере­ходить с «Вы» на «ты». Переход на «ты» может предложить толь­ко старший младшему и начальник подчиненному. Молодой человек может попросить близ­ких старших говорить ему «ты». При этом сам он продолжает говорить им «Вы».

Пред­ставляясь или представляя кого-то, обычно называют фамилию, имя, отчество, иногда — должность или звание. Существует ряд общепринятых правил, которые необходимо соблюдать при пред­ставлении и знакомстве.

УСТРОЙСТВО НА РАБОТУ

Как правило, работодатель сначала знакомится с вами по вашей анкете, включающей краткую автобиографию (резюме), где описан опыт работы, имеющий отношение к возможной будущей работе.

Теперь все чаще при устройстве на работу спрашивают наличие рекомендаций. Люди, готовые дать характеристику, должны быть профессионалами в дан­ной области, уважаемыми людьми, это могут быть бывшие непосредствен­ные начальники. Моло­дому человеку, впервые поступающему на работу, рекомендацию могут дать декан, профессор, уважаемый преподаватель того факультета, который он закончил, или руководитель той организации, где он проходил практику.

Если ваше резюме принято и вам назначено время собеседования, к нему нужно хорошо подготовиться. Для этого необходимо собрать как можно больше сведений о той компании или фирме, которая пригласила вас на со­беседование. Кроме того, необходимо тщательно обдумать то, что вы собираетесь сообщить о себе.

Какова бы ситуация ни была, не следует просить работу, лучше рассказать о своих профессиональных интересах и достижениях, о том, какую пользу вы могли бы принести данной фирме. Всю линию поведения необходимо проанализировать заранее. Важно придержи­ваться некоторых правил, соблюдение которых поможет вам при устройстве на работу. Прежде всего, ни в коем случае нельзя опаздывать на собеседование; нельзя садиться, пока вам этого не предложат; в любой ситуации нужно дер­жаться с достоинством, ясно и вразумительно отвечая на вопросы; не стоит говорить о членах семьи и о знакомых высокопоставленных людях; нужно взять с собой все документы, которые могут потребоваться; соблюдать правила этикета.

Оденьтесь соответствующим образом. Не стоит приходить устраиваться на работу в шортах, майке, пляжных тапочках и так далее.

Мужчинам целесообразно надеть костюм, а женщинам - деловое платье или жакет с юбкой.

Общаясь с работодателем, не жуйте резинку и не курите.

Если вас спросят, что вы умеете, говорите только о том, что относится непосредственно к предлагаемой работе. Не нужно вводить в заблужде­ние работодателя, если вы чего-то не умеете делать (кстати, в стандартном резюме есть стро­ка «личные свойства», куда можно написать «легко обучаюсь» или «люблю учиться»).

Если будут спрашивать о ваших слабостях, отвечая, не забудьте упомянуть о ваших сильных сторонах, связанных с работой.

Во время собеседования вы должны не только отвечать на вопросы, но и сами задавать их.

Вы можете спросить обо всем, что касается вашей будущей работы: о продолжительности рабочего дня, о непосредственном начальнике, о характере и сложности работы; предстоит ли вам специально чему-либо учиться; о перспективах служебного роста, о планах фирмы и, конечно, о зарплате.

В конце собеседования не забудьте подтвердить свою заинтересованность (если, конечно, так оно и есть) в получении данной работы.

Не бойтесь собеседования, помните, что это наилучший способ продемонстрировать свои способности. Ваша задача заключается в том, чтобы показать, что вы есть тот самый человек, который заинтересован именно в данной работе.

Работодатель, принимающий вас на работу, рискует в большей степени, чем вы. Он не знает заранее, чего можно ждать от нового сотрудника и оправдаются ли связанные с ним расходы. Чтобы уменьшить этот риск, работодатель ищет человека с высокой мотивацией труда.

После собеседования принято написать благодарственное письмо тому, кто с вами разговаривал. Если в течение двух недель сообщения из фирмы, где вы проходили собеседование, не поступит, можно позвонить или напи­сать письмо тому, кто вел с вами беседу. Если ответа не будет (хотя уважающие себя организации всегда присылают ответ, пусть даже отри­цательный), больше не надо настаивать.

Первое впечатление о вас формируется за 20-30 секунд и надолго становится вашим имиджем в глазах коллег, руководителей и партнеров. Поэтому особенно важно уметь грамотно представиться. Для этого необходимо соблюдать четыре правила:

Ваши первые 10 слов должны быть очень важными.

Наиболее эффективным средством быст­рого достижения взаимопонимания явля­ется выражение благодарности за встречу. Для создания обстановки эмоционального доверия необходимо в первых десяти сло­вах беседы обязательно назвать имя чело­века, например:

«Я очень рад встретиться лично с вами, Владимир Викторович».

Подобные фразы прекрасно работают и при общении с людьми, которых вы уже знаете:

«Владимир Викторович, спасибо вам за предложение встретиться».

Обращайте внимание на других. Сдержанная улыбка и заинтересованный взгляд — ваш лучший образ для начала общения с новыми людьми. Контроль над своими эмоциями и внешнее соответствие им, реакция на эмоции других создают об­раз открытого и приятного человека.

В общении интеллигентный человек всегда придерживается принципа позитивности. Смысл его сводится к простой формуле: «Если вы не можете сказать ничего приятно­го или положительного, лучше промолчать».

Следите за походкой. Позитивный настрой, блеск в глазах, ре­шительность и активность создают имидж успешного человека, с которым хочется иметь дело. Правильная осанка, энергич­ная походка и живая мимика — все это со­ставляющие образа, способствующего развитию карьеры.

Наряду со способами создания хорошего впечатления существует целый ряд вещей, которые могут безнадежно его испортить:

■Взъерошенные волосы Грязные волосы в офисной среде могут позволить себе только системные адми­нистраторы.

■ Стоптанная грязная обувь Начните карьеру с покупки хоро­шей обуви.

Неприятный запах Без комментариев.

Неухоженные руки Самая заметная часть ваших рук, на ко­торую люди обращают внимание, — это ногти. Они всегда должны быть в идеальном состоянии. Для мужчин это короткие, аккуратно подстриженные, безупречно чистые ногти. Для женщин — маникюр со средней длиной ногтей, лак естественных тонов.

■ Бегающий взгляд Взгляд должен быть уверенным и спо­койным.

■ Неуместные прикосновения Единственная оправданная форма при­косновения друг к другу в деловой сре­де — это рукопожатие. Пока вы не ус­тановили с другими людьми близкие от­ношения, похлопывание, подталкива­ние локтем или легкие прикосновения будут восприниматься ими как навязчи­вые действия.

■ Жаргонный язык Естественно, что специалист должен уметь красиво говорить без помощи жаргонных слов и выражений.

ВНЕШНИЙ ВИД СОТРУДНИКОВ

Одежда персонала должна соответствовать сфере деятельности фирмы. Про­думанный стиль в одежде сотрудников фирмы может существенно улучшить ее имидж. Сотрудникам крупных компаний с более формальной системой общения и иерархией в управлении лучше носить официальный деловой костюм, хорошо выглядеть, использовать соответствующие аксессуары.

В небольших фирмах к имиджу сотрудников предъявляется меньше требований. Следует учитывать, что чем моложе компания, тем уве­реннее и стабильнее она должна выглядеть, поэтому сотрудникам молодых динамичных фирм рекомендуется быть более демократич­ными в выборе собственной одежды.

Для МУЖЧИНЫ наиболее распространенным видом официаль­ной одежды по-прежнему остается костюм. Поэтому молодому человеку, работающему в офисе, или студенту желательно со­блюдать следующие правила ношения костюма.

Не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь. С костюмом не носите сумку спортивного типа. К костюму надевайте галстук. Деловой костюм без галстука носить не желательно.

Сорочка, надетая к костюму, должна иметь длинные рукава. Счита­ется элегантным, если манжеты сорочки видны из-под рукавов пиджа­ка на 1,5—2 см, а воротничок выступает над воротником пиджака на 1— 1,5 см.

Светлые костюмы носите днем — летом и весной, вечером же, осо­бенно осенью и зимой, — темные. Наиболее распространенные цвета — различные оттенки серого и синего.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут (нижняя пуговица всегда расстегнута). Полностью расстегнуть пуговицы пиджака можно за столом или сидя в кресле. Вставая, необходимо застегнуть пиджак на верхнюю пуговицу.

Черная обувь подходит к костюмам всех цветов, светлая обувь — ко всем, кроме черного и синего. Лакированные туфли но­сят только к вечернему костюму. Носки подбираются в тон костюму, но темнее. Они не должны быть слишком короткими.

Брюки должны быть такой длины, чтобы спереди они чуть спуска­лись на обувь, а сзади доходили до начала каблука.

Галстук должен быть светлее костюма и темнее сорочки, он не дол­жен быть ярким или с пестрым узором. В завязанном состоянии он дол­женкасаться нижним концом пряжки ремня. Черный галстук — знактраура. Галстук-бабочка для официальных торжеств или праздников на­девается только к темным костюмам.

Желательно иметь при себе два носовых платка. Первый, «рабочий» — в кармане брюк, второй, чистый — во внутреннем кармане пиджака. Не кладите ручку, очки, расческу в нагрудный карман пиджака.

Плохое впечатление на окружающих производят броские ювелирные украшения, волосы на груди, виднеющиеся через расстегнутую или слиш­ком тонкую рубашку, чересчур прилизанные жирные волосы на голове. Усы и борода должны быть ухоженными и подстриженными.

ЖЕНЩИНЫ пользуются значительно боль­шей свободой в выборе фасона одежды и ткани, чем мужчины. Однако при выборе одежды и женщине следует придерживаться определенных правил.

Основное правило, которое женщине следует соблюдать всегда — это соответствие одежды времени и обстановке. Поэтому в дневное вре­мя не принято принимать гостей или ходить в гости в роскошных платьях. Для таких случаев надевают простое элегантное платье или платье-кос­тюм. Слишком модные модели одежды подходят только молодым и строй­ным женщинам.

В крупных фирмах и небольших агентствах су­ществуют свои корпоративные правила в отношении формы одежды. В некоторых крупных компаниях (банки, страховые компании, юридические фирмы и др.) это строгий офисный стиль, в маленьких агентствах — стиль casual. Деловой этикет диктует следующие нормы в одежде:

Придерживайтесь того стиля одежды, ко­торый характерен для большинства со­трудников компании или сотрудников одного с вами уровня.

Недопустимо носить более дорогую одеж­ду, чем ваш непосредственный руководи­тель.

Манера одеваться отражает не только собственное мнение о самой себе, но и то, на какое отношение претендует женщина со стороны окружающих. Если она хочет показать сослуживцам, начальству, заказчикам и клиен­там, что она причисляет себя к бизнесменам высокого класса, то не стоит носить на работе слишком короткие юбки и глубоко декольтированные блузки

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ НА РАБОТЕ

Многие люди часто испытывают замешательство от того, что иногда не очень хорошо представляют, как лучше вести себя в рабочей обстановке. Мужчины, обычно галантные в общении с дамами, не знают, нужно ли им держать дверь открытой, чтобы дать женщине пройти, а женщины, стре­мящиеся доказать, что они ни в чем не уступают мужчинам, могут болез­ненно реагировать на любой знак внимания, подчеркивающий их принад­лежность к другому полу.

Если исходить из идеи равенства мужчин и женщин и руководствовать­ся правилами обычной вежливости, во­прос о том, как вести себя представи­телям противоположных полов в служебной обстановке, отпадет сам со­бой:

— дверь открывает тот, кто к ней ближе стоит;

— в лифт первым входит и выходит из него тот, кто находится ближе к Двери;

— прикурить другому дает тот, у кого в руке зажигалка;

— и мужчины, и женщины поднимаются со стула, чтобы поприветствовать клиента или посетителя, вне зависимости от его пола;

— и мужчины, и женщины обмениваются рукопожатиями; на службе нет правил, предписывающих, кто первым должен подать руку;

— независимо от того, кто кого приглашает на ленч, платит приглашающий;

— если на работе все пользуются общей ко­феваркой или чайником, также все по очереди моют эти предметы, женщины не должны на службе «вести хозяйство»;

— ни мужчинам, ни женщинам на работе не следует называть сотрудников уменьшитель­ными именами и прозвищами, никаких «ми­лочек» и «лапочек», если кто-то продолжает упорствовать, необходимо останавливать его до тех пор, пока не подействует;

— даже если хочется вести себя на работе так, как в нерабочей обстановке, нельзя позво­лять себе делать этого.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: