Государственное устройство Исламской Республики Пакистан




 

С VIII века н. э. на территории современного Пакистана начинается распространение ислама. В XIII веке данная территория вошла в состав Монгольской империи. После распада империи данная территория стала частью государства Тимуридов. Один из представителей династии Тимуридов в XVI веке основал империю Великих Моголов. В XIX веке территория современного Пакистана была включена в состав Британской Индии.

В 1906 г. для защиты прав мусульманского меньшинства была основана Мусульманская лига. В 1947 г., во многом благодаря деятельности Лиги, Британская Индия была разделена на две части: Индийский союз и доминион Пакистан (на тот момент в его состав входили современные территории Пакистана и Бангладеш). В 1971 г. происходит выделение Бангладеш в качестве суверенного государства.

На политический процесс в Пакистане существенное влияние оказывают исторический, этнический и конфессиональный факторы, наличие спорных территорий с Индией. В политической истории Пакистана было несколько военных переворотов, авторитарные военные режимы сменялись гражданскими, условно демократическими. Но даже в период гражданских администраций влияние военных было очень велико.

Согласно Конституции, Пакистан представляет собой республику парламентского типа, однако часть исследователей характеризуют ее как смешанную. В последние десятилетия произошло усиление роли президента.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту Маджлисе-Е-Шура. Согласно 50 статье Конституции, парламент Пакистана состоит из президента и двух палат. Нижняя палата – Национальная ассамблея, в неё входят 342 депутата, из них 272 избираются всеобщим тайным голосованием, 60 мест предоставлено женщинам, 10 отдано религиозным меньшинствам. Выборы в нижнюю палату проходят раз в 5 лет, последние состоялись летом 2018 г. Победу одержала оппозиционная партия «Движение за справедливость».

Верхняя палата – Сенат Пакистана, в его состав входит 100 депутатов, они избираются депутатами нижней палаты федерального парламента, а также законодательными собраниями провинций. Срок полномочий верхней палаты составляет 6 лет, при этом каждые 2 года происходит ротация 1/3 депутатского корпуса. Основной целью создания верхней палаты было предоставление равного представительства всем федеративным единицам.

Национальная ассамблея контролирует деятельность исполнительной власти и обеспечивает, чтобы правительство функционировало в соответствии с параметрами, установленными в Конституции, не нарушало основные права граждан. Национальная ассамблея через Комитет по государственным счетам контролирует государственные расходы и осуществляет контроль над расходами, которые несет правительство. Таким образом, нижняя палата обладает преимуществом перед верхней палатой.

Основная деятельность парламента – законотворческая. Законопроект, относящийся к федеральному законодательному списку, может быть инициирован как в верхней, так и в нижней палате. Если палата приняла законопроект большинством голосов, он должен быть передан в другую палату. Если изменения не были внесены, законопроект представляется президенту для одобрения. Если законопроект, переданный в другую палату, не принимается в течение 90 дней или отклонен, он будет рассмотрен на совместном заседании, которое созывается президентом по просьбе палаты, в которой был инициирован законопроект. Если законопроект принимается на совместном заседании с поправками или без поправок большинством голосов членов обеих палат, он представляется президенту для одобрения.

Исполнительная власть. Главой государства Исламская Республика Пакистан и главнокомандующим вооруженными силами Пакистана, согласно Конституции, является президент. Президент информируется премьер-министром Пакистана по всем вопросам внутренней и внешней политики, а также по всем законодательным предложениям. Конституция наделяет президента полномочиями по помилованию, отмене и смягчению приговоров; назначению высших должностных лиц, в том числе премьер-министра, членов правительства, губернаторов провинций, членов верховного суда; контролю над вооруженными силами. Вместе с тем, все назначения в высших военных структурах должны производиться президентом после консультации премьер-министром и его одобрения. Кроме того, Конституция запрещает президенту осуществлять полномочия по управлению правительством.

Выборы президента проходят косвенным путем, его избирает парламент через Коллегию выборщиков на пятилетний срок. Он может быть переизбран на еще один пятилетний срок, но не более. Согласно Конституции, президент должен быть мусульманином не моложе 45 лет. При необходимости роль исполняющего обязанности президента берет на себя председатель Сената до тех пор, пока президент не вступит в должность или пока не пройдут выборы следующего президента.

В случае нарушения Конституции президент может быть снят с должности посредством процедуры импичмента. Импичмент может быть инициирован как в нижней, так и в верхней палате парламента. Решение об импичменте президента должно приниматься большинством в 2/3 голосов на совместном заседании обеих палат парламента.

Главой исполнительной власти и главой правительства является премьер-министр. Также он наделен командной властью над ядерными арсеналами. Таким образом, премьер-министр фактически является лидером нации и контролирует все вопросы внутренней и внешней политики. Премьер-министр избирается депутатами Национального собрания и обычно является лидером партии большинства в парламенте.

По конституции премьер-министр выступает в качестве главного советника президента Пакистана по всем важным вопросам и играет ключевую роль при назначении военного руководства, а также в обеспечении контроля над вооруженными силами. В настоящее время значение премьер-министра значительно выросло, однако в период правления авторитарных военных режимов эта должность отсутствовала, полномочия премьер-министра брали на себя президент и военное руководство.

Премьер-министр формирует Кабинет министров с премьер-министром во главе. Согласно Конституции, этот орган должен помогать и консультировать президента в выполнении его функций. Кабинет министров вместе с государственными министрами несет коллективную ответственность перед Сенатом и Национальным собранием. Премьер-министр может быть отстранен от власти по решению президента, в таком случае Национальная Ассамблея распускается и назначаются новые выборы. Согласно 17 поправке к Конституции, Верховный суд может налагать вето на такое решение президента.

В систему исполнительной власти входит Совет общих интересов, он формируется президентом по рекомендации премьер-министра и возглавляется последним. Совет несет ответственность перед обеими палатами парламента, в его полномочия входит координация взаимодействия между центральной и провинциальной властью.

Судебная власть. В судебной системе Пакистана выделяется два уровня: высший и низовой. Высшая судебная система состоит из Верховного суда Пакистана, Федерального шариатского суда и пяти высших судов. Для каждой из четырех провинций существует Высокий суд, а также Высокий суд столичной территории Исламабада. Ни Верховный суд, ни Высокий суд не могут осуществлять юрисдикцию в отношении племенных территорий, если иное не предусмотрено. Спорные районы Азад Кашмир и Гилгит-Балтистан имеют отдельные судебные системы.

Верховный суд является последним арбитром правовых и конституционных споров, фактически берет на себя роль Конституционного суда. Он состоит из Главного судьи и шестнадцати других судей. Федеральный шариатский суд Пакистана был создан в 1980 г. для тщательного изучения всех пакистанских законов и определения того, соответствуют ли они исламским ценностям, изложенным в Коране и Сунне. Также в рамках высшего уровня действуют Верховный суд столицы Исламабада и четыре провинциальных суда. Высокий суд каждой провинции обладает апелляционной юрисдикцией в отношении нижестоящих судов. Верховный суд обладает исключительной юрисдикцией в отношении споров между правительствами провинций, а также апелляционной юрисдикцией в отношении решений Высокого суда.

На низовом уровне действуют окружные суды, их деятельность контролируется высокими судами. Окружные суды существуют в каждом районе каждой провинции с гражданской и уголовной юрисдикцией.

Административно-территориальное деление. Система местного управления и самоуправления. Пакистан представляет собой федерацию, в состав которой в настоящее время входят четыре провинции: Пенджаб, Хайбер-Пахтунхва, Синд и Белуджистан; одна федеральная столичная территория Исламабад и две территории Гилгит-Балтистан и Азад Джамму и Кашмир.

Каждая из четырех провинций имеет схожую систему управления. Избирается провинциальная ассамблея, лидер крупнейшей партии или коалиции становится главным министром. Главные министры наблюдают за провинциальными правительствами и возглавляют провинциальный кабинет. В Пакистане принято иметь разные правящие партии или коалиции в каждой из провинций. Провинциальную бюрократию возглавляет главный секретарь, который назначается премьер-министром. Провинциальные собрания имеют право принимать законы и утверждать провинциальный бюджет, который обычно представляется министром финансов провинции каждый финансовый год. Губернаторы провинций, которые являются церемониальными главами провинций, назначаются президентом.

Провинции делятся на округа, округа в свою очередь подразделяются на районы. В округах и районах действуют органы местного самоуправления – местные советы, их избирает население. Во главе местных советов стоят руководители или назимы на урду. В настоящее время на территории Пакистана действует более 5000 органов местного самоуправления.

Избирательная и партийная системы. На федеральном уровне избирается парламент Пакистана, который состоит из непосредственно избранного Национального собрания Пакистана и Сената, члены которого выбираются нижней палатой и провинциальными ассамблеями. Места в Национальной ассамблее предоставляются каждой провинции пропорционально количеству населения в соответствии с официальными данными последней перед выборами переписи населения. 272 депутата избираются населением прямым тайным голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет. 60 мест предоставлено женщинам, 10 – представителям религиозных меньшинств.

Сенат состоит из 100 членов, избираемых депутатами нижней палаты федерального парламента и законодательных собраний провинций по мажоритарной схеме. Срок полномочий Сената – 6 лет. Одна треть состава Сената обновляется каждые 2 года.

Президент избирается коллегией выборщиков, которая состоит из обеих палат парламента вместе с провинциальными ассамблеями. В дополнение к национальному парламенту и провинциальным ассамблеям в Пакистане также есть более пяти тысяч избранных местных органов власти. Выборы в Пакистане проводятся под надзором Избирательной комиссии Пакистана.

Партийная система Пакистана носит многопартийный характер. На прошедших в 2018 г. выборах победу одержала оппозиционная партия «Терик-е-инсаф» (Движение за справедливость), лидер партии – звезда крикета Имран Хан. Пакистанская мусульманская лига, некогда крайне влиятельная консервативная партия правого толка, получила 63 места. Народная партия Пакистана, которую можно охарактеризовать как левоцентристскую, получила на выборах 2018 г. 43 места.

 

 

Литература

Rasul Bakhsh Rais, Pakisatani Elections: Troubled Legacy // https:// www.cic.nyu.edu/img/PDFs/raiselections.pdf

Замараева Н.А. Пакистан: 20-я поправка к Конституции // Новое восточное обозрение / https://www. ru.journal-neo.com/node/14269

Москаленко В. Политический ислам в Пакистане // Россия и мусульманский мир. 2004. №11.

Белокреницкий В., Москаленко В. Пакистан: испытание на прочность // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №6.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: