ПЛАН-ГРАФИК
проведения производственной педагогической практики
студентов 41 группы (ЗФО) педагогического факультета.
(специальность «01-01 01 01ДО»)
1. Сроки проведения практики: с 15 января 2018 по 10 марта 2018
2. Базы проведения практики: по месту жительства и работы
3. Производственная педагогическая практика в дошкольных учреждениях проводится по этапам, на которых предусмотрена следующая деятельность студентов:
1 этап, 1-ая неделя:
-участие в установочной конференции, встреча с администрацией дошкольного учреждения; распределение по группам; знакомство с детьми, воспитателями, психологом;
- изучение группы, в которой проходит практика;
- ознакомление с ведением воспитателем документации;
- составление индивидуального плана работы (текущего и перспективного) на период практики, оформление дневника;
- ведение дневника педагогических наблюдений (в течение всей практики);
- педагогическое наблюдение занятий воспитателя, их протоколирование, анализ;
- сбор первичного материала для выполнения задания по психологии;
- теоретическая и методическая подготовка к пробным занятиям;
- оказание помощи воспитателю в организации распорядка дня (в течение всей практики);
-консультации с методистами (по мере необходимости)
-выполнение педагогических и методических заданий по тематике 1-ой недели (см. приложение: содержание педагогических заданий)
2-я неделя:
- подробное изучение плана образовательной работы в группе;
- накопление эмпирического материала в ходе психологических наблюдений;
- консультации с методистами (по мере необходимости);
- нерегламентированная деятельность с воспитанниками (общение, игра, познавательная практическая (предметная -в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая) в детском коллективе в соответствии с распорядком дня и планом работы воспитателя;
|
- ведение дневника практики;
- выполнение педагогических и методических заданий по тематике 2-ой недели (см. приложение: содержание педагогических заданий).
3-я неделя:
-работа по плану образовательнойработы в группе;
- накопление эмпирического материала в ходе психологических наблюдений;
- консультации с методистами (по мере необходимости);
- нерегламентированная деятельность с воспитанниками (общение, игра, познавательная практическая(предметная -в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая) в детском коллективе в соответствии с режимом дня и планом работы воспитателя;
- ведение дневника практики;
- выполнение педагогических и методических заданий по тематике 3-ой недели (см. приложение: содержание педагогических заданий).
11 этап, 4-я, 5-я, 6-я,7-я,недели:
- выполнение всего объема образовательной работы, предусмотренной планом работы воспитателя и овладение ее разнообразными формами и приемами;
- самостоятельная подготовка рабочих планов (конспектов) учебных занятий;
- проведение зачетных учебных занятий по следующим образовательным областям: развитие речи и культура речевого общения, элементарные математические представления, ребенок и природа, искусство (изобразительная деятельность)
- посещение учебных занятий и воспитательных мероприятий студентов подгруппы, участие в их обсуждении и совершенствование умения анализировать их с психолого-педагогической точки зрения;
|
- самостоятельная организация распорядка дня (умывание, кормление, организация сна детей);
- участие в методической работе, проводимой в дошкольном учреждении;
- регулярный анализ проводимой и наблюдаемой образовательной работы с целью формирования убеждения о зависимости ее качества от уровня педагогической умелости и мастерства воспитателя;
- изучение и освоение методики важнейших форм воспитательной работы, осуществляемой воспитателем, путем активного участия в ее подготовке;
- самостоятельное проведение всего объема воспитательной работы, предусмотренной планом воспитателя и овладение ее разнообразными формами и методами;
- посещение и анализ воспитательных мероприятий, проводимых студентами подгруппы;
- проведение зачетного воспитательного мероприятия;
- участие в организации и проведении работы с родителями детей (посещение родительских собраний и оказание помощи воспитателю в их подготовке и проведении; индивидуальные беседы с родителями; ознакомление их с новинками психолого-педагогической литературы и т.д.);
- изучение работы воспитателя по ведению документации и приобретение в этом отношении соответствующего опыта;
111 этап 8-я неделя
-проведение самодиагностики
-участие в заключительной конференции на базе дошкольного учреждения
- подведение итогов практики, оформление итоговой документации.
По окончании производственной педагогической практики студенты должны предоставить следующую документацию:
1) индивидуальный план прохождения практики (разместить в дневнике)
|
2) дневник педагогической практики,
3) конспекты проведенных зачетных занятий (4 конспекта)
4) конспекты зачетных мероприятий (развлечение, консультация)
5)отчет о проделанной работе с анализом ее выполнения;
6) психологическое задание, его результаты;
7) характеристику администрации ДУ о практике студента.
Педагогические и методические задания по практике
Я неделя.
Тема: Организация и программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Сквозные задания на весь период практики:
-ведение дневника педагогических наблюдений;
- педагогическое наблюдение занятий воспитателя, их протоколирование, анализ;
- оказание помощи воспитателю в организации режимных моментов (в течение всей практики).
Задание№1. Знакомство с ДУ - базой педагогической практики.
В ходе беседы с представителями администрации выяснить особенности организации работы дошкольного учреждения: количество групп, педагогический состав, его образование и профессиональную подготовленность, контингент детей, комплектование групп. Требования к трудовой дисциплине и правила поведения в дошкольном учреждении.
Задание№2. Знакомство с группой детей дошкольного возраста.
Познакомиться с воспитателем и детьми, составить список детей группы. В ходе беседы с воспитателем выяснить особенности распорядка дня в УДО и организации образовательного процесса.
Задание№3. Составьте общую характеристику развития ребенка в зависимости от возрастной группы, в которой проходит практика.
Задание№4. Изучите деятельность воспитателя в группе. Составьте
хронометраж его деятельности по схеме. Количество строк в таблице зависит от этапов распорядка дня и видов деятельности.
Время | Виды совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня | Деятельность воспитателя | Деятельность помощ. воспитателя | Деятельность детей |
Задание№5. Изучите план образовательной работы с детьми в группе, методическое обеспечение и наглядные пособия. Укажите расписание непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми. Познакомьтесь с перечнем программно-методической литературы.
Задание№6. Составьте план образовательной работы на период практики.
Задание№7. Подберите разнообразные игры, соответствующие данному возрасту, способствующие сближению с воспитателем и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Организуйте их проведение в своей группе, согласовав с воспитателем.
Я неделя.
Тема: Организация совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня в группе детей дошкольного возраста
Задание№1. Составьте перечень распорядка дня для детей дошкольного возраста и проанализируйте его проведение в группе.
Методика выполнения задания
1. Изучите условия соблюдения в УДО санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья детей.
2. Проанализируйте, как воспитатель в группе учитывает при выполнении распорядка дня совпадение социальных и биологических ритмов детей.
3. В процессе наблюдения за деятельностью воспитателя отметьте:
- организован ли каждый этап распорядка дня увлекательно и интересно для детей;
- помогает ли воспитатель детям в выполнении бытовых процедур;
- закрепляются и совершенствуются ли ритуалы выполнения распорядка дня;
- созданы ли в группе оптимальные условия для их реализации;
- предусмотрены ли различные формы организации (прогулки, экскурсии, занятия, игры, трудовые и др. процессы);
-используются ли словесные, наглядные приемы, личный пример и др. во время соблюдения распорядка дня.
Составьте таблицу с нужным количеством строк.
Таблица анализа распорядка дня.
Распорядок дня | Требования программы | Условия группы | Формы организации | Приемы руководства |
Утренняя гимнастика | Укрепление и сохранение здоровья, физическое развитие, обеспечение двигательной активности | Гимнастика проводится в спортивном зале | ОРУ | Словесные указания, пример |
Задание№2. Изучив требования программы к формированию у
дошкольников культурно-гигиенических навыков, составьте перечень культурно-гигиенических навыков для детей данного возраста и проведите анализ сформированности культурно-гигиенических навыков детей группы.
Имейте в виду, что культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, правила культурного приема пищи, поддержания порядка в окружающей обстановке, в том числе и своего внешнего вида, аккуратного обращения с вещами как личного, так и общественного пользования, правила хорошего тона в общении со сверстниками и со взрослыми и др.
Задание№3. Изучите вопрос «Использование художественного слова
в ходе руководства распорядком дня». Подберите или разработайте текстовый художественно-литературный материал для организации этапов распорядка дня (например, подъем после дневного сна, подготовка к прогулке и др.).
Задание№4. Составьте конспект этапа распорядка дня "Подготовка к прогулке" с использованием художественного слова, проведите его в своей группе.
Задание№5. Проведите наблюдение и анализ организации физкультурных мероприятий в группе (анализ утренней гимнастики, проведение подвижных игр и др.).
Задание№6. Составьте конспект организации с детьми подвижных игр, проведите в своей группе, согласовав с воспитателем.
Имейте в виду, что подвижные игры, используемые воспитателем на прогулках, должны соответствовать возрасту детей, сезону, обеспечивать оптимальную двигательную активность каждого ребенка, укреплять здоровье детей.
Я неделя.
Тема: Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие),и самостоятельная деятельность детей в группе, работа с родителями
(наблюдение и анализ непосредственной организованной деятельности педагога с дошкольниками, наблюдение и анализ организации и руководства игровой, трудовой, художественно-речевой деятельностью детей, анализ работы с родителями).
Задание№1. Провести педагогическое наблюдение занятий воспитателя, их протоколирование и анализ по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения».
Задание№2. Провести педагогическое наблюдение занятий воспитателя, их протоколирование и анализ по изобразительной деятельности.
Задание№3. Провести педагогическое наблюдение занятий воспитателя, их протоколирование и анализ по образовательной области «Ребенок и природа».
Задание№4. Провести педагогическое наблюдение занятий воспитателя, их протоколирование и анализ по формированию элементарных математических представлений.
Методика выполнения задания.
Каждый студент ведет наблюдение и анализирует деятельность воспитателя. В записях отмечает:
- соответствует ли выбор задач для занятия требованиям программы и возможностям детей;
- реализованы ли воспитателем программные задачи на занятии;
- соответствует ли структура и логика занятия программным задачам;
- воспитательно-образовательная направленность занятия;
- развивающее значение содержания занятия, методов и приемов его проведения;
- активность детей на занятии (характер проявления), оценка степени активности детей группы, приемы активизации умственной деятельности детей, их действенность;
- каковы проявления самостоятельности детей на занятии, чем она обеспечивалась;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сочетание на занятии фронтальной и индивидуальной работы;
- стиль общения.
Задание №5. Проведите наблюдение и анализ организации и руководства игровой, трудовой, художественно-речевой деятельностью детей (по выбору)
Задание №6. Проанализируйте основные направления работы воспитателя
с семьей.
Задание № 7. Проанализировать пакет документов для работы с семьей (опросники, анкеты, консультации, беседы, совместные мероприятия с родителями).
(4-я,5-я, 6-я,7-я недели)
В течение 4 недель педагогической практики предусматривается следующая деятельность:
- выполнение всего объема воспитательно-образовательной работы, предусмотренной планом работы воспитателя и овладение ее разнообразными формами и приемами;
- самостоятельная подготовка рабочих планов (конспектов) учебных занятий;
-консультации с методистами;
- проведение зачетных учебных занятий по следующим образовательным областям: развитие речи и культура речевого общения, элементарные математические представления, ребенок и природа, искусство (изобразительная деятельность);
- посещение учебных занятий и воспитательных мероприятий студентов подгруппы, участие в их обсуждении и совершенствование умения анализировать их с психолого-педагогической точки зрения;
- самостоятельная организация и проведение распорядка дня (умывание, кормление, организация сна детей);
- участие в методической работе, проводимой в дошкольном учреждении;
- регулярный анализ проводимой и наблюдаемой образовательной работы с целью формирования убеждения о зависимости ее качества от уровня педагогической умелости и мастерства воспитателя;
- изучение и освоение методики важнейших форм воспитательной работы, осуществляемой воспитателем, путем активного участия в ее подготовке;
- самостоятельное проведение всего объема воспитательной работы, предусмотренной планом воспитателя и овладение ее разнообразными формами и методами;
- посещение и анализ воспитательных мероприятий, проводимых студентами подгруппы;
- проведение зачетного воспитательного мероприятия;
- проведение работы с родителями (зачетная форма по выбору);
- участие в организации и проведении работы с родителями детей (посещение родительских собраний и оказание помощи воспитателю в их подготовке и проведении; индивидуальные беседы с родителями; ознакомление их с новинками психолого-педагогической литературы и т.д.);
- изучение работы воспитателя по ведению документации и приобретение в этом отношении соответствующего опыта;
Содержание заданий по методикам дошкольного обучения(4-я,5-я, 6-я,7-я недели)
При проведении занятий важно помнить, что:
· занятие четко регламентировано по времени в соответствии с возрастом детей;
· занятие характеризуется наличием познавательной цели, программного содержании, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки;
· занятие имеет четко выраженную структуру: начало, ход и окончание.