Сильные и слабые
Сильные | Слабые |
Максимальной дифференциации, в которой противопоставляется большинство фонем. То есть, фонема наилучшим способом выполняет свои функции. [б а к] – [б о к] <а> – <о> <а> и <о> в сильных позициях реализуют соответствующие фонемы. | Минимальной дифференциации. То есть позиция обусловленности, когда фонема слабо выполняет свои функции. [к о т ] <д> или <т> Звук [т] в слабой позиции может реализовать и <т>, и <д>. |
Линейносегментные и суперсегментные
Линейносегментные | Суперсегментные |
Это положение звука перед определенным звуком. цапля [ц ![]() | Это положение звуков на границе морфем или слов. подставка [п αц т ![]() ![]() ![]() ![]() |
Анализируя фонемы, важно помнить, что главный аспект – смыслоразличительный. Фонема выполняет прежде всего сигнификативную (смыслоразличительную) функцию, т.е. способны разграничивать слова и морфемы по смыслу. Как видно из примеров, только фонемы, а не звуки способны различать слова и морфемы. На фонетическом уровне различий не обнаружено.
Дополнительно фонемы выполняют отождествляющую функцию – перцептивную. Она заключаестя в способности фонем отождествлять значимые единицы языка, т.е. приравнивать их самой себе. Например, фонемы <д> и <т> в словах код и кот различают по смыслу данные единицы, показывая, что это разные фонемы и лексемы. С другой стороны, эти фонемы отождествляют эти единицы с однокоренными словами. Например, <д>: код, кодовый; <т>: кот, котёнок, котик.
Исходя их этих характеристик, позиции можно разделить так:
Сигнификативная сильная | Сигнификативная слабая |
В этой позиции фонема отличается от других фонем, реализуясь одним звуком. бак [б ![]() ![]() | В этой позиции фонема нейтрализует, т.е. устраняет возможность различения разных слов и морфем. [б α ч’ ![]() |
Перцептивно сильная | Перцептивно слабая |
В этой позиции фонема выступает в своем основном облике, не испытывает воздействия окружающих единиц, хорошо отождествляет слова и морфемы. печной [п’ ![]() | В это позиции фонема выступает видоизмененной, испытывает редукцию, оглушение, озвончение, искажение. Плохо выполняет отождествляющую функцию. п ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
· Абсолютно сильная позиция – позиции и перцептивно, и сигнификативно сильные. Фонема реализуется доминантой.
Например: мал [м л]
· Вариации фонем – позиция сигнификативно сильная, но перцептивно слабая.
Например: мяли [м’ л’
]
· Варианты фонем – это позиции сигнификативно слабые. Например, изморозь. Конечный [с’] в слабой позиции, он может реализовать и <з’>, и <c’>.
· Аллофоны – все звуки, реализующие фонемы, т.е. и доминанты, и варианты, и вариации.
Типовые сильные и слабые позиции (для согласных):
I. Дифференциальный признак глухость/звонкость
Сильные | Слабые |
1. Перед гласными: дом-том | 1. Абсолютный конец слова: дуб [п] |
2. Перед сонорными: драка-тракт | 2. Перед шумными звонкими и глухими6 косьба [з’] |
3. Перед [в], [в’]: сват-звать | |
4. Всегда в сильной позиции сонорные а также глухие [ц],[ч‘],[х] |
II. Дифференциальный признак твердость/мягкость
Сильные | Слабые |
1. Перед гласными: сад-сядь | 1. [н‘] перед [ч‘], [ш‘]: пончик-банщик |
2. Абсолютный конец слова: кон-конь | 2. Зубные перед мягкими губными: дверь-свет-мех |
3. Перед твердым согласным: банка-банька | 3. Зубные перед мягкими зубными: бантик-мостик |
4. Губнозубной перед губногубным: вместе |
III. Дифференциальный признак место образования
Сильные | Слабые |
1. Большинство | 1. Свистящие перед шипящими: сшить, сжать |
IV. Дифференциальный признак образования
Сильные | Слабые |
1. Большинство | 1. Смычные зубные перед щелевыми зубными: купаться |
2. Смычные перед аффрикатами: блюдце |
Для гласных сильная позиция под ударением, а также [и], [у] всегда в сильной позиции
Способы проверки слабой позиции:
1. Корни проверяются однокоренными словами.
2. Приставки взаимопроверяемы с предлогами.
Исповедь (ис – из лесу, по – по боку).
3. Приставки на з-с всегда будут з. Приставки рас-рос, раз-роз всегда роз.
4. Суффиксы проверяются суффиксами той же части речи.
Глянцевый – перцОвый<гл’анцов’иj>
5. Окончание проверяется окончанием той же части речи в той же грамматической форме
Волей – 1 скл., Т.п., ед.ч. <вол’оj>ЛисОй – проверочное.
Безударное окончание прилагательного можно проверить окончаниями местоимений мой, твой.
Глагол – выделяем гиперфонему в согласных и в форме 2 лица множественного числа.
несёт - несёте