Скелет взрослого человека состоит примерно из 220 костей. В лицевом отделе черепа 15 костей. Позвоночник, или позвоночный столб, состоит из 33-34 коротких костей - позвонков. Грудная клетка образована 12 парами ребер и грудиной. С каждым грудным позвонком сочленена одна из 12 пар ребер.
Задание 11. Работа в микрогруппах. Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Докажите, что данный текст относится к научному стилю. Сформулируйте вопросы к каждому абзацу текста и ответьте на них.
Скелет человека
Скелет взрослого человека состоит примерно из 220 костей, которые соединены между собой. Подвижные соединения костей называют суставами, например бедренный, коленный, локтевой суставы. Кости, образующие суставы, соединяются очень прочными связками. Сверху сустав покрыт суставной сумкой. В ней находится суставная жидкость. Она уменьшает трение и способствует скольжению головки кости в суставной впадине. Хрящи, связки, суставная сумка относятся к соединительной ткани. Полуподвижные соединения костей с хрящевыми прокладками называют полусуставами.
Скелет головы. Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Мозговой отдел черепа образован прочно и неподвижно соединенными между собой костями. Это парные теменные и височные, непарные лобная и затылочная кости. В височной кости имеется отверстие наружного слухового прохода. На нижней поверхности затылочной кости есть большое затылочное отверстие, через которое полость черепа соединяется с позвоночным каналом. Кости основания черепа пронизаны мелкими отверстиями. Через них проходят черепно-мозговые нервы и кровеносные сосуды. В лицевом отделе черепа 15 костей. Самые крупные из них челюстные. Нижнечелюстная кость - единственная подвижная кость черепа. На обеих челюстях имеются ячейки, в которых расположены корни зубов. В скелете головы человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Это связано с большим развитием головного мозга человека.
|
Скелет туловища. Позвоночник, или позвоночный столб, состоит из 33-34 коротких костей - позвонков. Позвонки расположены друг над другом. Между позвонками находятся прослойки упругой хрящевой ткани, обеспечивающие гибкость позвоночника. Внутри позвоночника в позвоночном канале расположен спинной мозг. В позвоночнике человека различают шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы.
Грудная клетка образована 12 парами ребер и грудиной. С каждым грудным позвонком сочленена одна из 12 пар ребер. Сочленение ребер с позвонками позволяет изменять их положение: приподниматься во время вдоха и опускаться во время выдоха.
Скелет верхних конечностей. Ключицы и лопатки образуют скелет плечевого пояса.
К нему подвижно прикрепляется скелет свободной верхней конечности. Он состоит из костей плеча, предплечья и кисти. Кости конечностей соединены подвижно.
Скелет нижних конечностей. Две массивные плоские тазовые кости сзади прочно сращены с крестцом, а спереди соединены между собой. Они составляют пояс нижней конечности. В впадину каждой из тазовых костей входит шаровидная головка бедренной кости. Скелет свободной нижней конечности состоит из массивной бедренной кости, костей голени и стопы. В связи с вертикальным положением тела человека пояс его нижних конечностей очень широк и имеет вид чаши. Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости. Массивные кости нижних конечностей человека толще и прочнее костей рук, так как ноги несут на себе всю тяжесть тела. Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки.
|
Задание 12. Выпишите из текста «Скелет человека» в два столбика общенаучные слова и медицинские термины. Прочитайте вслух термины, соблюдая правильное ударение в словах.
Задание 13. Переведите данные термины на русский язык.
Тірек-қимыл жүйесі, омыртқа, бел, бел омыртқа,бас сүйек, мойын омыртқа, бас сүйегі, жоғарғы жақ, самай, желке, бет, маңдай, төменгі жақ, төс, бас бармақ, алақан, шынтақ, жауырын, шынашақ, саусақтар, иық сүйегі, иық, қанқа, сан, балтыр, тізе, табан, жамбас, дененің жоғарғы бөлігі, аяқ-қол сүйектері,кеуде қуысы, бұлшық ет, опорно-двигательная система, буын.
Для справок: скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей, позвонок, поясница, позвоночник, таз, бедро, голень, плечо, пальцы, лопатка, мизинец, скелет, ладонь, локоть,шейный позвонок, верхняя челюсть, висок, затылок, лоб, лицо, грудь, большой палец, нижняя челюсть, скелет головы,плечевая кость, колено, стопа, череп, мышца, грудная клетка, сустав.
Задание 14. Работа в парах. Прочитайте. Докажите, что данный текст относится к научному стилю. Сформулируйте вопросы к каждому предложению текста и устно ответьте на них. Выпишите в два столбика термины-слова и термины-словосочетания.
|
Функции опорно-двигательной системы
Скелет и мышцы - опорные структуры и органы движения человека. Они выполняют защитную функцию, ограничивая полости, в которых расположены внутренние органы. Так, сердце и легкие защищены грудной клеткой и мышцами груди и спины; органы брюшной полости (желудок, кишечник, почки) - нижним отделом позвоночника, костями таза, мышцами спины и живота; головной мозг расположен в полости черепа, а спинной мозг - в позвоночном канале.
Кости скелета человека образованы костной тканью - разновидностью соединительной ткани. Костная ткань снабжена нервами и кровеносными сосудами. Клетки ее имеют отростки. Межклеточное вещество составляет 2/3 костной ткани. Оно твердое и плотное, по своим свойствам напоминает камень. Костные клетки и их отростки окружены мельчайшими "канальцами", заполненными межклеточной жидкостью. Через межклеточную жидкость канальцев происходит питание и дыхание костных клеток.
Задание 15. Прочитайте текст. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста.
Строение костей
Величина и форма костей скелета человека различны. Кости могут быть длинными и короткими. Длинные кости называют также трубчатыми. Они полые. Такое строение длинных костей обеспечивает одновременно их прочность и легкость. Известно, что металлическая или пластмассовая трубка почти так же прочна, как равный ей по длине и диаметру сплошной стержень из того же материала. В полостях трубчатых костей находится соединительная ткань, богатая жиром, - желтый костный мозг.
Головки трубчатых костей образованы губчатым веществом. Пластинки костной ткани перекрещиваются в направлениях, по которым кости испытывают наибольшее растяжение или сжатие. Такое строение губчатого вещества также обеспечивает прочность и легкость костей. Промежутки между костными пластинками заполнены красным костным мозгом, который является кроветворным органом.
Короткие кости образованы в основном губчатым веществом. Такое же строение имеют плоские кости, например лопатки, ребра. Поверхность костей покрыта надкостницей. Это тонкий, но плотный слой соединительной ткани, сросшийся с костью. В надкостнице проходят кровеносные сосуды и нервы. Концы костей, покрытые хрящом, не имеют надкостницы.
1.Какими могут быть величина и форма костей человека?
2.Какое строение длинных костей обеспечивает их прочность и легкость?
3.Где находится желтый костный мозг?
4. В чем особенности строения губчатого вещества?
5.Где находится красный костный мозг?
6.Как строение имеют короткие и плоские кости?
7.Где проходят кровеносные сосуды и нервы?
Задание 16. Работа в микрогруппах. Прочитайте текст и озаглавьте его. Согласны ли вы с мнением Вольтера. Обоснуйте свой ответ.
«Движение - это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Всё это обеспечивает костно - мышечная система, или опорно - двигательный аппарат.
Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета называли число 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300 - 306. Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около 200, точнее, 208 - 210.
Задание 17. Работа в микрогруппах. Ознакомьтесь вначале с текстом. Сформулируйте проблему, которую можно выдвинуть в качестве темы дискуссии. Подготовьтесь к дискуссии.
В настоящее время в современном обществе большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Если в начале столетия человек за жизнь проходил пешком около 75 тысяч километров, то теперь едва осиливает 25 тысяч километров. Втрое меньше.Развитие городского, автомобильного транспорта и таких средств передвижения, как лифты, эскалаторы и другие достижения эпохи научно-технической революции приводит к появлению гиподинамии и гипокинезии (от греческого hypo – недостаточность и kinesis – движение). С медицинской точки зрения гипокинезия – это состояние малоподвижности. Между тем человеческий организм устроен так, что регулярно требует физической нагрузки. Действительно, вся жизнь человека связана с движением: если люди и не перемещаются в пространстве, в их органах, тканях и клетках все равно постоянно происходит движение атомов и молекул.
От повседневных нагрузок зависят и сила мышц, и эластичность связочного аппарата, прочность костей, активность обмена веществ, состояние и работа многих органов и систем нашего организма. Ограничение же физической активности неблагоприятно отражается на здоровье. Например, когда мышцы мало задействованы в работе, кровь с кислородом и питательные вещества в меньшем количестве поступают к ним, они становятся тоньше и слабее. Из-за уменьшения мышечной массы уменьшается емкость всей сосудистой системы, сокращается число работающих капилляров в скелетных и сердечной мышцах. Поэтому человек не в состоянии справиться даже с небольшой физической нагрузкой. Развиваются различные заболевания опорно-двигательного аппарата, слабость скелетных мышц и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, деформация позвоночника, нарушение обмена веществ, накопление в организме жира, понижение устойчивости к инфекционным заболеваниям. У тех, кто мало находится в движении из костей и зубов вымывается кальций – кости становятся ломкими, а зубы приходится слишком часто лечить. Из-за гиподинамии ускоряется процесс старения организма.
Первым в истории народом, осознававшим роль физической активности в формировании здоровья человека, были древние греки. Они начали эпоху олимпийских игр, которые считались столь важными, что на время их проведения прекращалось ведение войн.
Задание 18. Игра «Переводчик». Прочитайте парами данные реплики-вопросы, осуществляя их синхронный перевод на русском языке.
- Қай кезде ауырады: қозғалғанда ма немесе жатқанда ма?
- Буындарыңыз ауыра ма?
- Буындарыңыз ісіне ме, жоқ қызара ма?
- Қолыңызды, саусақтарыңызды, аяғыңызды қозғаңызшы.
- Қашан сырқаттаңдыңыз?
- Аурудың басталуыны қандай себептер болды деп ойлайсыз?
- Зақымданып па едіңіз?
- Суық тиіп жиі ауырып па едіңіз?
- Ауруханада жатып емделдіңіз бе?
- Буындарыңызда өзгеріс бар ма?
Задание 19. Дополните переведенные на русский язык реплики-вопросы(задание 18) репликами-ответами больного, чтобы получился диалог врача и пациента.
Задание 20. Подготовьте устное сообщение по речевой теме занятия «Опорно-двигательная система».
Лингвистическая игра «Скажите одним словом»
1. Слова, используемые независимо от стиля речи.
2. Слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве.
3. Полуофициальные наименования определенных предметов и процессов из области какой-либо профессии, распространенные в устной речи людей данной специальности.
4. Область науки и практической деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, а также на предупреждение и лечение болезней.
5. Люди в белых халатах.
6. Твердые и прочные части, служащие опорой телу.
7. Мягкие части, покрывающие кости.
8. Подвижные соединения костей.
9. Единственная подвижная кость черепа.
10. Позвоночный столб.
11. Тонкий, но плотный слой соединительной ткани, сросшийся с костью, в котором проходят кровеносные сосуды и нервы.
VII. Литература
1. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c.
2. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c.
3. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.
VIII. Контроль.
1. Какое определение НАИБОЛЕЕ соответствует слову термин?
1) слово, используемое независимо от стиля речи
2)слово, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке
3)полуофициальное наименование определенных предметов и процессов из области какой-либо профессии, распространенное в устной речи людей данной специальности
4)слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве
5) профессионализм, используемый в устной речи людьми одной профессии
2. Стиль, который служит для общения в бытовой сфере.
1) научный
2) художественный
3) публицистический
4) официально-деловой
5) разговорный
3. Стиль, которыйиспользуется в административно-правовой сфере.
1) научный
2) художественный
3) публицистический
4) официально-деловой
5) разговорный
4. Стиль, который используется в СМИ, на радио и телевидении.
1) научный
2) художественный
3) публицистический
4) официально-деловой
5) разговорный
5. Стиль, который использует возможности разных стилей.
1) научный
2) художественный
3) публицистический
4) официально-деловой
5) разговорный
6. Особенности научного стиля
1)точность
2) эмоциональность
3) логичность
4)наличие терминов
5) образность
6) обобщенность
7. Какое из нижеперечисленных слов является общеупотребительным?
1) гепатит
2) метод
3) вода
4) система
5) структура
8. Какое из нижеперечисленных слов является общенаучным?
1) инсульт
2) инфаркт
3) туберкулез
4) анализ
5) скелет
9. Какое из нижеперечисленных слов является термином?
1) исследование
2) методика
3) надкостница
4) изучение
5) живот
10. Скелет взрослого человека … примерно из 220 костей.
Какой из данных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в указанном предложении?
1) состоят
2) состоит
3) состояла
4) состояли
5) состояло
11. … называют подвижные соединения костей.
Какое из существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?
1) суставов
2) суставам
3) суставами
4) суставах
5) суставы
12. Череп состоит из … и … отделов.
Какое из прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?
1) мозговой и лицевой
2) мозговому и лицевому
3) мозговом и лицевом
4) мозгового и лицевого
5) мозговым и лицевым
13. Какие буквы пропущены в слове позвоно… ник?
1) ЧЬН
2) ЧН
3) ШН
4) ЩН
5) ШЬН
14. Какие буквы пропущены в слове коне…ности?
1) ЧН
2) ЧЬН
3) ШН
4) ЩН
5) ШЬН
15. Какая буква пропущена в слове нижн…челюстный?
1)И
2) Е
3) Э
4) Ы
5) Ю