Состав слова. Корневая морфема и основа.




РАЗДЕЛ 4. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

Тема 4.1. Понятие о морфемике. Морфемы, их виды. Морфемный анализ (2 ч.)

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие морфемы как значимой части слова.

2. Состав слова. Корневая морфема и основа.

3. Аффиксальные морфемы.

4. Морфемный разбор слова.

 

Понятие морфемы как значимой части слова.

Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах), морфемной структуре слова, отношении морфем друг к другу и слову в целом.

Морфема – минимальная единица слова, имеющая значение (смысл).

Морфемы – это корень, аффиксы – приставка, суффикс, соединительный гласный, возвратная частица. Они служат для образования новых слов (т.е. являются словообразующими), а окончание – для образования новых форм одной лексемы новых слов (т.е. являются формообразующими).

 

Состав слова. Корневая морфема и основа.

Минимальной значимой частью слова, не подлежащей дальнейшему членению, является морфема.

Морфема является значимой частью слова, но в отличие от слова она не отвечает на вопрос, не является членом предложения, не относится к какой-либо части речи и т.д. Количество морфем в словах бывает различным, например: увы (1), по|ход| (3),

на|гре|ва|тель| (5).

Морфемы, вычленяемые в словах русского языка, делятся на два типа: корневые и аффиксальные (префиксы, или приставки, суффиксы, окончания, постфиксы). Корневые морфемы (корни слова) являются смысловым ядром слова; аффиксальные морфемы – служебные, их функция – словообразование и формообразование.

В состав слова могут также входить интерфи́ксы – элементы слова, не обладающие значением, но служащие для соединения морфем в слове: соединительные гласные о – е (лес о воз, везд е ход); части слова, являющиеся своеобразной «прослойкой» между морфемами (купе й ный, кино ш ник).

Часть слова без окончания и формообразующих суффиксов называется основой слова. Она выражает его лексическое значение. Основа выделяется путём отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса, например: красив -ый, бежа -л-.

В зависимости от условий словопроизводства различаются такие виды основ:

 

непроизводная производная производящая
нечленимая основа, состоящая только из корневой морфемы: дом, комнат-а, завтра и т.д. основа, образованная от другой основы и имеющая в своём составе аффиксы: домик, комнатный, завтрашний и т.д. основа, от которой образуется новая основа: дом для домик; комната для комнатный; завтра для завтрашний и т.д.

 

Основы могут быть простые, содержащие в своём составе одну корневую морфему, и сложные, включающие несколько корневых морфем, например: на дом ный, власт о люб ие.

Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы состоят из основы и окончания: Слова второй группы представляют собой чистую основу:

Корень – это главная значимая часть слова, заключающая в себе общее лексическое значение однокоренных слов: пер о – пер натый – о пер иться.

Корневые морфемы весьма многообразны. Среди них есть такие, которые употребляются без словообразующих аффиксов, но свободно с ними сочетаются (дом → дом ик, дом ищ е и т.д.); есть такие, которые без словообразующих аффиксов вообще не употребляются (рас куп орить, от купор ить и т.д.); имеются также корневые слова, у которых нет аффиксов, – это непроизводные неизменяемые слова (везде, увы, или и т.д.). Но чаще всего корневые морфемы употребляются в сочетании с аффиксами.

В связи с изменением аффиксального окружения часто видоизменяется внешний облик корня. Это происходит в результате чередования в нём гласных и согласных, выпадения и вставки фонем и других изменений. Ср.: жечь, жёг, жж ешь, сжиг ать, со жг у и т.д.

В русском языке одна корневая морфема может дать жизнь огромному числу слов. Например, в словарях зафиксировано с корнем ветер – 89 слов, с корнем клей – 151, с корнем бел(ый) – 243, с корнем вод(а) – 316, с корнем нес(ти) – 540 слов и т.д.

 

Практическое задание

 

Задание 1. В данных словах выделите корни; определите корни, которые: 1) могут употребляться без словообразующих аффиксов, 2) не могут употребляться без словообразующих аффиксов, 3) не имеют аффиксов.

 

Включить, хитрюга, ведь, застегнуть, вдруг, полевой, рыжик, немец, бюро, карманчик, водица, жрица, боа, заземлить, заслонить, цеце (муха), авеню, добавить, варьете, загородный, откупорить.

 

Задание 2. Измените форму слова (или образуйте новое слово) таким образом, чтобы в корне происходило чередование гласных или согласных.

 

Смять, разогнуть, поджечь, друг, слух, ловить, собрать, разинуть, махать, строгий, сухой, свет, петушиться, запрячь, каблук.

 

Задание 3. Назовите слово, основа которого является производящей для каждого из данных слов.

Образец: Бедность ← бедн ый, адресат ← адрес.

 

Благополучно, облагораживание, приближавшийся, приближённый, ближайший, побледнеть, продешевить, проигрывать, сверхштатный, промёрзлый, певуче, издавна, антиобщественный, прибрежный, охнуть, пятеро.

 

 

Аффиксальные морфемы.

1. Окончание (или флексия) – это служебная изменяемая морфема, находящаяся за пределами основы слова и служащая для образования форм слов и связи слов в словосочетании и предложении.

Чаще всего окончания находятся в конце слова, однако в некоторых случаях они находятся внутри слова: к- ого -нибудь, стро- им -ся, четырь- мя -ст- ами.

 

Мнения лингвистов расходятся в вопросе определения морфемной структуры глаголов в неопределённой форме. Одни учёные считают, что глаголы типа думать, идти, беречь не имеют окончания, а морфемы -ть, -ти, -чь являются суффиксами. Другие учёные утверждают, что такие глаголы имеют либо нулевое окончание (беречь), либо окончания -ти, -ть (идти, думать).

Приведите аргументы в защиту того и другого мнения.

 

В русском языке много окончаний-омонимов, например: вод- а, стул- а, дел- а, мил- а, шл- а и т.д.

На фоне материально выраженных окончаний выделяются нулевые окончания, они обнаруживаются при сопоставлении форм слова, например:

 

Практическое задание

 

Задание 4. I. Выделите окончания, определите их грамматические значения. II. Объясните лексическое значение слов.

 

Идентичный, кавычки, координатор, субсидия, конфисковал, лицензия, лицемерить, совестлив, прозорливы, притягателен, идеализировал, мытарит, сентиментальный, философствуем.

 

Задание 5. В каком ряду окончания всех слов совмещают два грамматических значения?

 

1) обеих, светлыми, окно;

2) рад, построена, позвал;

3) кричащий, ведет, новы.

 

Задание 6. В каких словосочетаниях окончание зависимого слова служит средством: 1) согласования, 2) управления?

 

Новая книга, книга учителя, страницы параграфа, белые страницы, заниматься бегом, быстрым бегом, дипломированный специалист, диплом специалиста.

 

Задание 7. Лингвистическая задача. Заполните таблицу приведёнными ниже примерами. Сделайте вывод: 1) Слова каких частей речи не имеют окончаний? 2) Слова каких частей речи и в каких именно формах имеют нулевые окончания?

 

Не имеют окончаний Имеют нулевые окончания
     

 

Горячо, ещё; холодно, сыро, надо; шалаш, дочь; училищ, дач; пусть, пожалуй; и, не, к; пел, пел бы; ура, ох; мяу, гав; один, двадцать; пальто, кофе; красив, (роман) читаем; бордо, хаки, беж; видя, слыша; мамин, отцов (наказ), лисий.

 

2. Суффиксы – это служебные морфемы, которые находятся после корня и выполняют словообразующую или формообразующую функцию.

 

Словообразующие суффиксы Формообразующие суффиксы
вода → вод-ян-ой → водян-ист-ый → водянист-ость- и т.д.   спа-л (грам. знач. прош. вр.); бер-и (грам. знач. повел. накл.); бел-ее (грам. знач. сравн. степ.) и т. д.

 

На фоне материально выраженных суффиксов выделяются нулевые, которые заключают в себе как словообразовательные, так и грамматические значения. Так, грамматическое значение повелительного наклонения может передаваться и при помощи материально выраженного суффикса (нести – нес- и), и при помощи нулевого суффикса (кинуть – кинь – ∅). Словообразующую функцию нулевого суффикса можно увидеть, сравнив, например, образованные от прилагательного синий существительные син- ев и синь-∅.

Среди суффиксов довольно широко представлены явления синонимии (рыб ак – рыб арь), паронимии (горд ость – горд ын я), омонимии (свин ин а – изюм ин а – дом ин а).

 

Практическое задание

Задание 8. Обозначьте суффиксы. Определите функцию суффикса: 1) словообразующая, 2) формообразующая.

 

Апельсиновый, бежал, водяной, беги, стебелёк, светлее, торфянистый, ярчайший, добрейший, комковатый, доброта, крикнуть, рассказывать, молочник, семеро, нагревать, плохенький.

 

Задание 9. От данных слов образуйте слова или формы слов с нулевым и материально выраженным суффиксом.

 

Трясти, замерзать, зелёный, скрипеть, рябой, подкопать, летать, утихнуть, новый.

 

Задание 10. Лингвистическая задача. Объясните, какое значение придают словам суффиксы-омонимы -ин-.

Образец: солом ин а – единичный предмет, царап ин а – предмет, возникший в результате действия.

 

Баранина, виноградина, выбоина, глубина, голосина, горошина, домина, изюмина, конина, кулачина, промоина, свинина, седина, ширина.

Задание 11. Объясните лексическое значение слов-паронимов, образованных с помощью разных суффиксов. Обозначьте суффиксы.

 

Безответный – безответственный, существо – сущность, дипломатичный – дипломатический, пустошь – пустырь, личико – личность, новшество – новинка, конструкторский – конструктивный.

 

3. Приставки (префиксы) – это служебные морфемы, которые находятся перед корнем и выполняют словообразующую функцию, например: порядок → бес порядок, писать → на писать, громкий → не громкий.

Среди приставок довольно широко представлены явления синонимии (за кричать – вс кричать, выбрать – из брать) и антонимии (вы толкнуть – в толкнуть, вы бросить – за бросить).

 

Практическое задание

Задание 12. Обозначьте приставки.

 

Перевыборы, начертить, переписать, архиплут, зарисовать, перекрыть, прескверный, построить, перенести, ультрамодный, вовнутрь, сшить, перерисовать, заударный, соткать, насовсем, перемыть, наименьший, наилегчайший, повсюду.

 

Задание 13. I. От данных слов образуйте с помощью приставок антонимы и синонимы.

 

Толкнуть, бить, лезть, бросить, колоть, плеснуть, гнать, нести, бежать, вертеть.

 

II. Приведите примеры глаголов с омонимичными приставками с-, по-, пере.

 

Постфиксы

Рассмотрите примеры, обратив внимание на выделенные морфемы: пойдём те, едем те, какой- то, несут ся, улыбнула сь, кого- нибудь, чем- либо, чьим- то.

После какой части слова они стоят? Обладают ли этой способностью другие морфемы?

Подобные наблюдения позволили И.А. Бодуэну де Куртенэ ввести понятие постфикс – аффикс, обладающий способностью употребляться после окончаний.

Продолжите наблюдения и сделайте вывод о том, ограничена ли позиция постфикса положением после окончания: подерж-и- ка, согн-и- сь-ка, искупа-л- - ся-таки, ид-ём- те-ка, умо-ем- те-сь-ка, где- нибудь и т.д.

 

Практическое задание

 

Задание 14. Сгруппируйте слова: 1) содержащие постфикс; 2) содержащие интерфикс.

 

Трудящийся, дочерний, чудесный, с кем-либо, сядемте, поедем-ка, купейный, согнись-ка, когда-нибудь, откуда-то, всё-таки, пристроился-таки, помиримтесь-ка, релейный, американец, ныряльщик, бурелом.

 

 

Морфемный разбор слова.

Морфемный анализ – выяснение состава морфем данного слова на уровне современного русского языка (разбор слова по составу).

Морфемный и словообразовательный разборы выявляют строение слова. Эти виды разбора связаны друг с другом, но имеют принципиальные отличия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: