Страница 1. «Время смутное, баламутное»




Фоторепортаж после устного журнала, прошедшего в библиотеке «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти» 1.11.18., после презентации книжной выставки «На страже московских рубежей», посвященной 400-летию со дня рождения Дмитрия Пожарского, 200-летию со дня открытия в Москве памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, а также Дню народного единства

День народного единства - праздник, сближающий народы. Он относится к государственным праздникам России. Является одновременно и старым, и новым российским праздником. Для России наших дней День народного единства - это праздник, в который мы отдаём дань истинным традициям патриотизма, единения народа и веры в Отечество.

В преддверии праздника, 1 ноября 2018 года, в библиотеке «Фолиант» прошел устный журнал с очень патриотичным названием - «Защитники земли русской». Он был посвящен не только Дню народного единства, но и 200-летию открытия памятника Минину и Пожарскому в Москве, а также 400- летнему юбилею Дмитрия Пожарского.

По содержанию устный журнал включит в себя 6 страниц: «Время смутное, баламутное», «Спасители Отечества», «Колокол патриарха Гермогена», «Заступница земли Русской», «Всем известный герой» и «Про Толстого, веник и единство».

Заочное путешествие, которое подготовили сами читатели - Лидия Пролис и Татьяна Кузнецова, Валентина Федорова и Маргарита Скиба, - активисты библиотеки и члены ее литературного клуба «Прикосновение», дало возможность чуть больше прикоснуться к тому периоду русской истории, который впоследствии вошел в школьные учебники и хрестоматии как Смутное время. Время, когда наше государство и наш народ были на грани исчезновения. Время, когда все были против всех и народ был легкой добычей для захватчиков.

Читатели послушали легенды и истории о героях Смуты. Узнали о том, как

вообще удалось поднять народ на борьбу с захватчиками, какой подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин и кто такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, памятник которым был открыт в Москве 200 лет назад.

Побывав на презентации книжной выставки «На страже московских рубежей», получилиполное представление о том, что мы празднуем 4 ноября. Узнали, почему 4 ноября одновременно празднуется два праздника - день освобождения Москвы от поляков и день прославления Казанской иконы Божьей Матери. Поняли, что совпадение это не случайно. По окончании журнала посмотрели короткую инсценировку притчи Льва Толстого «Отец и сыновья», а потом закрепили полученные знания, поучаствовав в викторине «Наша сила - в единстве».

Итак.

Страница 1. «Время смутное, баламутное»

 

Что такое смута? В словаре Владимира Даля сказано: смута - это «тревога, переполох, возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью, замешательство, неурядица, непорядок, расстройство дел».

Смутьян - человек, который всюду вносит смуту, раздор, нарушает мир, согласие.

Смутный - значит, неспокойный, мятежный, беспорядочный, тревожный. Все эти слова можно применить к эпохе 1598- 1613 гг. Этот период русской истории и называют «Смутное время».

В 1598 г. умер царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного. Он был слабым правителем, и все государственные дела поручил брату своей жены - Борису Годунову. Боярин Годунов стал очень влиятельным человеком. После смерти царя Федора, который был бездетным, на престол должен был взойти его брат, малолетний царевич Дмитрий. Но он погиб при загадочных обстоятельствах в Угличе. Народная молва винила в этой смерти Бориса Годунова.

Тем не менее в 1598 году Годунов был избран на царство. А в 1601 -1603 гг. в стране разразился страшный голод. Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Сотни тысяч людей умирали от голода. Начались разбои, волнения и бунты.

Народ связывал бедствия с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова. Появились и желающие занять престол. Беглый монах Григорий Отрепьев объявился в Польше и сказал, что он царевич Дмитрий, законный наследник русского трона. В Польше нашлись охотники посадить в России своего царя, и польское войско во главе с Лжедмитрием пришло в Москву.

Народ радостно приветствовал мнимого царевича. Многим хотелось верить, что это и есть настоящий царь, что он остановит и притеснения народа, и разбои, и голод. Но вскоре все увидели, что новый царь только пирует, а поляки, которые привели его к власти, грабят казну, обижают народ. Тогда москвичи подняли восстание и убили самозванца.

Потом избрали нового царя, боярина Шуйского. Однако народ не успокоился. Появились новые самозванцы, вспыхнули крестьянские волнения, усилилось иностранное вмешательство в русские дела.

Особенно активны были поляки. Они хотели иметь в России послушного царя, распространить в России католичество. Поляки грабили окрестности Москвы, пытались взять другие города. А по призыву Шуйского в Россию вошли шведы. Потом и Шуйский был смещен и в стране стала править группа из 7 бояр - Семибоярщина. Эта группа осенью 1610 года пустила в Москву поляков и посадила на русский трон польского королевича Владислава.

Как бы ни было тяжело, народ давал отпор захватчикам. Героически сопротивлялся Смоленск. Монахи Троице- Сергиевого монастыря 15 месяцев сдерживали осаду 30-тысячного польского войска и не пустили врагов в святую обитель.

Поднялось ополчение в Рязани, в Москве жители восстали против поляков. Но среди разнородных русских сил не было единства. Россия оказалась в отчаянном положении. Без царя, с польскими захватчиками в столице, разоряемая иноземными и своими шайками. Казалось, пришел конец России.

Однако у русского народа нашлись силы, чтобы отстоять независимость страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: