Введение
Практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
С 25.05.2015 по 27.06.2015 года я проходила ознакомительную производственную практику на ООО «ДонЭнергоПрибор» для получения первичных профессиональных умений и навыков по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Цель ознакомительной практики - закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», ознакомиться с системой практической работы и приобрести необходимые навыки в области организации и постановки бухгалтерского учета на предприятии.
Задачи производственной практики:
− закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных умений, обучающихся по изучаемому профессиональному модулю;
− развитие общих и профессиональных компетенций;
− освоение современных производственных процессов;
− адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности организаций различных организационно-правовых форм.
В данном отчете по ознакомительной практике отражаются сущность, цели и задачи бухгалтерской отчетности на ООО «ДонЭнергоПрибор».
Учет труда и заработной платы в ООО «ПАРУС СЕРВИС»
Для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы используют унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 г. № 26.
Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма № Т-1) и приказ (распоряжение) о приеме работников на работу (форма № Т-1а) применяются для оформления и учета принимаемых на работу по трудовому договору (контракту).
|
В приказах указываются профессия (должность), испытательный срок, а также условия приема на работу и характер предстоящей работы.
Подписанный руководителем организации или уполномоченным на это лицом приказ объявляют работнику (работникам) под расписку. На основании приказа в трудовую книжку вносится запись о приеме на работу, заполняется личная карточка, а в бухгалтерии открывается лицевой счет работника.
Личная карточка работника (форма № Т-2) заполняется на лиц, принятых на работу на основании приказа о приеме на работу, трудовой книжки, паспорта, военного билета, документа об окончании учебного заведения, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования и других документов, предусмотренных законодательством, а также сведений, сообщенных о себе работником.
Штатное расписание (форма № Т-3) применяется для оформления штатной численности организации. Штатное расписание содержит перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом.
Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом.
Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу (форма № Т-5) и приказ (распоряжение) о переводе работников ни другую работу (форма № Т-5 а) используются для оформления учета перевода работника(ов) на другую работу в организации. Заполняются работником кадровой службы, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику (работникам) под расписку. На основании данного приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счете, вносится запись в трудовую книжку.
|
Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (форма №. Т-6) и приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам (форма № Т-6а) применяются для оформления и учета отпусков, предоставляемых работнику (работникам) в соответствии с законодательством, коллективным договором, нормативными актами организации, трудовым договором (контрактом).
Составляются работником кадровой службы или уполномоченным лицом, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику под расписку. На основании приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счете и производится расчет заработной платы, причитающейся за отпуск, по форме № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику».
График отпусков (форма № Т-7) предназначен для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работникам всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам. График отпусков - сводный график. При его составлении учитываются действующее законодательство, специфика деятельности организации и пожелания работника.
|
График отпусков утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.
При переносе срока отпуска на другое время с согласия работника и руководителя структурного подразделения в график отпусков вносятся соответствующие изменения.
Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма № Т-8) и приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работниками (форма № Т-8а) применяются для оформления и учета увольнения работника (работников). Заполняются работником кадровой службы, подписываются руководителем организации пни уполномоченным им лицом, объявляются работнику (работникам) под расписку.
На основании приказа делается запись в личной карточке, лицевом счете, трудовой книжке, производится расчет с работником по форме № Т-61 «Записка-расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником».
Приказ (распоряжение) о поощрении работника (форма № Т-11) и приказ (распоряжение) о поощрении работников (форма № Т-11а) применяются для оформления и учета поощрений за успехи в работе. Составляются на основании представления руководителя структурного подразделения организации, в котором работает работник.
Табель учета использования рабочего времени (ф. № Т-13) применяют для осуществления табельного учета и контроля трудовой дисциплины. Табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причин, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.
Табельный учет осуществляют зам. директора по УВР и зам. директора по АХЧ в табеле учета использования рабочего времени. Для упрощения табельного учета можно ограничиться лишь регистрацией в нем отклонений от нормальной продолжительности рабочего дня.
Отметку о неявках или опозданиях делают в табеле на основании соответствующих документов - справок о вызове в военкомат, суд, листов о временной нетрудоспособности и др., которые работники сдают табельщикам; время простоев устанавливают по листкам о простое, а часы сверхурочной работы - по спискам зам. директора по УВР и зам. директора по АХЧ.
Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержании. Эти расчеты производят обычно в расчетно-платежной ведомости (ф. № 49), которая, кроме того, служит и документом для выплаты заработной платы за месяц. В левой части этой ведомости записывают суммы начисленной заработной платы по ее видам (сдельно, повременно, премии и разного рода оплаты), а в правой - удержания по их видам и сумму к выдаче. На каждого работника в ведомости отводят одну строку.
Заработную плату выдают из кассы в течение трех дней. По истечении этого срока кассир против фамилий работников, не получивших заработную плату, делает отметку «Депонировано», составляет реестр невыданной заработной платы и на титульном листе ведомости указывает фактически выплаченную и не полученную работниками сумму заработной платы. Сумму не выплаченной в срок заработной платы по истечении трех дней сдают в банк на расчетный счет.
На выданную сумму заработной платы составляется расходный кассовый ордер, номер и дата которого проставляются на последней странице ведомости.
Журнал регистрации платежных ведомостей (ф. № Т-53а) применяется для учета и регистрации платежных ведомостей по произведенным выплатам работникам организации. Ведется работником бухгалтерии. Выплаты, не совпадающие со временем выдачи заработной платы (внеплановые авансы, отпускные суммы и т.п.), производят по расходным кассовым ордерам, на которых делают пометку «Разовый расчет по заработной плате».
В организации на каждого работника открывают лицевые счета (ф. № Т-54 и ф. № Т-54а), в которых записывают необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу и др.), все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц. По этим данным легко рассчитать средний заработок за любой период времени.
Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (формы № Т-60) предназначена для расчета причитающейся работнику заработной платы и других выплат при предоставлении ему ежегодного оплачиваем или иного отпуска. Записка-расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работникам (ф. № Т-61) применяется для учета и расчета причитающейся заработной платы и других выплат работнику при прекращении действия трудового договора (контракта). Составляется работником кадровой службы или уполномоченным лицом. Расчет причитающейся заработной платы и других выплат производится работником бухгалтерии.
Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состоящим в списочном составе организации) по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Этот счет, как правило, пассивный. По кредиту счета отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсий и других аналогичных сумм, а также доходов от участия в организации. По дебету - удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы оплаты труда и доходов. Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным платежам.
Операцию по начислению и распределению оплаты труда, включаемой в издержки производства и обращения, оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 20 «Основное производство» (оплата труда производственных рабочих); Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала); Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» (оплата труда персонала администрации) - Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на всю сумму исчисленной оплаты труда).
Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, оборудования к установке и осуществлением капитальных вложений, отражают по дебету счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств органов социального страхования отражают:
Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособии оплаты труда по работам, производимым за счет средств целевого финансирования и в процессе получения внереализационных или операционных доходов, отражают по дебету счетов 91 «Прочие доходы и расходы», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
При начислении сумм ежегодных и дополнительных отпусков следует иметь в виду, что начисленные суммы отпусков включаются фонд заработной платы труда отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. В случае перехода части отпуска на следующий месяц выплаченная работникам за эти дни сумма отпускных отражается в отчетном месяце как выданный аванс:
Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - Кредит счета 50 «Касса».
В следующем месяце эту сумму включают в состав фонда оплаты труда и обычно отражают записью по начислению отпускных сумм (кредит счета 70 и дебет счетов производственных затрат).
Удержания из сумм начисленной оплаты труда списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Выдачу сумм заработной платы и пособий оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 70 «Расчету с персоналом по оплате труда» - Кредит счета 50 «Касса».
Не полученная в срок заработная плата оформляется следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам».
Остатки не выданной в срок заработной платы (депонированных сумм) по истечении трех дней должны быть сданы в банк на расчетный счет. При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:
Дебет счета 51 «Расчетные счета» - Кредит счета 50 «Касса».
Учет расчетов с депонентами ведут в книге учета депонированной заработной платы, заполняемой по данным реестра невыданной заработной платы. Книгу открывают на год. Для каждого депонента в ней отводят отдельную строку, в которой указывают табельный номер депонента, его фамилию, имя, отчество, депонированную сумму, и отметки о ее выдаче. Суммы, оставшиеся на конец года невыплаченными, переносят в новую книгу, открываемую также на год.
Последующую выплату депонированной заработной платы осуществляют по расходному кассовому ордеру и отражают:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам» - Кредит счета 50 «Касса».
Учет денежных средств и расчетов в ООО «ПАРУС СЕРВИС»
Синтетический учет операций по расчетному счету ООО «ПАРУС СЕРВИС» ведет на счете 51 «Расчетный счет».
Это активный счет, по дебету которого записывается остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей товаров, дебиторов, полученные кредиты.
По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.
При зачислении различных сумм на расчетный счет ООО «ПАРУС СЕРВИС» делаются следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - получены деньги за реализованный товар;
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - поступил краткосрочный кредит банка;
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - поступили суммы за реализованные векселя;
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 50 «Касса» - сдана в банк выручка от продажи товаров.
Выбытие денежных средств с расчетного счета ООО «ПАРУС СЕРВИС» оформляются следующими записями:
Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетный счет» - получены наличные денежные средства в кассу организации;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетный счет» - оплачены счета поставщиков;
Дебет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» Кредит 51 «Расчетный счет» - погашены краткосрочные ссуды банка;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 51 «Расчетный счет» - перечислены налоги в бюджет;
Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кредит 51 «Расчетный счет» - перечислено органам социального страхования;
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 51 «Расчетный счет» - отражено перечисление денежных средств разным дебиторам и кредиторам.
При осуществлении безналичных расчетов в ООО «ПАРУС СЕРВИС» используются следующие расчетные документы:
платежное поручение;
аккредитив;
чек;
платежное требование;
инкассовое поручение.
Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей.
ООО «ПАРУС СЕРВИС» при осуществлении операций с денежной наличностью руководствуется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России от 12.10.2011 N 373-П.
Выполнение кассовых операций в ООО «ПАРУС СЕРВИС» производится кассиром. Он является материально-ответственным лицом.
Для учета наличия и движения денежных средств в кассе ООО «ПАРУС СЕРВИС» используется активный счет 50 «Касса». Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денежных средств в кассе предприятия, оборот по дебету - суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными.
При зачислении различных сумм в кассу ООО «ПАРУС СЕРВИС» делаются следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетный счет» - получены наличные деньги с расчетного счета;
Дебет 50 «Касса» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - поступила оплата в кассу от покупателей;
Дебет 50 «Касса» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - возврат подотчетным лицом неиспользованных сумм;
Дебет 50 «Касса» Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» - внесены работниками организации денежные средства в погашение задолженности по ссудам, займам, а также в погашение причиненного материального ущерба.
При расходовании денежных средств из кассы организации эти действия оформляются следующими записями:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 50 «Касса» - сдача в банк выручки, депонированной заработной платы;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 50 «Касса» - погашена задолженность перед поставщиками наличными;
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 50 «Касса» - выдана заработная плата;
Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 50 «Касса» - выданы наличные деньги подотчетному лицу;
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 50 «Касса» - выплачена депонированная заработная плата.
Прием и выдачу наличных денег кассир осуществляет на основании первичных документов типовой межведомственной формы. Прием наличных денег осуществляется по приходным кассовым ордерам, которые подписываются главным бухгалтером предприятия. Выдача наличных денежных средств из кассы ООО «ПАРУС СЕРВИС» производится по расходным кассовым ордерам, которые подписываются главным бухгалтером и руководителем предприятия. Приходные и расходные кассовые ордера после осуществления операций по ним, подписываются кассиром организации.
Не реже одного раза в месяц в ООО «ПАРУС СЕРВИС» проводится ревизия кассы. В сроки, установленные руководителем ООО «ПАРУС СЕРВИС», а также при смене кассиров в организации производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.
Для производства ревизии кассы приказом директора ООО «ПАРУС СЕРВИС» назначается комиссия. Приказ о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-22) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии.
Приказ подписывается директором ООО «ПАРУС СЕРВИС» и вручается председателю инвентаризационной комиссии.
Приказ регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23).
Комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета и составляет акты по формам № ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств» и № ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности».
Для учета расчетов с покупателями в ООО «ПАРУС СЕРВИС» используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
При расчетах с покупателями и заказчиками осуществляются следующие операции:
По дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета 50 «Касса», (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках») - возвращены организации излишне уплаченные покупателем денежные средства;
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета 50 «Касса» (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета») - возвращен аванс, ранее полученный от покупателя;
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит 57 «Переводы в пути» - покупатель получил почтовый перевод;
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - сумма ранее полученного аванса зачтена в счет погашения задолженности покупателя;
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - произведен зачет встречных однородных требований;
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» - отражена выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг);
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» - сумма аванса, полученного от покупателя, включена в состав прочих доходов в связи с истечением срока исковой давности;
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» - положительная курсовая разница по дебиторской задолженности в иностранной валюте включена в состав прочих доходов;
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» - отражена выручка от продажи основных средств, материалов и прочего имущества организации.
По кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:
Дебет счета 50 «Касса» (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»),
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - поступили денежные средства, поступившие от покупателей;
Дебет счета 50 «Касса» (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»),
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - покупатель внес аванс за предстоящую поставку готовой продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг;
Дебет счета 57 «Переводы в пути»,
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - покупатель предъявил квитанцию о переводе средств через сберегательную кассу (почтовое отделение) в оплату отгруженных ему товаров (продукции).
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»),
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - произведен зачет встречных однородных требований.
Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»,
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - долг, ранее признанный сомнительным, списан за счет резерва при истечении срока исковой давности.
Дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»),
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - задолженность кредиту (займу) погашена зачетом встречных однородных требований.
Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями»,
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - произведен зачет требований учредителей (участников) по выплате им доходов погашением требований к ним за поставленную продукцию (товары).
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»,
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - отрицательная курсовая разница по дебиторской задолженности в иностранной валюте включена в состав прочих расходов.
При отгрузке товара покупателю с момента отгрузки право собственности на товар перешло к нему. Независимо от того, поступила ли от покупателя оплата за товар, необходимо отразить на счете 62 задолженность покупателя за отгруженный товар. В момент оплаты товара дебиторская задолженность покупателя списывается со счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
На счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражаются и авансы, полученные в счет предстоящей поставки товаров, при этом используется субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Согласно Плану счетов, на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитываются полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т. п., а также расчеты по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки); излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке; полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.
По кредиту счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» делаются, как правило, следующие проводки:
Дебет счета 07 «Оборудование к установке»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - оприходовано оборудование, требующее монтажа;
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные внеоборотные активы;
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - в стоимости внеоборотных активов учтены расходы, связанные с их покупкой (транспортные расходы, затраты на оплату информационных и консультационных услуг и т. п.);
Дебет 10 «Материалы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - оприходованы материалы, поступившие от поставщиков;
Дебет счета 10 «Материалы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - в стоимости материалов учтены расходы, связанные с их покупкой (транспортные расходы, затраты на оплату информационных и консультационных услуг и т. п.);
Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - учтена покупная стоимость материально-производственных запасов, по которым поступили расчетные документы поставщиков (при использовании счета 15);
Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - учтены расходы по заготовке материально-производственных запасов (при использовании счета 15);
Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - учтен НДС по оприходованным материальным ценностям и нематериальным активам, выполненным работам (оказанным услугам);
Дебет счета 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общепроизводственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»),
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - учтена стоимость работ (услуг), выполненных подрядчиками;
Дебет счета 41 «Товары»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - оприходованы товары, поступившие от поставщиков;
Дебет счета 41 «Товары»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - в стоимости товаров учтены расходы, связанные с их приобретением;
Дебет счета 44 «Расходы на продажу»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - стоимость работ и услуг, связанных с процессом продажи продукции (товаров), включена в состав расходов на продажу;
Дебет счета 50 «Касса» (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»),
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - поставщик вернул излишне уплаченные ему денежные средства в кассу организации;
Дебет счета 50 «Касса» (51 «Расчетные счета»),
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - поставщик вернул аванс в кассу организации;
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена сумма претензии, предъявленной поставщику;
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - приняты к оплате счета различных организаций за услуги, связанные с выбытием прочих активов (основных средств, материалов и т. п.);
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - затраты по оплате услуг сторонних организаций, связанные с получением операционных и внереализационных доходов, учтены в составе прочих расходов;
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - списаны суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, а также суммы других долгов, нереальных для взыскания (если ранее под эту задолженность не был создан резерв по сомнительным долгам);
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена отрицательная курсовая разница по кредиторской задолженности в иностранной валюте;
Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена недостача при приемке товарно-материальных ценностей, поступивших от поставщиков (в пределах величин, предусмотренных в договоре поставки);
Дебет счета 97 «Расходы будущих периодов»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена задолженность перед поставщиками (подрядчиками) за выполненные работы (оказанные услуги), затраты на которые учитываются как расходы будущих периодов.
По дебету счета 60 типовые проводки выглядят следующим образом:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит счета 50 «Касса» (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета») - погашена задолженность перед поставщиком (подрядчиком);
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит счета 50 «Касса» (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках») - выдан поставщику (подрядчику) аванс организации;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 55 «Специальные счета в банках» субсчет 1 «Аккредитивы» - сумма использованного аккредитива списана на расчеты с поставщиком;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - сумма ранее перечисленного аванса зачтена в счет погашения задолженности перед поставщиком;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») - произведен зачет встречных однородных требований;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - задолженность перед поставщиком (подрядчиком) переоформлена в краткосрочный заем;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - задолженность перед поставщиком (подрядчиком) переоформлена в долгосрочный заем;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям» - сумма признанной претензии удержана из средств, подлежащих уплате поставщику;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» субсчет 2 «Расчеты по текущим операциям» - головное отделение организации списало задолженность перед поставщиком за товары (работы, услуги), оплаченные филиалом, выделенным на отдельный баланс (в учете головного отделения организации);
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 2 «Расчеты по текущим операциям» - филиал, выделенный на отдельный баланс, списал задолженность перед поставщиком за товары (работы, услуги), оплаченные головным отделением организации (в учете филиала);
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» - сумма непогашенной кредиторской задолженности включена в состав прочих доходов в связи с истечением срока исковой давности;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» - положительная курсовая разница по дебиторской задолженности в иностранной валюте включена в состав прочих доходов;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - задолженность перед поставщиком, списанная в результате чрезвычайных обстоятельств, учтена в составе доходов организации.
Если поставщик является одновременно и покупателем, погашение задолженности перед поставщиком возможно также путем проведения акта взаимозачета.
Собственный капитал характеризует общую стоимость средств организации, принадлежащих ей на правах собственности и используемых для формирования определенной части ее активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.
Учет уставного капитала в ООО «ПАРУС СЕРВИС» осуществляется на пассивном счете 80 «Уставный капитал». Данный счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала организации. Сальдо этого счета соответствует размеру уставного капитала, зафиксированного в Уставе ООО «ПАРУС СЕРВИС».
После государственной регистрации ООО «ПАРУС СЕРВИС» уставный капитал в организации отражен в учете организации следующим образом:
Дебет 75 «Расчеты с учредителями» Кредит 80 «Уставный капитал» - отражен зарегистрированный уставный капитал.