Простые новые праздники.




Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних № 6

Как помочь ребенку справиться с тревогой и стрессом.

 

Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок рос спокойным, радостным и счастливым, легко общался с другими людьми, с интересом изучал окружающий его мир.

Так чаще всего и происходит, если ребенок растет в безопасной, поддерживающей атмосфере. К сожалению, мы не всегда можем избежать тревожащих и травмирующих событий как в нашей жизни, так и в жизни наших детей. Если травмирующие событие очень сильное, захватывает и вас, и ребенка, то конечно, лучше всего обратиться к психологу. Если же это рядовые мелкие тревожные события и ситуации, то можно помочь прийти в равновесие своему ребенку самому. Наша психика сама стремится к исцелению, ищет способы гармонизироваться. И проще всего это сделать с помощью игры, используя символы, ощущения, образы и метафоры. Играя с ребенком, мы даем толчок к этой волшебной исцеляющей работе. Для нижеприведенных занятий и игр особенно важно гармоничное состояние взрослого, который будет их проводить, и наличие достаточного свободного времени.

 

1. Сказка о Зернышке (Цветке или Деревце).

Особенно хорошо использовать этот вариант, когда в жизни ребенка происходят какие-то изменения (адаптация к детскому саду или школе, переезд и т.п.).

Используем метафору растения, пускающего корни в новом месте. Сочиняем сказку (рисуем картинку, лепим из пластилина - глины, используем природные материалы и «оживляем» их наклейками- глазками или рисунками) о Зернышке (Цветке или Деревце), которое пересаживают в другой горшок (его переносит ветер, перевозят родные за собой), чтобы ухаживать и заботиться. Или семечко само отправилось путешествовать.

Сочиняем сказку о том, как деревце присматривается к новой «почве», разглядывает, кто рядом растет, пускает корни. Приживается. И со временем начинает цвести, к нему прилетают друзья- птицы, прибегают звери… Если дерево, по словам ребенка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваем — что бы ему помогло, возможно, забор, возможно, ангел или фея деревьев, возможно, взрослый друг.

 

Простые новые праздники.

У человека, перенесшего тяжелый опыт, часто возникает ощущение невозможности радости в будущем и «предательства» перед тяжелым событием или другими пострадавшими людьми, огромная вина и сопротивление, если позволить себе даже немного удовольствия. Те же чувства может переживать человек, находящийся в длительных дискомфортных для него условиях (для некоторых детей это может быть даже нелюбимая учительница, необходимость посещать детский сад). Начинает казаться, что жизнь унылая, серая и в ней совсем нет места радости.

Нам важно помочь детям (а иногда и себе самим) опять позволить себе радость.

И сделать это можно с помощью придумывания новых праздников! Например, праздник застилания постели. Праздник взбивания подушки, праздник мыльной пены на щеках, праздник умывания, зубной щетки. Все, на что способна ваша фантазия и фантазия вашего ребенка.

Делаем сюрпризы близким. Фокусируем внимание на достижениях (записываем, рисуем их), отмечаем, что было хорошего за день.

Капелька краски.

Капаем акварельной краской в воду, рассматриваем узоры на воде, наблюдаем за тем, как растворяется краска. Будет здорово, если потом с ребенком протанцевать, прожить пластикой тела движение краски в воде. Пусть ребенок своим телом покажет движение волн акварельки. Можно попробовать нарисовать на воде целую картину, рассматривать ее, сочинить историю. Игры с капельками краски используем для снятия напряжения, для включения процессов творчества.

 

4. Разноцветная неделя.

Похоже на создание новых праздников. Используем для расслабления, внесения разнообразия в повседневную жизнь, восстанавливаем способность радоваться.

Каждому дню присваиваем определенный цвет. Предположим, среда — красная. На протяжении дня ищем красные предметы, кушаем красные продукты, сами используем красный цвет в одежде, аксессуарах.

 

Ты где?

Игра помогает научиться фиксироваться на настоящем моменте, слушать свое тело.

Договариваемся, что в течении дня (недели) задаем неожиданно вопрос: «Ты где?». Ответ должен начинаться со слов: «Я здесь!». Дальше несколько предложений об этом «здесь», с описанием разных модальностей — аромат, слух, телесность, вкус. Например: «Я здесь. В комнате, сижу на мягкой подушке с компьютером на коленях, ем сладкую ягоду». Также ребенок неожиданно задает вам этот вопрос в течении всего дня, а вы отвечаете.

 

Составляем расписание.

Иногда для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребенку нужно больше информации и внешняя «предсказуемость». Т.е. достаточно четкий распорядок дня. И любая структура. То, что можно запланировать — планируем. Обязательно предупреждаем об изменениях в планах. Вы можете сделать вместе расписание, украсить его, поручить ребенку следить за выполнением задуманного — это хорошая практика. Не путаем это с чрезмерной заорганизованностью. Обязательно выделяем время на «ничегонеделанье».

 

7. Отпечатки.

Еще одно очень простое занятие, которое помогает снять запрет на фантазию и чувствование.

Окунаем пальчик в краску или свекольный сок. Ставим на лист несколько отпечатков пальчика. Спрашиваем, а что нужно дорисовать, чтобы получился поросенок, заяц, лебедь, рыбка…

 

8. Отпускаем в небо.

Прошлый опыт сложно отпустить. Человек, переживший травму или потерю может начинать «цепляться» за то, что считает важным и дорогим. Нам нужна метафора «отпускания с радостью» — шарики. Отпускаем в небо шарики, пускаем кораблики по реке…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: