Найди кукле (мишке, зайке) игрушку




Найди свою игрушку в мешочке

Задачи: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету. Развивать тактильную чувствительность ладони, пальцев. Воспитывать эмоциональное отношение к занятию.

Оборудование. Игрушки резко различной формы, величины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек – «чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою игрушку ищет другой ребенок.

Платочек для куклы

Задачи: Узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак – фактуру материала. Развивать тактильное восприятие. Воспитывать эмоциональное отношение к кукле.

Оборудование. Три куклы в разных платочках: одна – в шелковом, другая – в шерстяном, третья – в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек».

Ход игры (проводится небольшими подгруппами сначала по два, а затем по три ребенка). Педагог показывает детям трех кукол в платочках: на одной – шелковый платок, на другой – тканевый шерстяной, на третьей – вязаный. Куклы здороваются с детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает посадить их за стол и угостить, но прежде надо снять платочки. Каждый ребенок получает куклу, снимает с нее платок, усаживает за стол. Все платочки поочередно рассматриваются и ощупываются детьми. Педагог предлагает сложить их в мешочек. Потом дети угощают кукол. Куклы благодарят, собираются уйти и просят детей надеть им свои платочки. Те на ощупь отыскивают платочки в «чудесном мешочке» и с помощью педагога надевают их на своих кукол. Куклы прощаются и уходят.

Чья это конура (норка, домик)

Задачи: Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами; продолжать учить детей находить правильное решение путем проб, фиксируя правильные и отбрасывая неверные варианты. Стимулировать тактильную чувствительность. Воспитывать произвольность поведения на занятии.

Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями («дверями») также разного размера, три игрушечные собачки разного размера, экран или ширма.

Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он показывает три конуры и говорит, что в них живут собаки. Сейчас они убежали гулять и скоро придут. Прячет домики за ширму. Появляются собаки. Они лаят, просят ребенка найти их домики и помочь туда залезть. Педагог объясняет, что каждой собаке надо найти конуру не глядя, за экраном, напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке – большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои, путем проб найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем ребенок сам берет любую собаку из двух оставшихся и ищет ее конуру. Если он помещает маленькую собачку в средний по величине домик, его не останавливают, так как ошибка выяснится при поиске домика для второй собаки – в маленький домик она не влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе исправить ошибку. Когда все собаки будут распределены по конурам, педагог снимает экран, вместе с ребенком рассматривает результаты. «Собаки выглядывают из домиков,– говорит педагог ребенку,– они благодарят тебя, что ты помог большой собаке найти большую конуру, собаке поменьше – конуру поменьше, а самой маленькой – самую маленькую конуру».

По этому же принципу проводятся игры с другими игрушками.

Почтовый ящик

Задачи: Учить различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и объемную формы; учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб. Развивать тактильное восприятие. Воспитывать произвольность поведения на занятии.

Оборудование. Почтовый ящик – коробка с разным количеством прорезей (3–5) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник; круг, овал, квадрат; полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат, шестигранник), объемные фигурки, которые проталкиваются в отверстия, ширма или экран.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением (допускаются пробы). При первом проведении игры используются коробки с 2–3 прорезями и нужное количество фигур.

Чудесный мешочек

Задачи: Учить выбирать предметы по образцу на ощупь. Развивать внимание, тактильное восприятие. Формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

Ход игры. 1-й вариант (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек – два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.

2-й вариант (изменяется способ подачи образца – дается не зрительно, а зрительно-тактильно). Ребенок не только рассматривает игрушку-образец, но и ощупывает ее под руководством педагога. Игра проводится так же, как и в первом варианте.

3-й вариант (образец ребенок не видит, а лишь ощупывает). Педагог опускает предметы в мешочек за экраном, т. е. дети не видят, какие предметы находятся в мешочке. Педагог достает из-под салфетки предмет-образец и дает ребенку его ощупать за экраном, потом найти такой же в мешочке. Когда предмет вынут из мешочка, педагог показывает всем детям образец и они сравнивают их. Если предмет найден верно, то действия ребенка поощряются. Если же он допустил ошибку, то предмет снова опускается в мешочек, ребенок ощупывает другой образец и отыскивает его пару в мешочке.

Во всех трех вариантах игра проводится с резко различными предметами, а потом по мере овладения тактильно-двигательным выбором используются более сходные по форме предметы.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (все три варианта) проводится также с целью научить детей определять на ощупь различные объемные геометрические формы (например, шар, куб, параллелепипед, пирамида и т. д.) и предметы по величине (большой, маленький, самый большой, самый маленький, высокий, низкий, широкий, узкий и т. п.). Вначале также дают объекты, резко различные по своим свойствам, а потом все более сходные. Выбор производится из двух, а затем из трех – пяти предметов.

Найди кукле (мишке, зайке) игрушку

Задачи: Продолжать учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и чисто тактильный образец. Закреплять названия предметов, форм, величин. Воспитывать произвольность поведения на занятии.

Оборудование. Кукольные туфельки разной величины, тарелки, блюдца, чашки и ложки из кукольного сервиза, шарики и кубики разной величины, бусы разной величины, элементы строителя и др., «чудесный мешочек» или ящик с крышкой.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога. В руках у него кукла без одной туфельки. Педагог говорит, что туфельки всех кукол сложили в мешочек (в ящик), наша кукла не может найти свою и просит детей помочь ей. По желанию кто-либо из ребят внимательно смотрит на туфельку куклы и находит такую же в «чудесном мешочке». Кукла благодарит ребенка и уходит. Приходит другая кукла и просит найти на ощупь посуду, чтобы принять гостей. Дети поочередно помогают кукле найти блюдце, ложку, чашку соответствующего размера (при этом они опознают предметы и находят их по двум признакам – по предметной отнесенности и по величине). В заключение кукла перечисляет все предметы, которые достали ей дети, и спрашивает, что еще есть в мешочке. Дети с помощью педагога вспоминают, что в мешочке есть еще чашка, блюдце, ложка и т. д., сравнивают их, оказывается, что они больше, чем те, что у куклы. Кукла удивляется знаниям детей, благодарит их и уходит.

При повторном проведении игры к детям приходят два зайчика: в лапах одного морковка, а у другого ее нет. Тот просит достать из мешочка и ему морковку. Один из детей выполняет просьбу. Потом приходят два ежа с одним яблоком. Дети достают из мешочка второе яблоко. Во время выбора в мешочке обязательно должно быть несколько (2–3 разных по форме) предметов, например шарик и кубик или яйцо, чтобы ребенок производил выбор из трех – пяти предметов.

Что лежит в мешочке

Задачи: Продолжать осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета. Закреплять знание слов-названий предметов, их формы, величины. Воспитывать произвольность поведения на занятии.

Оборудование. Парные предметы – объемные геометрические формы (шар, кубик, овоид-яйцо, пирамида и др.), предметы разной величины (большой и маленький шары, кубики, овоиды, машинки, матрешки и др.), «чудесный мешочек», салфетка или ширма.

Ход игры. Дети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов (например, сначала шар, кубик и яблоко). В мешочке находится всего один предмет (предположим, кубик). Педагог просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов, лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка кубик и показывает. Дети называют предмет. Педагог хвалит ребенка и спрашивает, как он узнал, что там был кубик, помогает выделить грани у кубика, сравнивает его с яблоком, говорит, что оно круглое. В следующий раз задача усложняется: для выбора дают только округлые или только угловатые предметы (например, под салфеткой у педагога – матрешка, яблоко и шар, а в мешочке– шар). Ребенку нужно иметь уже более точное представление о предмете, а не только определить на ощупь, что этот предмет округлой формы.

Далее задача еще более усложняется: ребенку нужно установить различия не только по форме и предметной отнесенности, но и различия по величине (например, под салфетку кладут две матрешки: большую и маленькую – и деревянное яйцо). В остальном ход игры остается прежним.

Магазин

Задачи: Учить различать на ощупь ткани разной фактуры и другие предметы, имеющие разную поверхность или сделанные из разного материала. Стимулировать тактильную чувствительность. Воспитывать произвольность поведения на занятии.

Оборудование. Несколько полиэтиленовых пакетов, в них упакованы «товары» (кукольная одежда, посуда и др.), образцы тканей и материалов.

Ход игры (проводится в нескольких вариантах: «Магазин одежды», «Хозяйственный магазин», «Магазин игрушки» и др.). 1-й вариант. «Магазин одежды». Участвует небольшая подгруппа детей. Местом игры может быть игровой уголок. На столе разложены образцы тканей, по которым можно выбрать «товар», например платочки для кукол. Сами платочки находятся в ящичке в полиэтиленовых пакетах. Один из детей – продавец, остальные – покупатели, они по очереди подходят к прилавку и по образцам выбирают, какой платочек купить кукле. Продавец ощупывает образец и так же на ощупь отыскивает в пакетиках нужный платочек. Покупатель надевает платочек кукле, благодарит продавца и уходит.

При повторном проведении игры по образцам можно выбирать платье или бант. Разумеется, роль продавца выполняет другой ребенок.

2-й вариант. «Хозяйственный магазин». В этом варианте различается материал, из которого сделана посуда, и сами предметы. Например, в магазине могут быть чашки, блюдца, тарелки из фаянса и пластмассы (разные кукольные сервизы), ложки и вилки металлические и пластмассовые. Кроме того, предметы могут быть разной величины. Таким образом, продавец должен произвести довольно-таки сложный выбор по образцу – по предметной отнесенности, материалу, величине. Результаты выбора во всех случаях должны быть закреплены в слове.

Обведи, покажи, назови

Задачи: Учить узнавать предмет по обводящему движению, благодаря чему осуществлять выбор по образцу. Закреплять названия предметов, их форм. Воспитывать произвольность поведения на занятии.

Оборудование. Небольшой экран – достаточно высокий и неширокий, чтобы он хорошо заслонял от ребенка предмет и ребенок мог свободно охватить предмет руками, обвести его по контуру, разнообразные парные предметы (шар, кубик, мяч, домик, матрешка, неваляшка и др.).

Ход занятия (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он выкладывает перед ребенком предметы: шар, кубик, яйцо. Ребенок рассматривает их и называет. После этого педагог ставит перед ребенком экран и незаметно кладет за ним предмет, парный одному из стоящих на столе. Вначале лучше взять кубик, так как он резко отличается от двух других. Педагог просит ребенка обвести предмет за экраном, первый раз помогает ему в этом: берет его руки в свои, учит одной рукой держать предмет, а другой (ведущей) вести по контуру, останавливает руку ребенка на углах, подчеркивает повороты. После обследования ребенок находит кубик среди лежащих на столе предметов, называет его. Педагог достает кубик из-за экрана и дает ребенку проверить правильность своего выбора.

По мере усвоения игры ребенку предлагают для выбора более сходные предметы.

Угости зверюшек

Задачи: Учить осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции. Продолжать развивать внимание, желание действовать в игровой ситуации. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к игре.

Оборудование. «Чудесный мешочек», предметы для выбора (игрушки и натуральные объекты).

Ход игры. 1-й вариант. В мешочек складывают 3–4 небольших предмета. Педагог приходит с куклой и просит детей помочь кукле приготовить угощенье для зверюшек, они тоже придут в гости. Один ребенок по просьбе куклы достает из мешочка морковку для зайки, другой – яблоко для ежика, третий – орешек для белки. Каждый раз в мешочке должно быть 3–4 предмета, так чтобы, кроме нужных, были дополнительные (например, маленький мячик, пластмассовое колечко и др.). Дети, доставшие предметы, держат их в руках. Педагог приносит игрушки зверят. Дети по очереди угощают их, выбирая при этом, кому дать морковку, орех, яблоко. Зверюшки радуются, благодарят детей.

Накроем стол для кукол

Задачи: Учить осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции. Продолжать развивать внимание, желание действовать в игровой ситуации. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к игре.

Оборудование, «Чудесный мешочек», кукольная мебель, посуда, куклы.

Ход игры. Педагог ставит на своем столе кукольную мебель – стол и три стула и говорит, что к детям в гости придут куклы, надо накрыть стол и приготовить угощенье, а все, что нужно для этого, находится в мешочке. Один ребенок по просьбе педагога находит тарелки (в мешочке лежат три тарелочки и чашка). Если ребенок достанет не три, а две или одну тарелку, педагог спрашивает, всем ли он поставил тарелки, указывая на число стульев. Ребенок достает остальные. Другой ребенок так же по просьбе педагога находит вилки, которые незаметно вкладываются в мешочек. Третий находит и расставляет блюдца, а четвертый – чашки. Приходят куклы, дети их радостно встречают, усаживают за стол и кормят.

Ощупай и слепи

Задачи: Учить изображать полученный путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета, понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности. Стимулировать тактильную чувствительность. Воспитывать произвольность поведения на занятии.

Оборудование. «Чудесный мешочек», предметы простой формы, хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке (шарик, мяч, морковка, яблоко, бублик и др.), пластилин, клееночка, салфетки по числу детей.

Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально). Педагог объясняет ребенку, что он должен ощупать в мешочке какой-либо предмет и, не называя, его вылепить. «Я посмотрю и угадаю, что лежит в мешочке»,– говорит педагог. Ребенок выполняет задание. Когда лепка закончена, педагог называет игрушку (например, шар) и просит ребенка достать и показать игрушку, чтобы убедиться в правильности его выбора.

2-й вариант (проводится с подгруппой детей). Каждый получает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его, а затем дети угадывают, что у кого в мешочке, и сравнивают свою поделку с предметом.

По мере усвоения игры перед детьми ставятся более сложные задачи – обследование предметов, состоящих из нескольких частей, требующее не только восприятия формы, но и определения величины и пространственного расположения частей предмета (утенок, неваляшка, пирамидка из трех шаров и др.).

Найди картинку

Задачи: Учить соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным; называть предмет, опознанный на ощупь, и его изображение. Стимулировать тактильную чувствительность. Воспитывать произвольность поведения на занятии.

Оборудование. Набор предметов-игрушек и их изображений, «чудесный мешочек».

Ход игры. Педагог размещает на доске наборное полотно и вставляет в него 3–4 картинки. Предлагает кому-либо ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. Ребенок показывает нужную картинку, не называя предмета, и педагог просит всех детей сказать, что в мешочке. Они называют предмет, а ребенок достает его из мешочка и показывает всем, проверяя таким образом правильность своего выбора.

Обведи и нарисуй

Задачи: Учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее движение очерчивает контур предмета; называть предмет и его изображение. Стимулировать тактильную чувствительность. Воспитывать произвольность поведения на занятии.

Оборудование. Экран или небольшая ширма, игрушки простой формы, листы бумаги по числу детей, фломастер (черный или коричневый).

Ход занятия (проводится индивидуально). Педагог помогает ребенку обвести за экраном предмет (например, мяч) и просит нарисовать его. Затем спрашивает ребенка, что он нарисовал и что находится за экраном. В заключение педагог снимает экран и ребенок проверяет, тот ли он предмет нарисовал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: