Утверждаю
Декан Школы Общей медицины
Шопаева Г.А.
_________________________
«____» _____________2018 г.
Образовательная программа | Бакалавриата | ||
Шифр и наименование специальности | 5В130100 – «Общая медицина» | ||
Цикл дисциплины | БДВ | ||
Код дисциплины | B.18-OOH | ||
Наименование дисциплины | Общая и органическая химия | ||
Курс | Семестр | 1-2 | |
Кредиты KZ | Кредиты ECTS | ||
Общий объем часов | контактные часы | ||
часы самостоятельной работы | |||
Кафедра/курс | Кафедра биохимии и химии | ||
Язык обучения | Казахский, русский, английский | ||
Форма итогового контроля | Письменный экзамен |
Алматы 2018
Нормативные ссылки: Силлабус составлен в соответствии с
1. Приказ МЗРК № 647 от 31 июля 2015 года «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов и типовых профессиональных учебных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям»
2. Образовательной программой, утвержденной на заседании Университетского совета от 14 августа, приказ №12
Разработано: | подпись | Ф.И.О. |
Преподаватель | Нечепуренко Е.В. | |
Обсуждено: | ||
Заведующий кафедрой | Шарипов К.О. | |
Ответственный за модуль/дисциплину | Алмабекова А.А. | |
дата и № протокола заседания кафедры от | Протокол №1 15.08.2018 | |
Председатель КОП факультета | Нуфтиева А.И. | |
дата и № протокола заседания КОП | Протокол №1 17.08.2018 | |
Ст.методист ОУМР | Сегизбаева Ж.У. |
Введение
Цель дисциплины формирование основных понятий о физико-химической природе процессов и явлений, происходящих в организме, и навыков их применения при изучении специальных предметов и проведении исследований |
Краткое описание дисциплины Химия является фундаментальной наукой и инструментом исследования и познания процессов, происходящих в живых системах. Она формирует основу изучения функционарования биологических систем различного уровня организации на молекулярном уровне. Курс включает избранные темы общей и органической химии и их взаимосвязь с процессами, происходящими в организме человека: Химическая термодинамика и кинетика. Ферментативный катализ. Растворы и их коллигативные свойства. Протолитическая теория и буферные системы. Строение вещества. Комплексные соединения, биогенные элементы. Редокс-системы. Поверхностные явления. Диперсные системы. Гетерофункциональные соединения: гидрокислоты, оксокислоты, аминоспирты. α-Аминокислоты. Пептиды. Белки. Растворы биополимеров. Углеводы. Гетероциклические соединения. Алкалоиды. Нуклеозиды. Нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты. Омыляемые и неомыляемые липиды. |
Пререквизиты химия, физика, математика, биология (школьный курс) |
Компетенции Профессиональные черты: Соблюдать принципы академической честности, творчески подходить к выполнению заданий, мыслить критически, уметь общаться с людьми при обсуждении вопросов и заданий. Пофессиональная деятельность: оценить пределы своей компетенции и уметь при необходимости обратиться за помощью; действовать самостоятельно и уметь обосновывать свои решения при выполнении заданий; работать в команде вместе с другими. Профессиональная эрудиция: общаться на других иностранных языках; развивать общие знания при выполнении самостоятельной работы. Способность применять научные принципы, методы и знания в медицинской практике и научные исследования: применять научные принципы, методы и знания, полученные при изучении химиии других наук, в процессе дальнейшего обучения и выполнения заданий |
Результаты обучения Ожидается, чтопо завершении данной программы обучающийся - будет способен использовать принципы химии (правила, законы, закономерности) для характеристики структуры и функций организма человека и использования в медицинской практике - будет способен характеризовать химических состав основных структур организма человека (жидкостей организма, органических соединений) и соотносить их со свойствами этих структур (гетерогенность, кислотно-основные свойства, буферные свойства и пр.) - будет способен характеризовать влияние факторов на сдвиг равновесия в химических системах, равновесий в организме - будет способен выполнять основные расчеты, используя необходимую научную информацию - будет способен критически осмысливать и обсуждать данные расчетов и исследований |
План изучения дисциплины
|
|
№/п | Неделя | Наименование темы/раздела дисциплины | Контактные часы | Часы самостоятельной работы и задание | ||||||
Практические занятия | Лаб. зан | СРОП (консуль-тации) | СРО | Задания * | ||||||
пр | сем | трен | ||||||||
1. | 1-3 | Химическая термодинамика и кинетика | 0,5 | Применять законы термодинамики и кинетики для количественного описания процессов. Определять возможность самопроизвольного протекания процессов и влияние факторов на положение равновесия. Характеризовать особенности ферментативного катализа | ||||||
2. | 2-6 | Растворы. Коллигативные свойства растворов | 0,5 | Количественно характеризовать состав растворов и коллигативные свойства растворов электролитов и неэлектролитов. Проводить расчеты, необходимые для приготовления растворов. Объяснять осмотические явления | ||||||
Рубежный контроль 1 | Подготовка к рубежному контролю | |||||||||
3. | 8-9 | Строение атома. Биогенные элементы. Комплексные соединения | 0,2 | Объяснять зависимость свойств атомов и ионов от строения их электронной оболочки. Описывать роль биогенных элементов и комплексных соединений. Характеризовать строение и устойчивость комплексных соединений | ||||||
4. | 10-11 | Кислотно-основные равновесия в водных растворах | 0,4 | Рассчитывать величину рН в растворах кислот и оснований, буферных растворах. Объяснять механизм действия буферных растворов и буферную емкость. Количественно характеризовать кислотно-основные равновесия и влияющие на них факторы. | ||||||
12-14 | Гетерогенные и редокс- равновесия в водных растворах | 0,4 | Количественно характеризовать гетерогенные равновесия и влияющие на них факторы. Обсуждать принципы измерения потенциалов и влияние величины потенциала на свойства системы | |||||||
Рубежный контроль 2 | Подготовка к рубежному контролю | |||||||||
Итого 1 семестр | ||||||||||
5. | 1-2 | Поверхностные явления и адсорбция. Свойства дисперсных систем | 0,5 | Характеризовать процесс адсорбции на подвижной и неподвижной границе раздела фаз. Использовать теорию для характеристики адсорбционной способности. Объяснять основные принципы хроматографии. Сравнивать свойства истинных, коллоидных и грубодисперсных растворов. Объяснять строение мицеллы. Характеризовать устойчивость дисперсных систем и процесс коагуляции. Объяснять принципы очистки коллоидных растворов | ||||||
6. | Основные понятия органической химии | Описывать форму органической молекулы на основании ее строения. Объяснять влияние индуктивного и мезомерного эффектов на свойства органических соединений. Применять правила номенклатуры IUPAC | ||||||||
7. | 4-6 | Гидрокси-, оксо- и аминокислоты | 0,5 | Воспроизводить химические реакции для функциональных групп. Характеризовать химические свойства гетерофункциональных соединений путем написания химических реакций. Прогнозировать кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства органических соединений. Характеризовать свойства растворов высокомолекулярных соединений | ||||||
Рубежный контроль 3 | Подготовка к рубежному контролю | |||||||||
8. | 8-9 | Липиды | 0,5 | Идентифицировать высшие жирные кислоты. Объяснять строение и свойства триацилглицеридов, фосфолипидов и неомыляемых липидов. | ||||||
9. | 10-11 | Углеводы | 0,5 | Воспроизводить строение моно- и дисахаридов. Харктреризовать химические свойства этих соединений (реакции). Описывать строение и биологическую роль полисахаридов. | ||||||
10. | 12-14 | Гетероциклические соединения | Характеризовать свойства пиррольного и пиридинового атомов азота (реакции). Воспроизводить строение пиримидина и пурина и их производных. Изображать лактам-лактимную таутомерию этих соединений. Характериховать строение нуклеозилов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот и их роль | |||||||
Рубежный контроль 4 | Подготовка к рубежному контролю | |||||||||
Итого 2 семестр | ||||||||||
Всего: |
|
Методы оценки
Результат обучения | Метод преподавания | Метод оценки* |
обучающийся будет способен использовать принципы химии (правила, законы, закономерности) для характеристики структуры и функций организма человека и использования в медицинской практике | Практические занятияСеминар | - письменный ответ- письменные задания - тестовые вопросыMCQ,MCQs, тесты открытой формы |
обучающийся будет способен характеризовать химических состав основных структур организма человека (жидкостей организма, органических соединений) и соотносить их со свойствами этих структур (гетерогенность, кислотно-основные свойства, буферные свойства и пр.) | Практические занятияСеминар Работа в малой группе | - письменный ответ- письменные задания - тестовые вопросыMCQ,MCQs, тесты открытой формы |
обучающийся будет способен характеризовать влияние факторов на сдвиг равновесия в химических системах, равновесий в организме | Практические занятияСеминар | - письменный ответ- письменные задания - тестовые вопросыMCQ,MCQs, тесты открытой формы |
обучающийся будет способен выполнять основные расчеты, используя необходимую научную информацию | Практические занятияСеминар Работа в малых группах | - письменные задания - тестовые вопросыMCQ,MCQs, тесты открытой формы |
обучающийся будет способен критически осмысливать и обсуждать данные расчетов и исследований | Практические занятияСеминарЛабораторные занятия Работа в малых группах | - дискуссия- письменные задания |
Оценка учебных достижений обучающихся по дисциплине
ОРД=(ТК*0,4)+(РК*0,6) ОИК= (ОРД*0,6)+(ИК*0,4)Вид контроля | Удельный вес оценки | Методы оценки | Сроки оценивания | |
Текущий | 40% ОРД | 60% ОИК | Тестовые вопросыMCQ,MCQs, тесты открытой формыПисьменный ответ (письменные задания) | По окончанию изучения темы (согласно плану изучения дисциплины) |
Рубежный контроль | 60% ОРД | Рубежный контроль (письменный ответ)Студент допускается к рубежному контролю при посещении практических занятий и выполнении всех заданий на практических занятиях и СРО.При пропуске практических занятий 30% и более или не выполнении заданий студент не допускается к рубежному контролю. | 4 рубежных контроля в течение года | |
Итоговый | 40% ОИК | Письменный экзамен |
Список литературы
Обязательная:
1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия [Текст]: Учебник / Москва: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012.- 416с.
2. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия. [Текст]: Учеб.пос./ Алматы: Эверо, 2009.- 214 с.
Электронныеисточники:
1. Ira, B. General, Organic, and Biochemistry - [Electronic resource]: / Blei Ira.- Second edition.- New York: W. H. Freeman and Company, 2006.- 787 с.
2. On-line курс «Неорганическая химия и экология» https://www.lektorium.tv/mooc2/26289
3 On-line курс «Organicchemistry» https://oyc.yale.edu/chemistry
4. Лекции по химии KhanAcademyhttps://ru.khanacademy.org/
Дополнительная:
1. Попков В.А., Пузаков С.А. Общая химия: учебник.- М.: ГЭОТАР-Медия, 2012. - 992с.
2. В.А. Попков, С.А. Пузаков. Жалпы химия [Мәтін]: Оқулық / Қазақ тіліне аударған С.Н.Ділмағамбетов. Жауапты редакторы Ж.Ж.Ғұмарова.- Москва: ГЭОТАР-МЕДИА, 2014.- 992 б.
3. Под ред. Попков В.А., Берлянд А.С. Общая и биоорганическая химия. - М.: Академия, 2010. - 361 с.
4. Тюкавкина Н.А. Биоорганикалық химия [Мәтін]: Оқулық / Н.А. Тюкавкина, Ю.И. Бауков, С.Э. Зурабян; Қазақ тіліне аударған және жауапты ред.проф. Т.С.Сейтембетов.- Москва: ГЭОТАР-МЕДИА, 2014.- 400 б.
5. Равич-Щербо, Новиков М.И. Физическая и коллоидная химия [Текст] /.- Изд.3-е, испр. и доп.- М., 2001.- 255с.
6. Под ред. проф. Н.А. Тюкавкиной. Биоорганическая химия: руководство к практическим занятиям [Текст]: Учебное пособие.- М.: ГОЭТАР-МЕДИА, 2012.-168 с.
7. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия [Текст]:: Сборник задач и упражнений / КазНМУ им.Асфендиярова.- Алматы: Эверо, 2013.-304 с.
8. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия [Текст]:: Проверочные тесты / КазНМУ им.Асфендиярова.- Алматы: Эверо, 2009. -222 с.
9. Алмабекова, А.А. Сборник заданий в тестовой форме по органической химии. [Текст]: учебное пособие. / А.А. Алмабекова.- Алматы.: Эверо, 2009.- 306 с.
10. Ершов Ю.А., Попков В.А., Берлянд А.С. и др. Ред. Ершов Ю.А. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. - 10 изд. М.: Юрайт, 2014. - 560 с.
11. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого. –СПб.: Химиздат, 2001. -152 бет.
12. Асанбаева, Р.Д. Учебно-методическое пособие биоорганической химии для самостоятельной работы студ-в 1 курса лечебного, педиатр., сан.-гигиенич., стоматол. фак-в [Текст]: Ч.1. / Р.Д. Асанбаева; КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова.- Алматы, 2004.- 128с.
13. Morris Hein, Scott Pattison, Susan Arena. Introduction to General, Organic, and Biochemistry [Text]: Book / 10th Edition.-USA: John Wiley&Sons, Inc, 2012.-1091 p.
Используемые сокращения и термины
Координатор дисциплины: Нечепуренко Е.В., доцент кафедры химии.
Вн.тел.7219