А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование!»
№ | Этапы урока | Методические указания |
I. II. III. IV. V. VI. VII. | Перед тем, как окунуться в атмосферу творчества, давайте погуляем по осеннему парку. Осенний парк не любит шума, он молчалив. Вокруг тишина и такая красота, что хочется помолчать и навсегда запомнить эту удивительную картину «пышного увядания» природы. Подготовка к восприятию Звучит пьеса П.И.Чайковского «Осенняя песня» («Октябрь»), видеоряд пейзажных картин. - Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским. Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора. - Ребята какое впечатление произвела на вас экскурсия в осенний парк? Выразите свои чувства, эмоции: - я любовался… - меня удивило… - меня восхитила…. – я не могу наглядеться… - Ни одно время года не имеет такой палитры красок, как осень. Какие краски преобладают в осеннем пейзаже? - Подберите выразительные синонимы к словам, обозначающим цвет: - желтый (золотой, лимонный, янтарный) - красный (багровый, багряный, пурпурный, бордовый) - зеленый (изумрудный, малахитовый) - голубой (лазурный, бирюзовый) - Еще в осенней палитре есть медный и бронзовый цвет. Какие оттенки имеют эти цвета? (золотисто-коричневый) - А какое настроение передаёт нам композитор в своей музыке? - Какой характер у этого произведения? Что вы представляете слушая эту музыку? - Для многих поэтов осень – пора вдохновения, пробуждения к творчеству. Первичное чтение Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года. В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе. Осень – любимое время года Пушкина «И с каждой осенью я расцветаю вновь», - писал поэт. Не случайно одним из самых плодотворных периодов творчества у Пушкина является осень. Проверка первичного чтения - Ребята как вы понимаете значение слов багрец, мгла, сени? Слово багрец произошло от слова багряный, обозначающего оттенки красного цвета. Мгла – непрозрачный воздух (по С.И. Ожегову). Сени – в деревенской избе в старину называли помещение между жилой частью дома и крыльцом. - Какое настроение вызывает это стихотворение? - Какой рисует поэт осень? Почему? Повторное чтение - Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, - Что автор пытался передать этими словами? - Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, низкими серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но никакое другое время года не может сравниться с яркими торжественными красками «очаровательной» золотой осени. - В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. - «Ветра шум и свежее дыханье» приносят сердцу поэта весть, что природа начинает готовиться к долгому зимнему сну. Однако кого могут испугать «отдаленные седой зимы угрозы», если все великолепие природы раскрывается перед нашими глазами?! С уходом лета мы начинаем ценить «и редкий солнца луч», и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы лучше всяких слов убеждают ценить каждую секунду все укорачивающихся дней. Анализ произведения - Какая картина вам представилась? - Какие художественные средства помогают нам представить осеннюю картину? - Какие строки вам показались необычными? - Как могло быть названо стихотворение? - А какие ассоциации вызывает у вас осень? Обобщающая беседа - Как вы думаете, для чего поэт написал это стихотворение? - Что на вас произвело наибольшее впечатление? - А вам нравится осень? Чем именно? - Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок. Какие бы краски вы использовали для написания картины «Унылая пора!»? Для Пушкина «пышное» увядание природы — само по себе прекрасно, он видит в нем могучее проявление жизни. Осень влечет его к себе, «как нелюбимое дитя в семье родной», «красою тихою, блистающей смиренно». Возможно, поэт и сам не может точно объяснить, чем манит его эта «унылая пора», почему именно «прощальная краса» вызывает в его душе такие волнующие чувства. Но в скромном осеннем пейзаже открывается ему подлинная красота и прелесть. Живописными, яркими и в то же время прозрачными красками рисует автор произведения осенние картины. Ему кажутся прекрасным не только богатое убранство осенней природы, одетой «в багрец и золото», но и покрытое бегущими тучами небо, и бодрящий холодок, и первые морозы, напоминающие о скорой зиме. И красота природы пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает, переполняется искренней любовью. Творческие виды деятельности - Выразительно читать. - Выучить стихотворение наизусть. - Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. - Сочинить своё стихотворение об осени. | Ответы детей. Учитель читает выразительно, наизусть. – Печальное и торжественное. – Унылой и прекрасной. Прекрасной, потому что природа нарядилась в яркие наряды, а унылой, потому что она готовится к замиранию. Ответы детей. |