Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс




Шизофрения - от др.греч. σχίζω — «расщеплять», «раскалывать» + φρήν — «ум, мышление, мысль»), эндогенное полиморфное психическое расстройство, характеризующееся распадом процессов мышления и эмоциональных реакций. Шизофренические расстройства в целом отличаются характерными фундаментальными расстройствами мышления и восприятия, а также неадекватным или сниженным аффектом. Наиболее частыми проявлениями болезни являются слуховые псевдогаллюцинации, параноидный или фантастический бред либо дезорганизованность речи и мышления на фоне значительной социальной дисфункции и нарушения работоспособности.

Системообразующим ядром Шизофренического ППС является нарушение воли, как познавательного процесса. Воля - процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля – это процесс, который пронизывает всю психику (по Зейгарник), все психические процессы.

При шизофрении не всегда страдает мышление. Для того, чтобы установить шизофренический ППС, необходимо доказать, что у человека есть нарушение воли во всех психических компонентах, а не только в мышлении.

Это эндогенное заболевание, т.е патопсихологический процесс обусловлен внутренними, эндогенными факторами, а не внешними воздействиями. Это хроническое расстройство, (лечение пожизненное, человек находится на учёте). Полностью не излечивается, можно только остановить, купировать заболевание. Чем раньше заболевание выявляется, тем меньшему распаду подвергается психика. В этом случае, человек может остаться в обществе и заниматься общественно-полезной деятельностью.

Чтобы диагностировать Шизофренический ППС можно не изучать личность, интеллект (интеллект можно исследовать, но при Шизофреническом ППС человек может иметь очень высокий интеллект); достаточно изучить познавательную сферу: память, мышление, внимание.

При Шизофреническом ППС наблюдаются следующие факторы:

1. Нарушение селективности (избирательности, сконцентрированности) психических процессов. Искажение познавательной сферы.

2. Снижение уровня мотивационной активности – это системообразующий фактор, так называемый амотивационный синдром. т.е. если окружающие люди или обстоятельства не вынуждают что-то делать, человек сам делать не будет.

3. Искажение или обеднение эмоционального реагирования. Наблюдается не конгруэнтность коммуникаций (мимика и контекст не конгруэнтны), дискордантность (разобщённость и расщепление психических процессов, эмоции не соответствуют контексту ситуации, (смех на похоронах и т.п.).) При дебюте заболевания эмоции могут быть, но они искажены или отсутствуют.

4. Снижение (но не отсутствие, как в психозе) целенаправленности деятельности. Целенаправленность видоизменяется. (Человек может часами читать библию, но не может прочитать договор)

Наблюдается прокрастинация (бесконечное откладывание дел «на потом»). А так же абулия (состояние патологического отсутствия воли, когда человек не способен выполнять действия, необходимость которых осознаётся). В этом случае очень важна организация среды и социума. Родственники являются внешней волей больного.

 

  Шизофренический ппс
Ядро нарушение личностно-мотивационной, эмоциональной, волевой сферы.
Заболевания шизофрения, шизоаффективные расстройства (вариант МДП), шизотипическое и шизоидное расстройство личности.
Поведение • снижение заинтересованности в контакте, в обсуждении эмоционально-значимых тем (феномен снижения потребности в общении • контакт чаще формальный, может быть затруднен (снижение инициативного общения). • незаинтересованность в результатах исследования (ослаблена реакция на критику, не ищут оценки или одобрения, легко нарушают инструкции, немотивированные отказы). • фиксация внимания на случайных, причудливо выхваченных из общего контекста деталях. • чаще недостаточная эмоциональная окраска высказываний, монотонность.
Речь нарушение понимания и использования интонационных моделей при сохранности фонологической структуры(просодика своеобразная). Эти нарушения обнаруживаются в изменении тональности речи, расстановке ударений, пауз, различении интонации. При этом наблюдения за отдельными пациентами показывают, что интонационная модуляция речи нарушается далеко не во всех случаях. Демонстрируют монолог (не диалог!). При письменной речи возможно своеобразие почерка, присутствие орнаментации, символики (сердечко над буквой «и караткое» и т.п.).
Мимика Внешний вид Обедняется и и становиться неадекватной мимика, исчезают вазомоторные реакции (сужение или расширение сосудов, например человек краснеет от стыда или бледнеет от ужаса, мимические движения не соотносит с определенными ситуациями, внутренним переживаниям, что свидетельствует о расщепление целостного эмоционально-мимического реагирования, нередко меняется походка, становится неестественной, вычурной., изменяется голос (деревянный голос). Внешний вид – неряшливый.
Внимание • сохранность непроизвольного (объема, устойчивости) и нарушение произвольного внимания (концентрации и переключаемости). • Нарушение избирательности внимания. • Псевдоастенизация (субъективное ощущение есть, а в пробах нет).
Воображение На ранних стадиях клинического распада, воображение имеет высокую продуктивность, фантазийность, но наблюдается высокая разнородность образов. На поздних этапах развития заболевания, воображение утрачивает свою творческую силу, за счёт утраты способности управлять своими психическими процессами
Память • мотивационный компонент памяти (произвольная память). • снижаться объем непосредственной памяти (за счет отсутствия мотивации). • нарушаться динамика памяти (неустойчивость или плато). • характерны нарушения опосредованной памяти (пиктограммы), по сравнению с непосредственной (10 слов).
Восприятие Восприятие ограничено. Включает в себя мало стимулов, мало единиц. Отсутствует интерес к заданиям и реакция на оценку. Проявляют затруднения в удержании инструкции и объёма информации. Демонстрируют нереалистичность, фантазийность образов.
Мышление • Нарушения мотивационного компонента: соскальзывания, разноплановость, резонерство, снижение целенаправленности мыслительной деятельности, нарушение критичности мышления, снижение эмоциональной наполненности суждений. • Нарушение операциональной стороны: искажение процесса обобщения по типу актуализации латентных или несущественных признаков, опора на второстепенные, поверхностные, личностно-значимые признаки. Но их не смущают необычные суждения! • Ослабление категориального строя мышления. • Снижение уровня обобщения (в дебюте и на поздних стадиях развития заболевания). • Динамика: чаще ускорение динамики мышления, чем его замедление (не оттормаживают лишние, побочные ассоциации).
Эмоциональная сфера • обеднение эмоционального ответа ИЛИ • неадекватные по амплитуде и направленности реакции. • обеднение социально-направленных эмоций
Мотивационная сфера • искажения регуляции деятельности. • парадоксальность мотивов и ослабление побудительной функции мотивов. • недостаточность социальной регуляции деятельности и поведения,

 

Рекомендуемые методики для диагностики.

Для исследования внимания: корректурная проба, таблицы Шульта, счёт по Крепелину;

Для исследования памяти: методика 10-ти слов, Пиктограмма;

Для исследования мышления: методика «исключение предметов», методика «классификация предметов», методика «сравнение понятий», понимание пословиц, методика «выделение существенных признаков».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: