Осенью 1925 года первым секретарёмЦК Компартии Казахской АССР стал Филипп Исаевич Голощёкин. Голощёкин сразу после прибытия в Кызыл-Орду в декабре 1925 г., выступая на партконференции в Кзыл-Орде, заявил, что до его приезда в Казахстане никакой советской власти не было. Своим заявлением он подчеркнул, что ему придется начинать с нуля, перечеркивая работу, проделанную его предшественниками. К 10 юбилею Октября в 1927 году Голощекин выступает автором двух работ - "Казахстан на Октябрьском смотре" и "10 лет Советской власти", где он обосновывает необходимость эскалации чрезвычайщины, буквально призывая к идее гражданской войны в ауле. На имя Сталина Голощекин отправил письмо, где обосновал необходимость проведения в Казахстане "Малого октября" и испрашивал "добро" на это мероприятие. [1].Следующим шагом должен был стать массовый переход казахов к оседлости.
Прекрасно понимая, что эти мероприятия вызовут протест со стороны местных коммунистов, Голощёкин начал борьбу с теми партийными лидерами, которые не разделяли его взглядов. Уже в 1926 году в «национал-уклонизме» были обвинены С. Садвакасов и С. Ходжанов. Гонениям подверглись С.Сейфуллин, М. Мурзагалиев, Н. Нурмаков, С. Мендешев и другие. Многие из них были удалены из республики. Ж. Султанов, С.Садвакасов, Ж. Мынбаев сняты со своих постов. В конце 1928 года начались первые аресты политических противников Голощёкина, в числе которых были А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Аймауытов, М. Жумабаев. Через два года были арестованы М. Тынышпаев, Ж. Досмухамедов, X. Досмухамедов и многие другие представители национальной интеллигенции.
Коллективизация
После устранения оппозиции в Казахстане, Голощёкин начал претворение в жизнь своей идеи «Малого Октября». В 1926—1927 годы был осуществлен передел пахотных и пастбищных угодий. Около 1 360 тыс. десятин сенокосов и 1 250 тыс. десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и середнякам. Следующим шагом стала конфискация имущества крупных баев-скотовладельцев с выселением их вместе с семьями за пределы районов проживания.
|
Результатом проведённой Голощёкиным коллективизации стал небывалый голод, поразивший все без исключения районы Казахстана. Уже весной 1931 года в Алма-Ату, ставшую к тому времени столицей, стали поступать сведения о голоде, однако власти их игнорировали и лишь ужесточали административный нажим. В итоге в течение 1931—1933 умерли около 2 млн казахов и 200—250 тыс. казахстанцев других национальностей. Несколько сот тысяч казахов откочевали в Китай, Монголию, Иран и Афганистан. Огромные потери понесло животноводство: с 1928 по 1932 год численность крупного рогатого скота сократилась с 6 млн 509 тыс. до 965 тыс. голов, овец — с 18 млн 566 тыс. до 1 млн 386 тыс. голов, лошадей — с 3 млн 616 тыс. до 416 голов, верблюдов — с 1 млн 42 тыс. до 63 тыс. голов. [2].
50. Очевидный кризис промышленности во всем СССР в первой половине 20-х годов привел к осознанию необходимости ускорения индустриального развития. Однако в Москве разгорелись споры о путях и методах его осуществления. Председатель Всесоюзного Совета Народного Хозяйства Ф. Дзержинский предлагал развивать в первую очередь легкую промышленность, чтобы получить быстрые доходы и обеспечить крестьян товарами народного потребления. Его заместитель Пятаков выступал за ускоренное развитие тяжелой промышленности. Средства, необходимые для модернизации производства и строительства новых предприятий, должны были быть получены у крестьянства через налогообложение, неравный товарообмен и коллективизацию. С 1926 г. страна берет курс на ускоренную индустриализацию.// Развитие транспорта и промышленности. Казахстан, по замыслам московских властей, должен был стать одним из основных районов ускоренной индустриализации. Ф. Голощекин, активно проводивший политику центра, выступал за создание в республике добывающей промышленности и железнодорожного транспорта для вывоза сырья. Таким образом, предусматривалось превращение Казахстана в сырьевую базу промышленно развитых регионов СССР. Ряд местных лидеров во главе с С. Садвакасовым выступили против и предлагали развивать обрабатывающую и легкую промышленность, учитывать при проведении индустриализации интересы республики, чтобы не превратить ее в колонию. Однако возобладала точка зрения Голощекина, и индустриализация Казахстана приняла неоколониальные формы.//Одной из первых крупных строек стало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги от Алма-Аты до Семипалатинска. Была построена дорога Петропавловск-Кокчетав, Акмола - Караганда, Илецк-Уральск, Рубцовск - Риддер, Караганда-Джезказган. //Одновременно с этим шла реконструкция существующих и строительство новых предприятий. Восстанавливались Риддерский, Карсакпайский комбинаты. Карагандинские угольные копи. Началось строительство Чимкентского свинцового завода. Балхашского и Джезказганского медеплавильных комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината. Индустриализация осуществлялась в обстановке нагнетания темпов и неоправданно завышенных планов. Уже в 1929 г. было принято решение о перес-мотре пятилетного плана в сторону увеличения основных показателей. В результате возникли сложности с обеспечением строящихся объектов рабочей силой, сырьем, оборудованием. Многие стройки были заморожены. Предприятия, хотя и давали продукцию, но тем не менее не могли набрать полную мощность. В целом индустрали-зация Казахстана продолжалась до самой второй мировой войны.
|
|
51. Коллективизация в Казахстане началась в 1927 году после 15 съезда ВКП (б) и связана с именем Ф.Голощекина, который был первым лицом в республике с 1925 по 1933 годы. В это время явно проявился примат политики над экономикой. Ф.И.Голощекин активно проповедовал идею «Малого Октября».
В Казахстане коллективизация должна была завершиться к весне 1932 года. Совершенно не учитывались ни национальные, ни климатические условия Казахстана. В погоне за высоким процентом вступивших в колхозы, с 1929 года началась насильственная коллективизация и седентаризация кочевников.
Следующим этапом коллективизации стала ликвидация кулачества и байства как класса.
В то же время Казахстан стал местом ссылки кулаков и их семей из других регионов СССР – к 1937 году их прибыло 180015 человек.
Компании по заготовке скота не учитывали реальных данных, зачастую планы превышали фактическое количество скота в 1,5-2 раза. В результате кочевое население осталось без скота (на хозяйство оставляли 2-3 баранов). Перевод казахов на оседлость также был насильственным. В 1930 г. осели 87136 хозяйств, а в 1933 – 242208. Седентаризация проводилась людьми, не имевшими никакого понятия о кочевом типе хозяйства, его специфике.
С 1930 года начались массовые откочевки казахов за пределы республики. До середины 1931 года откочевало 281 230 хозяйств, в основном в Китай, Афганистан, Иран, всего за время коллективизации из Казахстана ушло 1миллион 130 тыс. человек, из них 676 тысяч безвозвратно.
В марте 1930 года в «Правде» – официальном партийном органе появилась статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой критиковались перегибы в проведении коллективизации, однако для Казахстана она позитивных последствий не имела.
В 1931-33 годах в результате проводимой политики, неурожая и джута в Казахстане разразился голод.
52. Казахская интеллигенция написала письмо в Москву, в котором обвинили Ф.Голощекина в том, что его действия обрекли людей на голодную смерть В результате проведения силовой коллективизации сельского хозяйства, в Казахстане 1930-1932 годах разразился голод. Потери от голода, эпидемий и других лишений составили 40% населения. В 1930 году от голода погибли 313 тыс. человек, в 1931 году – 755 тыс. В 1932 году погибли или откочевали 769 тыс. человек. В 1931-1933 годы из 6,2 млн. жителей республики погибли 2,1 млн.. в том числе некоренного населения - 0,4 млн. человек. Репрессии и голод вызвали массовый отток населения. За пределы республики мигрировали свыше одного миллиона казахов, из них 616 тыс. - безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан. На 1 января 1933 году в республике насчитывалось всего 4,5 млн. голов скота, тогда как накануне коллективизации было 40,5 млн. голов. О голоде, о причинах катастрофы в июле 1932 года в Крайком ВКП (б), лично Ф.И.Голощекину писала группа деятелей республики: писатель Габит Мусрепов, заведующий Казахским государственным издательством Мансур Гатаулин, заместитель проректора Комвуза Муташ Давлетгалиев, проректор того же учебного заведения Емберген Алтынбеков и заведующий энергетическим сектором Госплана КАССР Кадыр Куанышев. Письма в Москву и в правительственные органы писали не только отдельные должностные лица, представители казахской интеллектуальной элиты, но и рядовые люди, большинство явных сторонников этого взгляда стали жертвами преследований. Власть Голощекина усиливалась, в своих выступлениях и докладах он всячески «разоблачал» тех, кто имел иную точку зрения на проводимые в республике политические и экономические мероприятия. Так называемое «Письмо пятерых» видных казахстанских деятелей культуры занимает особое место в истории Казахстана. В письме отмечалось: о нарушении ленинского принципа добровольности, неучета особенностей аула, о ликвидации середняка с баями. Также они обвиняли Голощекина в искривлениях генеральной линии партии по проведению коллективизации, уничтожении стимулов населения по развитию животноводства, что порождало отвращение к занятию скотоводством. Все авторы письма являлись членами Коммунистической партии. С учетом данного обстоятельства письмо сопровождалось коротенькой запиской с объяснением мотива предпринимаемого шага: «Податели этих вопросов не являются ни в какой мере «обиженными» людьми, так же, как людьми, жаждущими карьеры...Единственной нашей целью является помочь социалистическому строительству в Казахстане, указав на отдельные серьезные прорывы, ставя волнующие нас вопросы прямо по-большевистски перед Крайкомом в рамках партийной демократии и в порядке самокритики, являющейся главным оружием нашей партии. Поэтому мы уверены, что Вы ответите на наши вопросы, отнесясь к ним, как к предложениям, исходящим от здоровых товарищей среднего партактива, не связанных в какой-либо мере с именем других, в частности, «больших» людей». К сожалению, мрачные предчувствия оправдались. Выступление творческой интеллигенции было воспринято как националистическое проявление байских настроений. Авторы письма были обвинены в национал-уклонизме, защите интересов байства. Им стали угрожать исключением из партии и привлечением к уголовной ответственности. Сила психологического давления, которое испытали на себе авторы письма после знакомства с ним Крайкома, оказалась для них тяжким испытанием
5 июля 1932 года на объединенном заседании бюро Казкрайкома и Краевой контрольной комиссии «грех» им был отпущен, а письмо оценено следующим образом: «...полное затушевывание всех достижений социалистической перестройки Казахстана и достижений национальной политики, выпячивание только отрицательных моментов, критика всей проводимой линии Крайкома». Надо отметить, что данное письмо являлось не первым документом с сигналом SOS, поступившим во властные структуры, но это было первое письмо от коммунистов, причем не рядовых, а имевших значимый социальный статус. За этим письмом последовали и другие. Сложно утверждать однозначно о влиянии такого рода документов на кадровую политику ЦК ВКП (б), но факт есть факт: в январе 1933 году Ф. И. Голощекин, с именем которого связываются крайности в преобразовании сельского хозяйства Казахстана, был отозван из республики. Поражает своим мужеством и письмо Турара Рыскулова, советского государственного деятеля в Средней Азии, расстрелянного в 44 года. В марте 1933 года Т.Рыскулова Сталину пишет письмо об этом - «Прошу Вас ознакомиться с настоящей запиской и вмешаться в это дело и тем самым спасти жизни многих людей, обреченных на голодную смерть». В письме приведены данные о численности казахов за пределов республики: Средней Волге – 40 тыс.чел., Киргизии – 100 тыс.чел., Западной Сибири – 50 тыс.чел., Каракалпакии – 20 тыс.чел., Средней Азии – 30 тыс.чел., кочевники попали даже в такие отдаленные места, как Калмыкия, Таджикистан, Северный край и др., часть населения откочевала в Западный Китай. В письме приводятся данные о масштабах трагедий: в 1930 году в Актюбинский области проживало 1 012 500 чел., в 1932 году осталось 725800 чел. (или 7%); в Кзыл-Ординском р-не по большинству аулсоветов осталось 15 – 20 % населения; в Балхашском р-не (по данным местного ОПТУ) насчитывалось 60 тыс. чел., откочевало 12 тыс. чел., умерло 32 тыс. чел., осталось всего 12 тыс. чел. Масштабы трагедии были настолько велики, что голод 1930-1932 годов вошел в историю как годы «великого джута», величайшей трагедией казахского народа.
53. Последняя треть 30-х гг. ознаменовалась новой волной политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности «врагов народа» привели к физическому устранению почти всех сколько-нибудь влиятельных лидеров, могущих составить оппозицию правящему режиму, т.е. руководящих партийных и советских работников.
Для начала карательных мер против казахской национальной интеллигенции поступило непосредственно письмо Сталина. «Я целиком за привлечение беспартийных интеллигентов к советской работе. - писал Сталин 29 мая 1925 г. в письме, направленном в Алматы и сыгравшем роковую роль S судьбе казахской интеллигенции. - Я также за то, чтобы беспартийные быт привлечены к делу насаждения киргизской культуры и решительно против того, чтобы они быт допущены к делу борьбы на политическом и идеологическом фронте. Я против того, чтобы беспартийные интеллигенты занимались политическим и идеологическим воспитанием киргизской молодежи
В 1937-1938 гг. в «национал-фашизме» и шпионаже были обвинены Т.Рыскулов, Н.Нурмаков, С.Ходжанов, У.Кулумбетов, О.Исаев, ОЖандосов, А.Досов, А.Асылбеков, Ж.Садвакасов, С.Сафарбеков, Т.Жургенов и многие другие. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки - А.Бокейхан, А.Байтурсун, М.Дулатулы, А. Ермеков, Х.Досмухамедулы, М.Тынышбайулы, М.Жумабай, С.Сейфуллин, ИЖансугуров, Б.Майлин, С.Асфендияров, Ж.Шанин, К.Кеменгеров и мн. другие. Обвинение, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявили виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х 30-х гг, связях с японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами. Число арестованных в 1937 году по Казахстану достигло 105 тысяч человек, из них 22 тысячи были расстреляны. Расстрелы интеллигенции назывались высшей мерой социальной защиты, а концлагеря, заполнившие страну, местом социальной профилактики.
Если в середине 1937 г. в составе ЦК Компартии Казахстана было 85 членов, 35 кандидатов, 11 членов ревкома (всего - 121 человек), то к концу этого же года осталось только 68 человек, т.е. было уничтожено более половины членов ЦК. Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи, дети. Таким образом, к трагедии крестьянства прибавилась трагедия, интеллигенции, став тем самым трагедией и Несчастьем всего казахского народа. В настоящее время в республике реабилитировано около 40 тысяч жертв сталинского террора. Возвращены народу добрые имена А. Байтурсынова, М,Жумабаёва, Ж. Аймауытова, А. Букейхановэ, М. Дулатова, М. Тынышпаева, С. Асфендиарова и многих других деятелей Казахстана.
В 30-е годы тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его сущность в Казахстане проявилась в особо уродливых формах. Придание республике статуса союзной, различные общественные преобразования проходили под жестоким диктатом тоталитарного режима. Все силы идеологической системы КПСС были направлены на формирование безликой массы Щ «общности советских людей». Появилась послушная интеллигенция, целая армия верных чиновников-управленцев, главным методом управления стал террор. Отсчет истории начинали только с 1917 г. В месте с тем под видом «советских обычаев» (особенно после 1945 г.) преподносилась и языка. При отсутствии
демократических традиций в общественной жизни России подобный патернализм (старший брат) превращался по отношению к другим в настоящий геноцид.
Как известно, политические репрессии в Казахстане продолжались в конце 40-х и в начале 50-х гг. На этот раз они были связаны с перетряской на идеологическом фронте. В Казахстане они охватили область науки, литературы и искусства, Снова возродился тезис о «буржуазном национализме» среди национальной интеллигенции.
Объектом жестокой критики cтала «История Казахстана», изданная еще в 1943 году. Оценка антиколониальных восстаний в Казахстане, данная в этой коллективной работе, вызвала в научной среде острые дискуссии. В это же время вышла монография Е. Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е гг. XIX в.», посвященная восстанию Кенесары Касымова 1837-1847 гг. Взгляды автора, данные в этой работе, были объявлены развитием концепции буржуазных националистов, и монография Е. Бекмаханова была признана политически вредной. Вскоре было сфабриковано так называемое «дело Бекмаханова». Незамедлительно последовала расправа над ученым: изгнание из университета, исключение из рядов партии, лишение научных степеней и званий. «Дело Бекмаханова» было передано в суд. Согласно CT.58, п.10 УК РСФСР 2 декабря 1952 тода коллегия Верховного суда Казахской ССР приговорила Бекмаханова к 25 годам лишения свободы.
В конце 40-х - начале 50-х гг; жертвами подобных несправедливых политических обвинений стали видные ученые-обществоведы республики: А. Жубанов, X. Жумалиев, Б. Сулейменра, Е Исмаилов, Л. Домбровский. Президент АН Казахской ССР К. Сатпаев и выдающийся писатель и ученый М. Ауэзов, Т. Тажибаев - ректор КазГУ, подвергшие гонениям, вынуждены были оставить Казахстан. Ряд ученых-биологов, медиков и геологов, обвиненных космополитизме, также были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики.
Таковы некоторые факты политических репрессий в Казахстане конца 40-х - начала 50-х гг. в условиях тоталитарного режима тех лет, которые подтверждают вывод о том, что масштабы репрессий в Казахстане были очень велики. Они" имели свои формы и методы. А существовавшие на территории республики филиалы ГУЯАГа являлись важнейшим способом организации и укрепления действовавшего в те годы режима.
Трагедия казахской интеллигенции и казахского народа не завершается репрессиями 20-30-х и 40-50-х годов. Впереди были декабрьские события 1986 года.
54. Свой политический путь Мустафа начинал в Ташкенте. На Всеказахском съезде, который проходил 21-26 июля 1917 года в Оренбурге, встретились Алихан Букейханов и Мустафа Шокай. Они поняли, что их волнуют одни и те же вопросы, и могли долго размышлять о судьбе казахского народа, обсуждать его будущее. Букейханов убедил Шокая вступить в ряды Алаша. В недавно образовавшемся правительстве Алаш-Орда Мустафа занимал пост Министра иностранных дел.
Мустафа Шокай был полиглотом, он в совершенстве знал несколько языков: русский, немецкий, английский, французский, турецкий, узбекский. Благодаря этому Шокай получил возможность создавать аналитические обозревания и выступать с докладами в Париже, Лондоне, Стамбуле, Варшаве. Его политические обзоры и исследования, охватывающие тюркскую тематику, публиковались в зарубежных изданиях. Во французском городе Ножан-сюр-Марн, где Мустафа Шокай провел несколько лет своей жизни, установлен его бюст и памятная плита. Эта идея была реализована казахской диаспорой Парижа. Мустафа Шокай прибыл в Париж летом 1921 года с женой Марией. Поскольку жить в Париже было трудно, в 1923 году он с супругой переехал в город Ножан-сюр-Марн, что расположен на 15 километров южнее Парижа. Автором памятника Мустафе Шокаю в городе Ножан-сюр-Марн является скульптор Амангельды Кененбаев. Известный поэт, главный редактор журнала «Дәстүр» Касымхан Бегманов проделал большую работу по восстановлению честного имени Мустафы Шокая, имеющего безусловную ценность для казахской культуры. Он одним из первых провел многогранную исследовательскую работу в области шокаеведения, собирал редкие материалы в зарубежных архивах. Бегманов – автор двухтомника «Дорогами Мустафы Шокая» и документального фильма. В нашумевшем судебном процессе, который проходил несколько лет назад в Усть-Каменогорске, именно Касымхан Бегманов заступился за честное имя Мустафы Шокая и выиграл дело. Он посвятил свою историческую поэму «Шерлі Түркістан» (Печальный Туркестан) знаменитому алашевцу. 27 марта 1933 года Мустафа Шокай по приглашению Королевского института по международным делам в Лондоне выступил с докладом на тему «Советский Союз и Восточный Туркестан». После смерти Мустафы Шокая его жена Мария Шокай усыновила молодого парня Алима Алмата, который во время войны попал в плен. По возвращении на родину его ждало бы сталинское наказание – лагеря для «предателей родины». Алим Алмат так и остался в Европе. Он стал первым скрипачом, вышедшим из казахов. О Мустафе Шокае он впервые услышал от Амре Кашаубаева, когда учился в Алматинском музыкальном училище. Мустафу он знал только по рассказам Марии Шокай. Алим Алмат жил вместе с Марией Шокай в 1948-50 годы в городе Ножан-сюр-Марн.
55. В начале XX века народное образование Казахстана было связано с общественно-политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, принятый царским правительством в 1906 году, положил начало открытию смешанных русско-казахских школ. В учебных заведениях не хватало подготовленных учителей. Одно из самых крупных учебных заведений Туркестанская учительская семинария, не удовлетворяла потребности в них местных школ. В конце XIX - начале XX века в Казахстане открываются так называемые «новометодные» учебные заведения. Которые предлагали реформировать мусульманские школы и широко внедрять не только светские дисциплины, но и новую методику. Колониальная администрация поддерживала противников «нового метода» для мектебов, но они постепенно вытесняют «старометодные».
В первые десятилетия Советской власти в сфере повышения культурною уровня масс в Казахстане, как и во всем СССР, были достигнуты значительные успехи. В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией, развития школ и печати па родном языке, театров, клубов, подготовки кадров для всех сфер народного хозяйства, расширения для этих целей школ и курсов.
В колониальной окраине, каким был Казахстан, старая интеллигенция была немногочисленной. Многие из них. примыкавшие к алашскому движению, пострадали в ходе революции. Край не располагал и материально-технической базой для развёртывания культурного строительства.
Одной из неотложных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. В 1924 году в Казахской ССР возникло «Общество долой неграмотность». В декабре 1931 года было введено всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, а также девушек других восточных национальностей, для которых были открыты специальные школы в Чимкенте. Алма-Ате, Туркестане, Урде.
В 1930-1931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года - в районах с кочевым населением. Повсеместно создавались общественные фонды по всеобучу. Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По инициативе комсомольцев в 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход, ставший формой ликвидация неграмотности.
В конце 20-х голов была осуществлена реформа казахской письменности. Она была переведена с арабской графики на латинскую, а через 10 лет - с латинской на кириллицу. В результате реформы казахской письменности казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано народами Центральной Азии.
Города Риддер, Аулие-Ата, Шымкент были городами сплошной грамотности. К 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахов - 40%. Задачу полного искоренения неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов.
Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они занимались педагогической, литературной и переводческой деятельностью, создавали оригинальные учебники. В 1911 и 1914 IT в Оренбурге А.Байтурсынов издает сборник стихов «Маса», затем иллюстрированный букварь. В 1913-1917 гг. он является редактором газеты «Казах», издававшейся в Оренбурге на казахском языке. Первый учебник алгебры на казахском языке составил К. Сатпаев. первый учебник географии разработал А. Букейханов. он перевел на русский язык сборник стихов и назиданий Абая. В этот период складывается современный литературный казахский язык. К этому периоду относится творчество Асфендиара Кубеева, который начал с перевода произведений русских писателей, в 1910 году выходит сборник переведённых басен Крылова, а в 1913 году издаётся роман «Калым». С.Торайгыров сначала сотрудничает с журналом «Айкап», позже пишет роман «Камар Суду». Редактором журнала «Айкап», издававшегося с 1911 года, был М.Сералин, он занимался, в основном, журналистской деятельностью, а также переводческой, перевёл поэму Фирдоуси «Рустем-Зораб». У истоков казахской советской литературы стоял продолжатель традиций Абая – С. Сейфуллин, он сумел дать поэзии новое дыхание. С.Сейфуллин написал «Марсельезу казахской молодежи» и первый историко-революционный роман, отразивший положение народа в период революций и гражданской войны - «Трудный путь, опасный переход». М. Дулатов стал автором первого казахского романа «Бакытсыз Жамал». Он также переводит на казахский язык А.Пушкина, М.Лермонтова. И.Крылова, Ф.Шиллсра. Шакарим Кудайбердиев, племянник Абая написал философские и исторические труды, наиболее известные из них: «Родословия тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», «Енлик-Кебек», «Условия мусульманства». Ж.. Копеев был видным представителем клерикально-философского направления. М.Жумабаев перевёл на казахский язык Гёте, Гейне. Искусным переводчиком проявил себя и представитель дореволюционной интеллигенции Алихан Букейханов. В 1916-1917гг в Ташкенте К.Тогусов издаёт еженедельную газету «Алаш». В эти годы начинается творческий путь казахского прозаика и драматурга Ж.. Аймаутова.
Шла работа по установлению политического контроля над творчеством писателей и поэтов. С этой целью в 1926 году создаётся Казахская ассоциация пролетарских писателей, имевшая свой печатный орган «Кус жолы».
Первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая, был открыт в 1928 году. В 1929-1931гг. в Алма-Ате открылись институты: ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и медицинский. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году в Алма-Ате Казахского Государственного Университета. Начало подготовке инженерно-технических кадров в республике в 30-е годы XX века положило открытие Казахскою горно-металлургического института. Стали готовиться библиотечные кадры. В 1939 году в Алма-Ате была открыта государственная библиотека им. Пушкина. В годы войны в Казахстан были эвакуированы многие учёные.
2 сентября 1933 года принято Постановление СHK РСФСР о подготовке кадров для Казахстана. В 20-30-е годы XX века крупным центром изучения истории, этнографии края стало Общество изучения Казахстана. В 1932 году возникла казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела два направления: зоологическое и ботаническое. В 1926 году М. Массон проводит раскопки на месте Аулие-Аты. В 1935 году С. Асфендиаров издает «Историю Казахстана с древнейших времён».
В 20-30-е годы XX века огромный интерес вызывала народная музыка. Записал и опубликовал «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа» композитор и этнограф А. Затаевич. Известный музыковед Б. Асафьев справедливо считал ценнейшим памятником тысячелетней культуры казахского народа произведение А. Затаевича «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа». Большой резонанс в степи имел состоявшийся в 1922 году в Каркаралинске конкурс народных певцов. Известного певца казахской степи Амре Кашаубаева знали и в Европе.
В январе 1926 года в Кзыл-Орде был открыт казахский национальный театр, который возглавил талантливый режиссёр - Жумат Шанин, в 1937 году он стал называться «Казахский академический театр драмы». В 1933 году в Алма-Ате открыт уйгурский музыкально-драматический театр. В 1937 году в Кзыл-Орде открыт корейский театр.
В 30-е годы XX века Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало киноискусству Казахстана. В 1934 году открыта киностудия хроникальных фильмов. В 1938 году на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды».
В январе 1934 года открыт Казахский музыкальный театр оперы и балета. В том же году был создан Казахский государственный орхестр имени Курмангазы, под руководством А.К. Жубанова. В мае 1936 года в Москве проходила первая Декада казахского искусства, на которой были представлены оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почётного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова. В 1936 году состоялось открытие Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла.
Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве русского художника-реалиста В.Верещагина. За ним закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Фрагментами его картин были эпизоды войны за присоединение Туркестана к России Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Хлудова. П. Хлудов участвовал в экспедициях но исследованию Хан-Тенгри, Верненского землетрясения. В своих картинах он отобразил жизнь, традиции казахского народа. Одним из его талантливых учеников был Абылхан Кастеев.
Первым архитектором старой Алма-Аты был А.Зенков. Он активно пропагандировал и внедрял в практику строительства деревянное зодчество. Самым великолепным образцом его творчества стал Свято-Вознесенский кафедральный собор в Верном, уцелевший после сильнейшего землетрясения 1887 года.
В 20-30-е годы XX века в сфере культуры противоречивые процессы выразились в одновременном созидании и уничтожении достижений культуры. Огромный ущерб культуре в тс годы наносило идеологизирование
С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, создавались вузы, с другой стороны, террор не щадил интеллигенцию и был нанесён урон национальной культуре
56. Русская литература занимает особое место в мировой литературе. Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы – о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.
Научные открытия того периода поколебали представления об устройстве мира. Новое видение мира определило и новое понимание реализма XX в., который существенно отличался от классического реализма предшественников. Все это привело к глубочайшему кризису сознания. По моему мнению, в любой сложной ситуации каждому человеку нужен выплеск эмоций и чувств, и тем более человеку творческому. В этот период не всегда была возможность высказать свободно свои переживания, а как говорят: «Бумага все стерпит». В этот период происходила переоценка ценностей, и зачастую именно литература помогала этому.
Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода, зарубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей!
В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые были добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замирает. Появилось много талантливых молодых писателей, которые были участниками Гражданской войны: А. Фадеев, М. Шолохов, Л. Леонов, Ю. Либединский, А. Веселый и др.
Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как А. Ахматова, С. Есенин, М. Цветаева, В. Маяковский, А. Толстой, М. Зощенко, Е.Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики А. Твардовского, К. Симонова, А. Ахматовой, Н. Тихонова, В. Саянова. Прозаики красочно описали борьбу советского народа с фашизмом, написав об этом настолько красочно, что до сих пор, читая об этой мировой трагедии, переживаешь каждый момент того времени.
Следующий крупный этап в развитии литературы - вторая половина XX века. В нем можно выделить периоды: поздний сталинизм (1946—1953 гг.); "оттепель" (1953—1965 гг.); застой(1965—1985 гг.), перестройка (1985—1991 гг.); современные реформы (1991—1998 гг.), и даже в этот период, литература тоже испытывала большие трудности.
Русскую литературу очень любят и ценят за рубежом, ее переводят, экранизируют, читают. Человек не знакомый с русской литературой ХХ века потерял очень многое.
57. Внешняя политика
. Вторая половина 30-х годов характеризуется обострением напряженности в мире созданием агрессивных блоков, падения престижа Лига наций. В 1936гю между Германией и Японией Был заключен «Антикоминтерновский пакт». В 1937г. к нему присоединились Италия, Испания. В конце сентября 1938г. Великобритания и Германия приняли декларацию «ни когда не воевать друг с другом». В 1939г. в Испании установилась фашистская диктатура. С 1937г. на Дальнем Востоке Япония вела войну за захват Китая. В 1938 – 1939г. Япония совершила нападение на Монголию и СССР. Советский Союз выдвинул предложение заключить англо-франко-советский договор о взаимопомощи. 23 августа 1939г. в Москве был подписан советско-германский пакт о ненападении. В 1939г. Европа оказалась расколотой на три военно – политических лагеря: англо-французский, германо-итальянский и советский. 1сентября Германия напала на Польшу. 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии. Началась 2-я мировая война. В октябре 1939г. СССР предложил Финляндии сдать в аренду территорию у выхода в Финский залив, для обеспечения защиты Ленинграда. В августе 1940г. в состав СССР были включены Литва, Эстония, Бессарабия, Латвия. 13апреля 1941г. СССР подписал пакт о нейтралитете с Японией, чтобы обезопасить дальневосточные рубежи.
Внутренняя политика.
Высшее руководство осознавало, что война с Германией неизбежна. В стране повысился объем промышленной и сельскохозяйственной продукции. Расширилась угольно – металлургическая база, нефтяная, режим работы предприятий стал более жестким. Рабочий день был увеличен с 7 до 8 часов, введена семидневная неделя. Многие отрасли переводились на полувоенные объекты. В стране происходило наращивание оборонной мощи СССР. В 1935 – 1939г. была проведена кадровая комплектация Красной Армии. Был принят закон о «всеобщей воинской обязанности». Расширялась сеть военных училищ. Велась работа по укреплению западных границ и приграничных округов. Но репрессии и обстановка террора и укрепление армии.