Метод равных сенсорных расстояний.




Вопрос 1.

Понятие косвенного и прямого измерения ощущений.

 

Косвенное измерение ощущений – когда шкалирование производится по принципу “больше – меньше – равно”. Т.о., измерить ощущение невозможно, можно только сравнить его с другими ощущениями. (Но при этом возможно измерить минимальный стимул, необходимый для вызова, усиления или ослабления ощущения.)

 

Прямое измерение ощущений. Стивенс: “сила ощущения с успехом может быть определена количественно”. У каждого человека внутри есть шкала, по которой он измеряет величину ощущения. Можно определить абсолютный ноль и сказать, во сколько раз одно ощущение больше другого. Можно провести межмодальные сравнения.

 

Вопрос 2.

Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон.

 

Чувствительность – величина, обратная порогу.

Абсолютная чувствительность измеряется абсолютным порогом, т.е. с помощью минимальной интенсивности раздражения, вызывающей ощущение.

Различительная (дифференциальная, разностная) чувствительность измеряется разностным порогом, т.е. минимальным приростом интенсивности раздражения, вызывающим усиление или ослабление ощущения, по отношению к исходной интенсивности раздражения.

Разностный порог (отношение Вебера) –минимальный прирост интенсивности раздражения, вызывающий изменение ощущения, поделённый на исходную интенсивность раздражение – дельта I \ I. Закон Вебера состоит в том, что это отношение – константа.

Субсенсорная область – зона неслышимых звуков, вызывающих реакцию организма (улитко-зрачковый рефлекс в ответ на звук). Существование зоны чувствительности к неощущаемым раздражителям доказал Гершуни.

 

Вопрос 3.

Метод границ.

 

(Или метод едва заметных различий, минимальных изменений или серийного исследования.) Самый прямой метод. Экспериментатор изменяет сравниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих рядах. При каждом изменении испытуемый должен сказать – больше, меньше или равно по сравнению со стандартным стимулом. В результате определяются значения, при которых ответ менялся. При определении абсолютного порога стандартный стимул не предъявляется, и испытуемый просто говорит, обнаруживает он стимул или нет.

а) цель - измерить порог

б) измеряются границы между "да, обнаруживаю" и "нет, не обнаруживаю"

Iда', Iда'', Iда'''

Iнет', Iнет'', Iнет'''

в) усредняются Iда и Iнет, порог равен (Iда + Iнет)/2

да, да, да | да, нет 50% на 50% (интервал неопределенности) | нет, нет, нет

 

 

Вопрос 4.

Метод установки.

 

(Или метод средней ошибки, воспроизведения, подравнивания.) Испытуемый сам подстраивает сравниваемый стимул, который может непрерывно изменяться, к стандарту, чтобы они были равны. Процедура повторяется несколько раз; вычисляется среднее и вариабельность. Среднее – показатель точки субъективного равенства, а вариабельность м.б. использована для вычисления разностного порога. Для определения разностного порога: испытуемый неоднократно устанавливает такое значение, которое по его мнению является самым низким среди обнаруживаемых им стимулов. Среднее этих установок принимается за абсолютный порог.

 

Вопрос 5.

Метод констант.

 

(Или метод истинных и ложных случаев, метод частот.) Используется несколько постоянных значений стимула. Для определения разностного порога каждое из них сравнивается со стандартным стимулом много раз. Вопрос: какой из этих двух стимулов больше? В результате получаются такие ряды:

Iстанд - Iпервое: меньше(м), больше(б), м,м,м,м,б,м,б….

Iстанд - Iвторое: м,б,б,б,б,м,б,б,б…

И так далее.

Подсчитывается вероятность ответов. Разностный порог рассчитывается как изменение величины сравниваемого стимула относительно стандартного, между 50% и 100% правильных ответов.

Вычисление абсолютного порога: стандартный стимул не предъявляется, а за абсолютный порог принимается значение с равным количеством ответов да и нет.

а) испытуемому предъявляется 6 определенных стимулов

б) испытуемому предъявляют всегда пару стимулов: I стандартное + один из стимулов. Вопрос состоит в том, больше или меньше предъявляемый стимул

в) каждая пара предъявляется несколько раз

Iстанд - Iпервое: меньше(м), больше(б), м,м,м,м,б,м,б….

Iстанд - Iвторое: м,б,б,б,б,м,б,б,б…

И так далее.

г) для каждого стимула подсчитывается вероятность появления “м” и “б”

Вопрос 6.

Типы шкал.

 

· Наименований.

· Порядковые. Порядок явлений по степени выраженности того или иного признака. Размещение по порядку коллекции камней согласно весу или серости, например. Но порядковая шкала ничего не может сказать о расстояниях, разделяющих точки на шкале.

· Интервальные. Уже есть единица измерения и указан ноль. Но это всё очень условно, скорее это договорённость. Например, в шкале Цельсия за ноль приняли температуру замерзания воды, за 100 – кипения воды, и соответственно этому построили шкалу и единицы измерения. Сравнение может происходить только в рамках данной шкалы, т.к. ноль не абсолютен.

· Отношений. Существование действительного нуля. Общие измерения длины, веса, скорости, плотности. Существование равных единиц и действительного нуля делает возможным сравнение отношений: км\ч. Можно сказать, во сколько раз одно больше другого.

 

Вопрос 7.

Метод ранжирования.

 

Испытуемый упорядочивает по данному признаку предъявленное количество образцов. Так получают один ранговый порядок. Одни и те же образцы упорядочиваются несколько раз разными испытуемыми и для каждого образца подсчитывался средний ранг. Средние ранги будут более-менее объективны. Получается результирующее мнение n-ного количества человек. Метод удобен при оценивании достижений различных людей, например, т.к. сложно найти другие критерии оценки деятельности людей, кроме мнения других людей.

 

Вопрос 8.

Метод парных сравнений.

 

Задача испытуемого упрощена до предела – перед ним только 2 образца, и он должен сказать, например, какой из них больше, т.е. сравнить их в заданном отношении. Метод введёно Коном при изучении предпочитаемости цветов.

 

Вопрос 9.

Метод равных сенсорных расстояний.


Это ряд методов, в которых испытуемый пытается выбрать или согласовать серию стимулов так, чтобы они отмечали субъективно равные расстояния на некотором континууме. “Деление интервала пополам”: Плато просил художников воссоздать серый тон, который был бы серединой между белым и чёрным. В эксперименте Сенфорда испытуемые раскладывали на 5 кучек с приблизительно равными сенсорными расстояниями 108 пакетов от 5 до 100 г.

 

Вопрос 10.

Метод оценки величины.

 

Предъявляем стимул и говорим: это эталон и должен быть оценен неким количеством единиц. Испытуемый должен оценивать относительную громкость всех последующих предъявляемых тонов. Экспериментатор не накладывает ограничений на пределы оценок на обоих концах шкалы. Для некоторых сенсорных характеристик равные отношения между стимулами приводят к равным оценкам между ощущениями.

 

а) заданный модуль (заданный масштаб, мера) - экспериментатор задает меру предъявлением некоторого стимула и присвоение ему некоторого значения;

б) без модуля (не обозначен масштаб) - испытуемый свободно выбирает свой модуль.

Вопрос 11.

Метод оценки отношений.

 

Обратен по процедуре методу установления отношения. Экспериментатор подаёт 2 или более стимула и просит испытуемого назвать отношения между ними. Испытуемый либо даёт прямую оценку отношений, либо выражает отношение через проценты (метод постоянной суммы).

а) прямые измерения отношений;

б) "постоянная сумма" - испытуемый выражает отношения при помощи деления заданного числа точек на две группы, пропорциональные двум стимулам.

Вопрос 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: