РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ПРИМЕРОВ




 

Упражнение 1. Найти указанные пределы.

Решение:

1)

2)

При подстановке вместо переменно х ее предельного значения 3 получается неопределенность вида . Для избавления от этого типа неопределенности в этом случае представим квадратные трехчлены числителя и знаменателя в виде произведения линейных множителей, воспользовавшись известной формулой , где - корни квадратного трехчлена . У нас , т.к. дискриминант квадратного трехчлена , а следовательно, .

Аналогично .

Теперь условие примера можно переписать а другом виде и продолжить решение:

.

3) .

Здесь сталкиваемся с неопределенностью вида , избавиться от которой можно вынесением за скобки в числителе и знаменателе дроби старшей степени переменной: .

4) .

В данном случае для освобождения от возникшей неопределенности вида будем использовать I замечательный предел и одно из его очевидных следствий:

.

Решение примера будет выглядеть следующим образом:

 

Упражнение 2. Найти производные, пользуясь правилами и формулами дифференцирования.

Решение:

Кроме формул дифференцирования нужно использовать правила дифференцирования (суммы, разности, произведения, частного).

Необходима и теорема о производной сложной функции:

если задана сложная функция , где , то есть ; если каждая из функций и дифференцируема по своему аргументу, то

.

 

1) , ,

.

2) ,

3)

4)

 

Упражнение 3. Исследовать функцию методами дифференциального исчисления и начертить график.

Исследование функции и построение графика рекомендуется проводить по следующей схеме:

1) найти область определения функции D(y);

2) найти точки экстремума функции и определить интервалы ее монотонности;

3) найти точки перегиба графика функции и определить интервалы выпуклости и вогнутости графика функции;

4) найти асимптоты графика функции;

5) построить график, используя результаты предыдущих исследований;

6) дополнительно найти наибольшее и наименьшее значения на отрезке .

Решение:

Дана функция:

1) Областью определения данной функции являются все действительные значения аргумента х, то есть D(y): , а это значит, что функция непрерывна на всей числовой прямой и график ее не имеет вертикальных асимптот.

2) Исследуем функцию на экстремум и интервалы монотонности. С этой целью найдем ее производную и приравняем к нулю:

Решая полученное квадратное уравнение, делаем вывод о том, что функция имеет две критические точки I рода х1 = -5, х2 = -1. Разбиваем область определения этими точками на части и по изменению знака производной в них выявляем промежутки монотонности и наличие экстремума:

x -5 -1
+   -   +
& max ( min &

3) Определим точки перегиба графика функции и интервалы его выпуклости и вогнутости. Для этого найдем II производную заданной функции и приравняем ее к нулю:

, т.е.

Итак, функция имеет одну критическую точку 2 рода . Разобьем область определения полученной точкой на части, в каждой из которой установим знак II производной:

x -3
-   +
т.п.

Значение является абсциссой точки перегиба графика функции, а ордината этой точки

4) Выясним наличие у графика заданной функции наклонных асимптот. Для определения параметров уравнения асимптоты воспользуемся формулами: .

Имеем .

Таким образом, у графика заданной функции наклонных асимптот нет.

5) Для построения графика в выбранной системе координат изобразим точки максимума А1(-5; 4), минимума А2(-1; -4), перегиба А3 (-3; 0) и точку пересечения графика с осью Оу А4 (0; ). С учетом результатов предыдущих исследований построим кривую.

6) Найдем наибольшее и наименьшее значения заданной функции на отрезке . Для этого посчитаем значения функции на концах этого отрезка, в критических точках I рода, попавших на отрезок, и сравним результаты:

.

Очевидно, что .

Упражнение 4. Задан закон s(t) изменения пути движения материальной точки; нужно найти значения скорости и ускорения этой точки в момент времени t0.

Решение:

Пусть .

Известно, что значения скорости и ускорения материальной точки в некоторый момент времени являются соответственно значениями в этот момент I и II производных функции, задающей закон изменения пути движения точки.

У нас

(ед. ск.)

(ед. уск.)

 

 

Упражнение 5. Найти неопределенные интегралы

а) способом подстановки (методом замена переменной) , ;

б) применяя метод интегрирования по частям , .

Решение:

а) : применим подстановку . Тогда и

: применим подстановку . Тогда ,

, откуда

б) : применим формулу интегрирования по частям .

Положим . Тогда .

Следовательно, .

: положим . Тогда .

Отсюда . Применяя в последнем интеграле подстановку , получаем , следовательно, .

Отсюда .

 

Упражнение 6. В ычислить площадь плоской фигуры, ограниченную параболами.

Решение:

Найдем абсциссы точек пересечения заданных парабол. Для этого приравняем правые части их уравнений: .

Решаем полученное квадратное уравнение:

.

Вычисление площади фигуры осуществляем по формуле , где - кривые, ограничивающие фигуру .

В нашем случае (кв. ед.)

 

 

Упражнение 7. Дискретная случайная величина Х имеет только два возможных значения х1 и х2, причем х1 < х2. Найти закон распределения величины Х, если известно, что математическое ожидание М (х) = 1,4, дисперсия D (х) = 0,24 и вероятность р1 того, что Х примет значение х1, равна 0,6.

Решение:

Так как сумма вероятностей всех возможных значений Х равна 1, то вероятность p2 того, что Х примет значение х2, равна p2 = 1 - p1 = 1 – 0,6 = 0,4.

Напишем закон распределения Х:

Х х1 х2
p 0,6 0,4

Для отыскания х1 и х2 составим два уравнения.

Для составления первого уравнения воспользуемся тем, что математическое ожидание

M(x) определяется по формуле M(x) = х1 р1 + х2 р2 + … + хn рn

В нашем случае: M(x) = х1 р1 + х2 р2

Учитывая, что по условию M(x) = 1,4, можем записать первое уравнение:

0,6х1 + 0,4х2 = 1,4.

Учитывая, что по условию D(x) = 0,24, пользуясь формулой D (х) = M (X2) – [M(X)]2, напишем второе уравнение:

0,6 х12 + 0,4 х22 - 1,42 = 0,24, или

0,6 х12 + 0,4 х22 = 2,2.

Решив полученную систему уравнений, найдем два решения:

х1 = 1, х2 = 2 и х1 = 1,8, х2 = 0,8.

По условию, х1 < х2, поэтому задаче удовлетворяет лишь первое решение.

Окончательно получим искомый закон распределения:

Х    
p 0,6 0,4

Упражнение 8. Найти решение системы линейных уравнений:

а) методом Крамера

б) методом Гаусса

Решение:

Метод Крамера

Проверка:

Ответ: x=0,5; y=2; z=1,5.

 

 

Метод Гаусса

x1 – 2x2 + x3 + x4 = –1;

3x1 + 2x2 – 3x3 – 4x4 = 2;

2x1 – x2 + 2x3 – 3x4 = 9;

x1 + 3x2 – 3x3 – x4 = –1.

 

Решение:Составим матрицу В и преобразуем ее. Для удобства вычислений отделимвертикальной чертой столбец, состоящий из свободных членов:

1 –2 1 1 –1

B = 3 2 –3 –4 2

2 –1 2 –3 9

1 3 –3 –1 –1

 

Умножим первую строку матрицы В последовательно на 3, 2 и 1 и вычтем соответственно из второй, третьей и четвертой строк. Получим матрицу,эквивалентную исходной:

 

1 –2 1 1 –1

0 8 –6 –7 5

0 3 0 –5 11

0 5 –4 –2 0

 

Третью строку матрицы умножим на 3 и вычтем ее из второй строки. Затем новую вторую строку умножим на 3 и на 5 и вычтем из третьей и четвертой строк. Получим матрицу, эквивалентную исходной:

 
 


1 –2 1 1 –1

0 –1 –6 8 –28

0 0 –1 0 –3

0 0 0 19 –19

 

Из коэффициентов последней матрицы составим систему, равносильную исходной:

 

x1 – 2x2 + x3 + x4 = –1;

X2 – 6x3 + 8x4 = –28;

– x3 = –3;

19x4 = –19.

 

Решим полученную систему методом подстановки, двигаясь последовательно от последнего уравнения к первому. Из четвертого уравнения x4 = –1, из третьего х3 = 3. Подставив значения х3 и x4 во второе уравнение, найдем x2 = 2. Подставив значения x2, x3, x4 в первое уравнение, найдем x1 = 1.

Ответ. (1; 2; 3;-1).

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

В задачах 1-10 найти указанные пределы:

 

№ 1.

1) ; а) х0 = 2; б) х0 = - 1; в) х0 = ¥ 2).

 

№ 2.

1) ; а) х0 = - 1; б) х0 = 1; в) х0 = ¥ 2).

 

№ 3.

1) ; а) х0 = 2; б) х0 = - 2; в) х0 = ¥ 2).

 

№ 4.

1) ; а) х0 = 1; б) х0 = 2; в) х0 = ¥ 2).

 

№ 5.

1) ; а) х0 = - 2; б) х0 = - 1; в) х0 = ¥ 2).

№ 6.

1) ; а) х0 = - 1; б) х0 = 1; в) х0 = ¥ 2).

 

№ 7.

1) ; а) х0 = 2; б) х0 = - 2; в) х0 = ¥ 2).

 

№ 8.

1) ; а) х0 = 1; б) х0 = 2; в) х0 = ¥ 2).

 

№ 9.

1) ; а) х0 = - 2; б) х0 = - 1; в) х0 = ¥ 2).

 

№ 10.

1) ; а) х0 = - 1; б) х0 = 1; в) х0 = ¥ 2).

В задачах 11-20 найти производные, пользуясь правилами и формулами дифференцирования:

 


№ 11.

а).

б).

в).

г).

№ 12.

а).

б).

в).

г).

 

№ 13.

а).

б).

в).

г).

 

№ 14.

а).

б).

в).

г).

 

№ 15.

а).

б).

в).

г).

 

№ 16.

а).

б).

в).

г).

 

№ 17.

а).

б).

в).

г).

 

№ 18.

а).

б).

в).

г).

 

№ 19.

а).

б).

в).

г).

 

№ 20.

а).

б).

в).

г).


В задачах 21-30 исследовать функцию методами дифференциального исчисления и начертить график:

 


№ 21

 

№ 22

 

№ 23

 

№ 24

 

№ 25

 

№ 26

 

№ 27

 

№ 28

 

№ 29

 

№ 30


В задачах 31-40 задан закон s(t) изменения пути движения материальной точки; нужно найти значения скорости и ускорения этой точки в момент времени t0:

 


№ 31

 

№ 32

 

№ 33

 

№ 34

 

№ 35

 

№36

 

№ 37

 

№ 38

 

№ 39

 

№ 40




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: