I. Рекомендации по организации самостоятельной работы.
Изучение любого курса дополнительной профессиональной подготовки завершается овладением необходимыми профессиональными компетенциями. Положительный результат может быть достигнут только при хорошо продуманной организации труда слушателя. В первую очередь, необходимо своевременно выяснить, какой объем информации следует освоить в рамках курса, какие умения приобрести для успешного освоения, какие задания выполнить. Сведения об этом включены в настоящую программу.
Прежде чем приступить к изучению основ дисциплин, слушателю необходимо ознакомиться с объемом учебной дисциплины и видами учебной работы.
Включение в общий объем дисциплины часов на самостоятельную подготовку необходимо для того, чтобы слушатели могли самостоятельно закрепить и углубить знания, полученные в процессе теоретического обучения.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для автономного ознакомления слушателя с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий. Самостоятельная работа позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных личностных особенностей (инертность, неспособность распределять внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации и др.
При изучении данного курса необходимо соблюдать следующие основополагающие рекомендации:
- целесообразно выучить термины, относящиеся к данной дисциплине для лучшего усвоения материала. Приводимые по основным темам понятия помогут правильно расставить акценты при выполнении заданий;
- организовать самостоятельную подготовку на основе изучения публикаций в научных журналах и материала, представленного в списке литературы по каждой теме данной дисциплины;
- после изучения тем курса, а также специальной литературы нужно самостоятельно пройти контрольный тест.
Важнейшей частью работы слушателя является чтение и конспектирование научных трудов отечественных и зарубежных специалистов в изучаемой области, а также материалов, размещенных в периодических изданиях. Учебные и учебно-методические пособия, при всей их важности для процесса изучения дисциплины, содержат лишь минимум необходимых сведений.
Дополнительное образование предполагает более глубокое знание предмета, так как базируется, в числе прочего, и на личном опыте слушателей, а также предполагает формирование навыков исследовательской работы. Для этого необходимо изучать и самостоятельно анализировать научные труды, список которых для подготовки к изучению данной дисциплины, помещен в настоящей программе.
Работу по конспектированию следует выполнять, предварительно изучив планы занятий. Значительных затрат времени требует работа по запоминанию всего необходимого материала. Приступить к ней следует как можно раньше, лучше всего – уже с самого начала занятий по данной дисциплине. Таким образом, правильная организация работы, чему должны способствовать данные рекомендации, позволит слушателю своевременно выполнить все задания и получить положительный результат.
II. Рекомендации по выполнению письменных работ
1) При подготовке проекта необходимо следовать определенным требованиям к составлению плана проекта.
Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
- обоснование необходимости проекта;
- цели и задачи проекта;
- участники проекта;
- описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей;
- план реализации проекта;
-прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта;
- оценка эффективности реализации проекта.
2) Реферат – это краткое изложение в письменном виде, или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по определенной теме. В отличие от рецензии или конспекта здесь не требуется разбора и оценки. Реферат представляет собой сокращенное отображение реферируемого произведения. Главным его достоинством является по возможности точное воспроизведение предмета реферирования.
Реферат состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.
Для правильного и самостоятельного написания реферата необходимо: выбрать тему реферата, подобрать литературу, написать введение, основную часть, заключение. Необходимые составляющие, на которых необходимо сконцентрировать внимание при написании введения: обоснование актуальности темы, цели и задачи реферата. Задача введения заинтересовать читателя, анонсировать свою работу. При этом введение пишется очень кратко, не более 1-2 страниц.
Актуальность проблемы. Охарактеризовать современность, важность и насущность проблемы. Иными словами объяснить целесообразность исследования данной темы;
Цели и задачи. Цель исследования – это то, чего мы хотим добиться в исследовательской деятельности. Задачи – это способы достижения цели, с помощью чего мы будем добиваться результата.
Обязательно нужно указать объект и предмет исследования. Объект – это то, что исследуется в курсовой работе, предмет – через что познается объект. В объекте нужно выделить ту его составляющую, которая будет предметом исследования.
Основная часть. Для этого подберите названия глав и параграфов, то есть разработайте небольшой план, а затем методично прописывайте каждую главу, добавляя информацию из нескольких источников к каждой проблеме, рассматриваемой в реферате.
Заключение. В заключении приводятся основные выводы, сделанные вами в процессе работы. Также в заключении можно представить собственный взгляд на проблему. Заключение пишут также кратко, как и введение, на 1-2 страницах.
Список литературы. Список литературы составляется на основе использованных в работе источников. При разработке реферата рекомендуется использовать не менее 3-7 источников, указанных в алфавитном порядке (книги, периодические издания, Интернет-ресурсы).
В приложениях помещаются документы, использованные автором: диаграммы, схемы, графики, фотографии, иллюстрации, репродукции, планы, чертежи и т.д.
Стиль изложения следует приблизить к нормам стиля научной речи. Следует писать лаконично, остерегаться сложноподчиненных предложений, опираться на научную терминологию и не допускать двусмысленного толкования употребления термина.
Объем текста реферата (без прилагаемых материалов) – в среднем 10 – 15 страниц.
Общие требования к оформлению реферата. Размер шрифта 12—14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5—2; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм. Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок — шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок – шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок – шрифт размером 14 пунктов, курсив.
2) Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Написание эссе полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Структура эссе определяется предъявляемыми требованиями:
1. Мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
2. Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
- вступление;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- заключение.
При написании важно также учитывать следующие моменты:
- вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора);
- необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы;
- стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность.