РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.19. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Цели и задачи дисциплины
Цель освоения дисциплины – формирование студентом целостного представления о художественном комплексе «отечественная литература», включающем художественно литературный, философский, научный и культурный аспекты; развитие умения применять полученные знания в социальной и профессиональной деятельности в условиях поликультурного и многоконфессионального мира, навыков критического восприятия, анализа и оценки персоналий, проблем, тенденций развития истории отечественной литератур; воспитание навыков филологической культуры.
Задачи курса:
• развитие представлений о специфике искусства слова, об особенностях литературного творчества и восприятия литературы;
• систематизация представлений о родовых, жанровых, стилевых особенностях художественного произведения;
• раскрытие двустороннего процесса развития национальных литератур; ознакомление с современной отечественной литературой в
контексте философии и общественно-политических движений ХХ века;
• формирование толерантного сознания;
• формирование ценностного отношения к художественным произведениям классиков русского словесного искусства;
•
Содержание дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплины | Наименование практических, семинарских занятий | Формы и методы проведения | Коды компетенций | Количество учебных часов | ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА | ||||
Всего | В том числе по видам аудиторных занятий | СРС, КСР, контроль | ||||||||
ЛЗ | ПЗ | СЗ | ||||||||
1. | Введение. Понятие о фольклоре.Традиционные определения фольклора. Основные характеристики (традиционность, коллективность, вариативность, исполнитель). Традиционный (архаический и классический) фольклор и постфольклор. Фольклор и литература: взаимосвязь и различия, понятие «третьей культуры».Современный фольклорный текст, подходы и методы его изучения в свете смены фольклорной парадигмы. | Жанры русского фольклора | Лекция-визуализация | ОПК-2 | Реферат | |||||
2. | Литература Древней Руси.Древнерусская литература - начальный этап в развитии русской литературы. Периодизация древней русской литературы. Проблемы художественного метода древнерусской литературы. Характеристика основных жанров. Идейно-эстетическая ценность памятников Х1-ХУП века. Тематика оригинальной русской литературы Киевского периода. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Агиографическая литература, «Сказание о Борисе и Глебе». Ораторское искусство Древней Руси. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. «Поучение» Владимира Мономаха - выдающийся литературный памятник ХП века«Слово о полку Игореве»— выдающийся памятник древнерусского искусства слова. История открытия и изучения. Композиция и жанр произведения. Типологические связи «Слова» со средневековым эпосом других народов. Литература периода раздробленности и объединения северо-восточной Руси (XIII-XV вв.). «Моление Даниила Заточника». «Хождение за три моря» - памятник русской литературы ХV века. Светский характер «Хождения». «Повесть о Петре и Февронии». Особенности жанра повести. | Становление древнерусской литературы | Диспут | |||||||
Русская литература XVII века. Литература периода раздробленности и объединения северо-восточной Руси (XIII-XV вв.). «Моление Даниила Заточника». «Хождение за три моря» - памятник русской литературы ХV века. Светский характер «Хождения». «Повесть о Петре и Февронии». Особенности жанра повести. Литература периода укрепления русского централизованного государства. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Язык и стиль посланий Грозного. Бытовая и сатирическая повесть — «Повести о Горе-Злосчастии» и «Повести о Фроле Скобееве». Разрыв с традиционными взглядами на семью, брак, общественные отношения. Кризис жанра жития. «Житие» протопопа Аввакума: элементы реализма в изображении характеров, бытовых картинах, диалоге. Проблема барокко в литературе ХVП века. Силлабическая поэзия. Школьная драма. | Памятники литературы допетровского и петровского периодов. | Лекция-визуализация | Учебная конференция | |||||||
4. | Русская литература XVIII века. Литература петровского времени. Основные жанры, тематика, герои. Поэтика. Персоналии. Творчество Феофана Прокоповича. Концепция В.А.Западова. Проблема литературного направления. Сатиры А. Кантемира. Политическая острота и злободневность. Место и значение деятельности М.В. Ломоносова в истории русской культуры. Оды Ломоносова, их тематика и поэтика. Проблема творческого метода М.В.Ломоносова. Драматургия. Жанр, композиция, язык комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина. Значение комедии «Недоросль» для развития русской реалистической драматургии. Творчество Г.Р. Державина. Гражданская тема в поэзии. Сатирические и философские оды Державина. Жанровое и языковое новаторство поэта. А.Н.Радищев и русское Просвещение. «Путешествие из Петербурга в Москву». Стиль Радищева, его новаторство, реалистические черты. Н.М.Карамзин и русский сентиментализм. Тематика, жанры, стиль, язык произведений Карамзина. Повесть «Бедная Лиза». Эпистолярная культура XVIII века. Феномен литературного кружка. Львовско-державинский кружок. | Литературные направления в русской литературе XVIII века | Доклад-презентация | |||||||
5. | Русская литература ХIХ века.Идейно-эстетическая программа «Москвитянина». Утопический роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?».Тема России и героя времени в творчестве И.С.Тургенева, И.А.Гончарова. Демократизация литературы в поэзии Н.А.Некрасова. Философская глубина постижения целостного бытия космоса, земной природы и человеческой души в поэзии Тютчева. Пейзажная лирика А.А.Фета, особенности поэтики Фета. Ведущая роль А.Н.Островского в развитии реалистической драматургии. Проблема народа и власти - центральная проблема творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Творчество Н.С.Лескова - выражение потребности идеала в литературе этих лет. Романное творчество Ф.М.Достоевского. Вклад Л.Н.Толстого-художника в русскую и мировую литературу. Оригинальность концепции личности. Проблема «войны» и «мира», идеалы мирового всеединства в романе-эпопее «Война и мир». Поэма в творчестве Некрасова («Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины»). Противоречие взглядов Достоевского, полифонизм (диалогизм) его романов и мировое значение его творчества. Семейная тема в романе Толстого «Анна Каренина». Литературное движение 1881–1895 гг. Широкие обобщения, сочетание комического и трагического начал в коротком рассказе А.П.Чехова. Новаторство Чехова-драматурга. Влияние Чехова на драматургию XX века. | Роль журналов в литературном процессе. | Тест | |||||||
6. | Русская литература ХХ века. Творчество писателей-реалистов в начале ХХ в. Роль Горького в литературном процессе. Философско-религиозное и эстетическое русла в творчестве «старших символистов». Особенности стиля, поэтики «младосимволистов» (А.Белый, А.Блок). Философско-эстетическая платформа акмеизма. Своеобразие первых книг стихов акмеистов (Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам). Проблемы традиции в эстетике и поэзии акмеистов. Общественная и эстетическая платформа футуризма В.Хлебников и футуризм. Место В.Маяковского в футуризме. Философско-социальная проза А.Платонова, сатирическая проза И.Ильфа и Е.Петрова, М.Зощенко, М.Булгакова, А.Платонова. Разнообразие стилей и жанров в поэзии (В.Маяковский и С.Есенин). Значение публицистики А.Толстого, М.Шолохова, И.Эренбурга и др. Первые опыты эпического освещения войны (Б.Горбатов «Непокоренные»; А.Бек «Волоколамское шоссе»). Значение поэмы «Василий Теркин» А.Твардовского. Возникновение теории «бесконфликтности» в послевоенной литературе. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Новый уровень правды в повестях о войне Э.Казакевича, В.Пановой, В.Некрасова, А.Платонова. Натурфилософская лирика Н.Заболоцкого. Молодая поэзия. Художественное исследование прошлого в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». Новая социокультурная ситуация периода «оттепели». Поэзия 1960-х гг. «Тихая лирика» (Н. Рубцов) и «эстрадная поэзия» (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б. Ахмадулина). Социальная критика, гражданский пафос «эстрадной поэзии».Эволюция литературы в 1960-е – первой пол. 1980-х гг. «Военная», «деревенская», «городская» проза. Развитие фронтовой темы, углубление принципа историзма, внимание к личности и психологии человека, проблемы нравственного выбора. Проблема исторической памяти и нравственности в прозе А. Битова, Ю.Трифонова, Ч.Айтматова. Массовая литература. Постмодернистские тенденции в прозе (В.Пелевин, В. Сорокин В.Нарбикова). Творчество Л.Петрушевской. Становление жанра детектива (Б. Акунин). Развитие научной фантастики (В. Головачев, С. Лукьяненко) и жанра фэнтези (А. Бушков, Н. Перумов, Стругацкие). | Литература Серебряного века. Модернизм | Лекция-визуализация | Коллоквиум |
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплины | Наименование практических, семинарских занятий | Формы и методы проведения | Коды компетенций | Количество учебных часов | ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА | ||||
Всего | В том числе по видам аудиторных занятий | СРС, КСР, контроль | ||||||||
ЛЗ | ПЗ | СЗ | ||||||||
1. | Введение. Понятие о фольклоре. | Лекция-визуализация | ОПК-2 | |||||||
2. | Литература Древней Руси. | Становление древнерусской литературы | Диспут | |||||||
Русская литература XVII века. | ||||||||||
4. | Русская литература XVIII века. | Литературные направления в русской литературе XVIII века | Доклад-презентация | |||||||
5. | Русская литература ХIХ века. | Роль журналов в литературном процессе. | Тест | |||||||
6. | Русская литература ХХ века. | Литература Серебряного века. Модернизм | Лекция-визуализация | Коллоквиум |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Наименование разделы/темы дисциплины | Перечень учебно-практического обеспечения |
Понятие о фольклоре. | Егорова, Наталья Олеговна. История отечественной литературы [Электр.ресурс]: электронный курс: рекомендовано методсоветом ВУЗа / Н. О. Егорова, 2012.- 1 o=эл. опт. диск (CD-ROM) | |
Литература Древней Руси. | Вишняков С.А. История государства и культуры России в кратком изложении. Социокультуроведение России: учеб. Пособие. — Москва: Флинта 2012 г.— 128 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-89349-304-7 | |
Русская литература XVII века. | Плешкова О.И. Теория литературы и практика читательской деятельности: учеб. пособие. — Москва: Флинта 2012 г.— 156 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9765-1477-5 | |
Русская литература XVIII века. | Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство. — Москва: Флинта 2012 г.— 64 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9765-1117-0 | |
Русская литература ХIХ века. | Васильева Т.И., Карпичева Н.Л., Цуркан В.В. авт.-сост. Антология художественных концептов русской литературы XX века. — Москва: Флинта 2013 г.— 356 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9765-1623-6 | |
Русская литература ХХ века. | Егорова Л.П. под ред. История русской литературы ХХ века. Первая половина: учебник: в 2 кн. – Кн. 1: Общие вопросы. — Москва: Флинта 2014 г.— 450 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9765-1834-6 Смирновой А.И. под ред. Литература русского зарубежья. — Москва: Флинта 2012 г.— 640 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-89349-674-1 |
9+10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем