Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
· Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от19.12.2014;
· Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
· Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
· Федерального перечня учебников;
· Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009;
· Устава ОО;
· Учебного плана ОУ.
Структура рабочей программы
Титульный лист.
· Раздел I. Пояснительная записка
· Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся
· Раздел III. Содержание учебного предмета
· Раздел IV. Тематическое планирование
Лист внесения изменений.
Аннотация
Цели и задачи учебного предмета
Цель программы– обеспечить возможность для усвоения программных требований на уроках, создать условия, соответствующие возрасту, для продвижения в психическом развитии, в формировании способности учиться.
Задачи:
· подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;
· восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;
· коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование
В авторской программе коррекционных занятий предусмотрено 2 часа в неделю (68 часов в год). Согласно Годовому календарному графику отводится 0,25 часа в неделю (9 часов в год), следовательно, количество часов на изучение всех тем программы уменьшено.
Содержание УМК
Программа (авторская) | Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009. |
Место предмета в учебном плане, количество часов
Коррекционные занятия проводятся с 1 класса по 4. Учебный план составляет 35 часов. В том числе во 2 классе 9 часов из расчета 0,25 часа в неделю.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты освоения курса
Раздел Развитие крупной и мелкой моторики, ловкости
Обучающиеся должны знать:
· кинезиологические упражнения;
· правила пользования карандашом, ручкой, ножницами, клеем.
Обучающиеся должны уметь:
· владеть карандашом, ручкой, кистью;
· раскрашивать рисунок: без пробелов, выхода за контур, одинаковое направление;
· конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;
· прекращать движение в нужной точке;
· рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки;
· согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
· последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
· выполнять творческие работы из пластилина по образцу;
· конструировать несложные предметы без опоры на образец;
· точно выполнять движения по трехзвенной инструкции;
· выполнять выразительные движения;
· выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
· знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде;
· выполнять пальчиковые упражнения;
· выполнять графические работы под диктовку;
· принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием упражнения, игры;
· самостоятельное определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя;
· играть в предложенные сенсорные и двигательные игры по правилам;
· адекватно эмоционально реагировать в ходе игры, упражнения.
Тактильно-двигательное восприятие
Обучающиеся должны знать:
· специальные обследующие движения (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета.
Обучающиеся должны уметь:
· определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
· делать словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаков, выявленных при помощи ощупывания;
· определять материал, из которого сделан предмет;
· путем ощупывания предмета или обведения по контуру давать характеристику предмету.
Восприятие особых свойств предметов
Обучающиеся должны знать:
· особые свойства предмета (температура, вкус, запах, чувство тяжести);
· - продукты, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.);
· основные вкусы: горький - сладкий, сырое – вареное.
Обучающиеся должны уметь:
· различать простые запахи (приятные - неприятные);
· сравнивать и различать разные вкусы;
· определять температуру (теплый – горячий – холодный) и тяжесть предмета (легкий – тяжелый).
Восприятие формы, величины, цвета
Обучающиеся должны знать:
· различать наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый);
· оттенки цветов: розовый, фиолетовый, оранжевый;
· узнавать и показывать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, различать круг и овал;
· разные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина).
Обучающиеся должны уметь:
· чертить основные геометрические фигуры;
· выстраивать сериационные ряды предметов по параметру убывающей или возрастающей величины;
· определять на ощупь величину предметов;
· анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);
· использовать цвет по назначению;
· сравнивать предметы (объекты) по форме, цвету, величине.
· определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.
· различать классифицировать фигуры по нескольким признакам.
Восприятие временных отношений
Обучающиеся должны знать:
· меры времени и их соотношение: порядок месяцев в году, времена года и их закономерности, части суток, дни недели
· единицы измерения времени (сут., нед., мес.).
· часы, их составляющие (циферблат, стрелки).
· соотносить времена года с названиями месяцев
Обучающиеся должны уметь:
· определять времени по часам (с точностью до 1 часа).
Развитие зрительного восприятия
Обучающиеся должны знать:
· правило целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей, определение их соотношений
Обучающиеся должны уметь:
· выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение;
· распознавать основные эмоции;
· узнавать предмет по части;
· выделять предмет из группы;
· определять картинку к заданному эталону;
· находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
· делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.
Развитие слухового восприятия
Обучающиеся должны знать:
· шумы: шуршание, скрип, шелест, стук, пение птиц, шум поезда, машины.
Обучающиеся должны уметь:
· различать речевые и неречевые звуки;
· выполнять упражнения в определенном ритме и темпе;
· сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.
· различать характер мелодии (веселая – грустная).
Восприятие пространства
Обучающиеся должны знать:
· понятия «близко», «далеко», «дальше», право-лево.
Обучающиеся должны уметь:
· ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
· ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле, на поверхности парты;
· обозначать словом направления движения;
· располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа;
· словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;
· целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
· быстро и точно передвигаться в пространстве.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и пр.);
· сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов;
· определение времени по часам;
· описания предметов окружающей действительности;
· обогащения чувственного опыта у детей.
Раздел III. Содержание учебного предмета
№ | Наименование темы (раздела) программы | Краткая характеристика содержания предмета |
Развитие моторики, графомоторных навыков | Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу. | |
Тактильно-двигательное восприятие | Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий). | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления). | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали). | |
Развитие зрительного восприятия | Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | |
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий). | |
Развитие слухового восприятия | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей. | |
Восприятие пространства | Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты. | |
Восприятие времени | Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа). |
Раздел IV. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока |
Развитие моторики, графомоторных навыков (1 ч) | |
Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»). Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). | |
Тактильно-двигательное восприятие (1 ч) | |
Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). | |
Кинестетическое и кинетическое развитие (1 ч) | |
Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (1 ч) | |
Группировка предметов по форме и величине, по форме и цвету по инструкции педагога. | |
Развитие зрительного восприятия (1 ч) | |
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов). | |
Восприятие особых свойств предметов (1 ч) | |
Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). | |
Развитие слухового восприятия (1 ч) | |
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен). | |
Восприятие пространства (1 ч) | |
Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе». | |
Восприятие времени (1 ч) | |
Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». |
Лист внесения изменений
№ | Внесенные изменения | число |
Аннотация
Название рабочей программы | Рабочая программа коррекционных занятий для 2 класса индивидуального обучения на дому VIII вида начального общего образования на 2016\2017 учебный год |
Срок, на который разработана рабочая программа | 2016 – 2017 учебный год (1 год) |
Нормативная база рабочей программы | · Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; · Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от19.12.2014; · Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; · Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; · Федеральный перечень учебников; · Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009. · Устав ОО; · Учебный план ОУ. |
УМК | Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009. |
Цель и задачи учебного предмета | Цель программы– обеспечить возможность для усвоения программных требований на уроках, создать условия, соответствующие возрасту, для продвижения в психическом развитии, в формировании способности учиться. Задачи: · подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры; · восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения; · коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка. |
Количество часов на изучение учебного предмета | 9 часов |
Основные темы (разделы) учебного предмета | · развитие моторики, графомоторных навыков; · тактильно-двигательное восприятие; · кинестетическое и кинетическое развитие; · восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов; · развитие зрительного восприятия; · восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; · развитие слухового восприятия; · восприятие пространства и времени. |