Особенности структуры прав человека и иерархии прав.




Структу́ра (от лат. structūra — «строение») в своём основном значении есть внутреннее устройство чего-либо. Права человека имеют сложную структуру и различаются по време­ни возникновения ("поколения прав человека"), по сферам жиз­недеятельности — личные (гражданские), политические, эко­номические, социальные и культурные права и свободы. Основные, фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают раз­личные сферы жизни человека. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Эти структурные образования в единстве своем образуют комплекс (каталог) прав и свобод человека и гражданина.

Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органичес­кая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.

Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношении, которая отдана па усмотрение индивида и не может быть объек­том притязаний государства. Она обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности инди­видуального самоопределения и самореализации личности.

К личным (гражданским) правам и свободам человека от­носят: право па жизнь и достоинство личности; право на свобо­ду и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора мес­тожительства; свободу совести; свободу выбора национально­сти и выбора языка общения. По существу, этот блок прав ох­ватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выра­жая гуманистические принципы всякого демократически орга­низованного общества.

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны госу­дарства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности па свободное распоряжение своей жизнью.

Право на достоинство является, по существу, основной це­лью всех остальных прав человека. В этом смысле достоинство человека — источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях от­крываются понятием "достоинство человека". Достоинство — это признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как части­цы человеческого сообщества.

Право па свободу и личную неприкосновенность означает свободу человека, право самостоятельно определять свои по­ступки, располагать собой, своим временем. Указанное право слагается из следующих компонентов: 1) индивидуальной сво­боды личности располагать собой по своему усмотрению, 2) фи­зической, нравственной п психической неприкосновенности лич­ности.

Следует остановиться и на праве па неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны. Уважение к частной жизни есть один из аспектов индивидуальной свобо­ды. Это право означает предоставленную человеку и гаранти­рованную государством возможность контролировать инфор­мацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений лич­ного, интимного характера. Частную жизнь можно определить как физическую и духовную сферу, которая контролируется самим индивидом, т. с. свободна от внешнего воздействия. За­конодательство не может вторгаться в эту сферу; оно призвано ограждать ее от любого незаконного вмешательства.

Консти­туционное право па защиту чести и доброго имени конкрети­зируется в гражданско-процессуалыгом и уголовио-процсссуалыюм законодательстве. Это возлагает на всех граждан и дол­жностных лиц обязанность воздерживаться от вмешательства против воли человека в его частную жизнь, в случае необходи­мости требовать от компетентных органов ограждения его чес­ти и доброго имени от незаконных посягательств.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, те­леграфных и иных сообщений является развитием и одной из основных гарантий права на охрану частной и деловой жизни.

Право на неприкосновенность жилища означает, что ник­то не может без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Таким образом, ненарушимость жилища фигурирует в качестве одного из аспектов свободы личности.

Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. Фактичес­ки это право личности па свободное этническое самоопреде­ление, реализуемое как возможность выбора собственной куль­турной идентичности и право удовлетворять интересы и зап­росы, связанные с этнической принадлежностью. В этом пра­ве объективно обосновывается понимание нации как "согражданства", поэтому указание своей национальной принадлеж­ности — это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не может явиться основанием для дискрими­нации лица либо, напротив, предоставления ему каких-либо особых привилегий.

Сюда же примыкает право на пользование родным язы ком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных в международно-право­вых актах.

Право па свободу передвижения и выбора места пре­бывания и жительства в пределах каждого государства, как и право па выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну, признается международным сообществом и зафик­сировано во всех основополагающих международно-право­вых актах о правах человека. Указанное право является су­щественным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития челове­ка, его достойной жизни.

Одной из фундаментальных духовных свобод является сво­бода совести. Свобода совести означает право человека исповедовать лю­бую религию или не исповедовать никакой, отправлять религи­озные культы и осуществлять атеистическую пропаганду. Госу­дарство устанавливает систему специальных гарантий, обеспе­чивающих это право.

Политические права и свободы — важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне право­мерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни госу­дарства и осуществлении государственной власти. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Поли­тические права граждан являются непременным условием фун­кционирования всех других видов прав, поскольку они состав­ляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться.

Политические права и свободы — неотъемлемый атрибут цивилизованного общества. В юриди­ческой литературе встречается их деление на: 1) правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии (избирательные нрава, право пети­ций); 2) правомочия по активному участию в жизни общества (свобода слова и печати, свобода собраний и манифестаций, право на объединение).

В отличие от личных политические права и свободы на­правлены не на обеспечение автономии человека, а на его про­явление в качестве активного участника политического про­цесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Следует особо подчеркнуть, что политические права обыч­но признаются лишь за гражданами, т. е. обладание полити­ческими правами связывается с принадлежностью к граждан­ству конкретного государства. В отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государ­ством (сферу публичных интересов).

Краткий анализ института политических прав и свобод естественно начать с права граждан участвовать в управле­нии делами государства, которое юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления госу­дарственных решений, в сферу политики. Это право, по логике классических концепций просветительской традиции, обуслов­лено естественным равенством и прирожденной свободой лю­дей. Оно гарантируется демократической организацией всей по­литической системы общества, вовлекающей граждан в актив­ную политическую деятельность.

Избирательное право — важнейший демократический ин­ститут, одна из главных форм свободного выражения воли на­рода и его участия в политическом процессе. Личное участие граждан в деятельности органов государственной власти и ме­стного самоуправления, равно как и через избираемых ими пред­ставителей, является выражением суверенитета парода и фор­мой осуществления принципа народовластия. Избирательное право — необходимый элемент повышения эффективности государственной власти и местного самоуправления, правовой системы в целом.

Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конститу­ционных прав человека.

Свобода слова включает несколько структурных элемен­тов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно сво­бода печати и других средств массовой информации как свобо­да от цензуры и право создавать и использовать органы инфор­мации, позволяющее материализовать свободу выражения мнений. В-третьих, это право на получение информации, представ­ляющей общественный интерес или затрагивающей права граж­дан, т. с. на свободу доступа к источникам информации.

Большинство современных конституций закрепляет такие формы политической активности граждан, как свобода собра­ний, митингов, демонстраций и пр. Эти демократические инсти­туты являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни.

Право па объединение в общественные организации в числе Других политических прав п свобод обеспечивает участие индивида в общественно-политической жизни. Это право, извест­ное также под названием свобода союзов и ассоциаций, пред­ставляет собой право образовывать любой союз в рамках тре­бования закона.

В числе политических прав следует указать и право па обращение, именуемое еще правом петиций. Посылаемые в" го­сударственные органы и органы местного самоуправления пе­тиции граждан представляют собой не только способ восста­новления нарушенного права, но п форму политического учас­тия в решении публичных дел. Реализация этого права пред­полагает развитие личной инициативы и личной заинтересован­ности граждан при решении вопросов государственного и об­щественного характера. Суть этого права усматривается в возможности граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в ком­петентные государственные органы.

Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. Они касают­ся поддержания и нормативного закрепления социально-эко­номических условнИ жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, соци­альной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованное™ во многом зависят от состояния эко­номики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по срав­нению с гражданскими и политическими правами первого по­коления, менее развиты.

В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются:

распространенность на определенную — социально-эконо­мическую — область жизни человека;

допустимость рекомендательных, "нестрогих" формулиро­вок базовых положений (например, "достойная жизнь", "спра­ведливые и благоприятные условия труда", "удовлетворитель­ное существование");

зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов.

Обязанность государств в сфере защиты социально-эконо­мических нрав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессив­ные экономические и социальные реформы, обеспечивать пол нос участие своего народа в процессе и выгодах экономическо­го развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятель­ности. К ним относятся: право па труд; право на собствен­ность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заклю­чение коллективных договоров; право на свободное объедине­ние в национальные или международные организации для за­щиты своих интересов.

Ведущее место в каталоге экономических нрав занимает право па труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, кото­рый он свободно выбирает или па который свободно соглаша­ется.

Право частной собственности на имущество, в том числе и на землю, гарантируемое ст. 35, 36 Конституции РФ, является важной разновидностью прав и свобод человека и охраняется всей системой российского законодательства.

В Российской Федерации гарантирован а свобода экономи­ческой деятельности как проявление личной свободы граждан.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социаль­ное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслу­живание.

Культурные права гарантируют духовное развитие чело­века, помогают каждому индивиду стать полезным участником! политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: право на образование, право на доступ к куль­турным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического примене­ния и др.

 

У многих интересующихся правами человека появляется желание выстроить права и свободы по ранжиру, по значимости, дать их иерархию. И соблазн этому дает, в частности, Международный билль о правах: Международные пакты о правах человека имеют разную степень обязательности их осуществления государствами-участниками. Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах излагает их как бы в сослагательном наклонении, как пожелание: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности, в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

В то время как Международный пакт о гражданских и политических правах однозначно и безоговорочно устанавливает, что «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте ».

Американская традиция, идущая от Билля о правах – первых десяти поправок к Конституции 1787 г., – под правами человека имеет в виду понимаемые сообразно тому времени гражданские права и свободы. Их содержание отличается от современных формулировок Международного билля о правах и региональных документов. Соединенные Штаты1 в силу разных причин не признают существования социально-экономических прав и не ратифицировали Международный пакт об

экономических, социальных и культурных правах. На своем видении прав человека настаивают отдельные мусульманские государства, страны Азии и Африки.

Вместе с тем, в последние годы сформировалось общее понимание того, что права и свободы человека представляют собой общий комплекс, систему прав. Так Венская Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека в 1993 г. однозначно определила: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы».

Конечно, в конкретно-исторических реалиях тех или иных стран на первый план выступают права, требующие к себе повышенного внимания: либо нормативного закрепления, либо обеспечения, либо защиты. Так, сегодня население России в значительно большей мере обеспокоено не столько реализацией своих политических или культурных прав, сколько гарантиями и защитой социально-экономических прав, защитой от произвола и беззакония со стороны правоохранительных органов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: