КАК бороться с рассеянностью




Рассеянность обусловлена не плохой памятью человека, а недостатком внимания к некоторым повседневным вещам, столь необходимым в момент записи информации. Большая часть неприятных случаев с забывчивостью свя­зана с автоматическими дей­ствиями. Например, мы бес­сознательно запираем дверцу автомобиля, а потом не можем вспомнить, заперли ее или нет. Или солим суп, не прерывая разговора с соседом по столу, а через несколько минут вновь хватаемся за солонку.

По своей природе внимание нестабильно, поэтому различные механизмы обще­ственной жизни имеют цель предотвратить нежелательные последствия нашей рассеянности. Например, при заполне­нии квитанции сначала пишут сумму в цифрах, а затем — прописью. Подобное повторе­ние заставляет нас сосредото­читься и избежать ошибки при написании суммы.

Борьбу с рассеянностью надо начинать с твердой ре­шимости обращать внима­ние на все свои действия. Это сделать весьма просто, если человек действительно страда­ет от последствий своей забыв­чивости. Но если он не видит в своей рассеянности ничего дурного и не чувствует необ­ходимости во внутренних пе­ременах, тогда ему трудно за­ставить себя совершать усилие для усвоения новых стратегий, помогающих управлять своим вниманием. Первое необходи­мое условие для избавления от привычного автоматизма дви­жений или действий — пауза. Переключите свой мозг на со­знательный режим работы. Это поможет вам оглядеться по сторонам и найти зритель­ные подсказки. Перед тем, как направиться куда-либо, оста­новитесь на мгновенье и за­дайте себе вопросы: "Куда я иду? Что мне там нужно? С кем я должен встретиться и что передать? Что я должен взять с собой? Нужно ли по пути зайти куда-либо еще или купить что-то?"

Сделайте несколько глубо­ких вдохов и выдохов, чтобы успокоиться, и ответьте на по­ставленные вопросы. Вы очень скоро обнаружите, на­сколько эффективен подобный прием в борьбе с забывчивос­тью. Если запомнил — значит, дал себе время подумать. По­мните, что спешка — главный враг в борьбе с забывчивостью и рассеянностью.

Второй принцип коррек­тировки внимания — уме­ние сосредоточиться на дан­ном моменте. По-научному это означает осуществить мыс­ленный процесс, ориентиро­ванный на решение конкрет­ной задачи, не распыляясь на другие проблемы. Овладев этим умением, вы станете го­раздо более собранным.

Третий принцип — незамедлительность действия. Как только вы столкнулись с мелкой проблемой, требую­щей незначительного времени для ее разрешения, немедлен­но выполните ее либо подго­товьте условия, чтобы сделать это в ближайший подходящий момент.

Четвертый принцип — предвосхищение. Во время работы можно избежать от­влекающих моментов. Напри­мер, убрав со стола все пред­меты, не имеющие отношения к данной работе. С возрастом человек становится все более чувственным к посторонним помехам. Одной из серьезных помех является телефон. Если у вас нет автоответчика, то вы можете попросить основных абонентов давать, к примеру, шесть или семь гудков, перед тем как повесить трубку. За это время вы успеете оставить какую-нибудь подсказку, что­бы быстро вернуться к пре­рванному делу.

Предупредить появление "внутренних" помех значителыю труднее, и избежать их не всегда удается. Например, во время разговора неожидан­ное соображение или эмоция сбили вас с мысли и вы забы­ли, о чем говорили. Прежде всего, не впадайте в панику и сохраняйте самообладание. Подобный инцидент может случиться с любым человеком в любом возрасте, и ваше бес­покойство только ухудшит по­ложение. В этом случае мож­но уступить инициативу в раз­говоре другому, что даст воз­можность восстановить уте­рянную мысль. Если послед­няя имеет для вас ценность, она непременно возникнет вновь в контексте определен­ной ситуации. А если она ни­какой ценности не представля­ет, можете распрощаться с ней навсегда.

Предвосхищая возможные проявления рассеянности, можно избежать их. Особенно бдительными следует быть в ситуациях, заметно снижаю­щих внимание: автоматичес­кие действия, стремление со­вместить несколько действий, спешка, волнение, стресс, бес­покойство. Несчастные случаи с памятью аналогичны несча­стным случаям на дорогах. Избежать всех неприятностей подобного рода невозможно, но в силах человека предотв­ратить большую их часть, раз­вивая в себе спасительные рефлексы на основе предвос­хищения, наблюдательности и

сознательного избирательного внимания.

Правда, существуют ситу­ации, когда концентрация вни­мания просто невозможна. Са­мая ужасная из них - депрес­сия, при которой мрачные мысли целиком завладевают сознанием человека. Подстать ей - эмоциональный стресс, спешка, отключение от темы, посторонние помехи. Во всех этих случаях мы лишаем себя способности собраться с мыс­лями и продумать свои бли­жайшие действия.

При усталости лучше отло­жить на время выполнение трудных заданий и принятие серьезных решений. Если же этого сделать нельзя, то целе­сообразно прибегать к помощи таких подсказок как записки, ос­тавляемые на видных местах, напоминание ближних и др.

Эмоции в большой степе­ни влияют на нашу память. Как позитивные, так и нега­тивные, эмоции буквально "впечатываются" в нашу па­мять. Они отбирают для нас наиболее важную информа­цию. В основном мы долго помним вещи и события, ко­торые нас глубоко тронули, потрясли, шокировали, порадовали или сильно раздоса­довали.

Работа подсознательной памяти в большой степени за­висит от настроения, при кото­ром происходила запись ин­формации. Например, знания, усвоенные в состоянии радос­ти, легко приходят на ум, ког­да мы счастливы, а информа­ция, которую мы записывали в подавленном состоянии, вспоминается в часы печали.Этимобстоятельством и объясняет­ся порочный круг депрессии, во время которой приходят в голову только мрачные мысли. Сознательным усилием воли, воссоздавая себе определен­ное настроение, человек спо­собен вспомнить разнообраз­ные события жизни, связанные с данным состоянием души.

При эмоциональном подъе­ме человек должен с удвоен­ным вниманием следить за своими обыденными действи­ями, особенно объективно

важными. Известно, напри­мер, что в состоянии эйфории человек за рулем способен лег­ко попасть в аварию.

Проблемы со вниманием нередко имеют корни в раннем детстве. Замечено, что недо­статок внимания у детей бывает, обусловлен их гиперактивностью. Во взрослом состоянии у людей, бывших в детстве гиперактивными, снижена метаболическая активность мозга и, следовательно, повышена предрасположенность к рассеянности внимания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: