Особенности драматического метода Чехова




Новаторство пьес Чехова, поразившее современников, находило отклик и в сердцах критиков. Они и сформулировали основные принципы драматического метода писателя.

В первую очередь, критики отмечали, что в драматургии Чехова отразились черты кризиса реализма, характерного для конца XIX столетия. «Чеховская драма» часто отходит от точного реалистического изображения персонажей для того, чтобы глубже проникнуть во внутренний мир героев. Автор предлагает для зрителей многослойную реальность с большим количеством отступлений от главной темы и наличием различных «подводных течений». Трагичность человеческого бытия растворяется в повседневности, в стремлении автора постичь его смысл.

Главное в диалогах героев чеховской драмы – это не буквальное значение слов, а их тайный смысл, внутренний контекст. При этом часто герои, произнося слова и обращаясь к собеседнику, не слышат друг друга, понимая только свою позицию. Часто в чеховских произведениях отсутствует явно выраженный конфликт, нет сугубо положительных и сугубо отрицательных героев, а сами пьесы написаны в рамках «открытого финала», позволяющего зрителям домысливать окончание сюжета.

Драматургия как литературный жанр становится интересна Чехову уже на заключительном этапе его творчества.

Новаторство пьес Чехова выражается в следующем:

✓ они являются "человеческими комедиями", так как отражают отступление жизни от нормы;

✓ насыщены водевильными и фарсовыми элементами;

✓ конфликт основан не на столкновении персонажей друг с другом, а на их противопоставлении ненормальности сложившейся жизни в целом;

✓ изображение быта является важнейшим компонентом пьес;

✓ носят эпический характер, так как охватывают широкий жизненный материал;

✓ имеют слабо выраженную внешнюю интригу и внешнее действие;

✓ вместо необычных событий изображается будничная жизнь со всеми ее будничными особенностями;

✓ завязка, кульминация, развязка пьес часто носят нерельефный, размытый характер;

✓ важную роль играют экспозиция и замедленность действия;

✓ чувства героев выражаются не напрямую, а в подтексте роли, в деталях, нюансах поступков и высказываний, недомолвках, частых паузах и т. п.;

✓ обладают лиризмом и поэтичностью;

✓ содержат в себе тесное переплетение смешного и грустного, драматического и комического;

✓ в качестве художественного метода используется реализм, который у Чехова возвышен до одухотворенного символа ("чайка", "вишневый сад").

Пьеса "Вишневый сад"

Пьеса "Вишневый сад'' (1903) принадлежит к заключительному этапу творчества писателя.

Она завершает тему опустения и разрушения дворянских семей, поднимавшуюся в следующих произведениях русской литературы:

✓ "Месяц в деревне", "Дворянское гнездо" Тургенева;

✓ "Село Степанчиково и его обитатели" Достоевского;

✓ "Убежище Монрепо" Салтыкова-Щедрина;

✓ "Лес", "Светит, да не греет" А. Островского.

Художественное своеобразие пьесы выражается в следующем:

✓ неповторимый и оригинальный жанр — сложный сплав комического и драматического, когда одно плавно перетекает в другое. В этой связи выделяются мнения:

• автора: пьеса является комедией с элементами фарса, что обусловлено стремлением показать веселое и легкое расставание с прошлым. Она начата в марте 1903 г., и автор в процессе ее создания часто менял характер пьесы — первоначально она задумывалась как сходная с жизнерадостным водевилем;

• М. Горького: это лирическая комедия;

• постановщиков пьесы К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко: это драма русской жизни, рассказывающая о печальном конце одного из важнейших слоев русского общества - дворянства и вместе с ним гибели целого пласта русской культуры: высокой интеллигентности, культуры чувств, тонкости переживаний, изящества, деликатности и образованности;

✓ персонажи не делятся на главных и второстепенных, и автор настаивал на этом при постановке пьесы;

✓ в пьесе передается движение времени от прошлого через настоящее к будущему, и это осуществляется с помощью характеров и образов героев, которые разделены следующим образом:

• представители прошлого (Любовь Раневская, ее брат Гаев);

• настоящего (делец Ермолай Лопахин);

• будущего (молодое поколение героев - Петя и Аня).

Образ вишневого сада является символическим и несет следующий смысл:

✓ выражение судьбы всех трех поколений героев пьесы:

• прошлую культуру и красоту — будучи связанным со своими старыми хозяевами — Раневской и Гаевым, для которых в нем олицетворяется их детство, чистота, прежняя милая и приятная жизнь, духовные ценности;

• тенденции современности — через покупку сада Лопахиным, который намеревается срубить его и построить на этом месте дачный поселок, приносящий хороший доход;

• прогрессивные взгляды молодого поколения, которое рассматривает сад не с эстетических, а с социальных позиций, видя в каждом дереве замученного раба — крестьянина;

✓ соединяет всех персонажей пьесы через отношение каждого из них к саду;

✓ является выражением прекрасного и символом России, но в то же время отражает боль за гибель красоты на земле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: