Как я помогала моим ученикам повышать грамотность
Основная причина, на мой взгляд, того, что дети пишут безграмотно, - несформированность зрительного образа слова. Все упражнения, которые я привожу здесь, помогают повысить внимание ребёнка к слову при письме и сформировать привычку проверки своих письменных работ.
Упражнение 1. «Орфограммы». Берём любой текст. Ребёнок находит и подчёркивает все известные ему орфограммы, объясняет их написание.
Список орфограмм, которые изучаются в начальной школе, дан чуть ниже.
Упражнение 2. «Найди ошибки». Берём уже готовый текст с ошибками (Т.В. Шклярова «Найди ошибку!»; для каждого класса отдельное издание). Ребёнок находит эти ошибки и исправляет их.
Есть мнение, что это упражнение нельзя давать в 1-ом и, может быть, даже во 2-ом классах, так как у детей этого возраста ещё не до конца сформирован зрительный образ слов. Есть опасность, что в их памяти может закрепиться неправильный образ слова. Учитывая то, как мы сегодня обучаем детей чтению и как мало дети читают, я это упражнение даю ученикам, начиная с 4 класса. И то, многие из них не видят и половины ошибок в предлагаемом тексте. Так что хоть упражнение и стоит у меня на втором месте, но его лучше предлагать последним. Хотя всё зависит от уровня развития конкретного ученика.
Упражнение 3. «Восстанови текст». Ребёнок читает предложение. Затем записывает его без гласных и тут же восстанавливает, вставляя гласные обратно.Это упражнение хорошо развивает мышление и зрительную память.
Упражнение 4. «Письмо под диктовку». Берём любой сборник диктантов для соответствующего класса. Диктуем ребёнку предложение. Он записывает его и тут же отмечает все известные орфограммы.
|
Упражнение 5. «Письмо по памяти». Отличное упражнение! Ребёнку предлагается прочитать несколько стихотворных строчек. Затем необходимо выделить все известные орфограммы. Прочитать орфоэпически (т.е. так, как написано, а не так, как мы говорим), выучить эти строчки и записать. В конце сверить свою работу с образцом.
Но для большинства учеников выполнение этого упражнения вызывает большие сложности. Проблема – запомнить стихотворение (не хватает воображения). Я предлагаю вариант выполнения этого упражнения:
Пишем не по памяти, а под диктовку. Но предварительно выделяем все орфограммы. Кстати, в этом варианте можно использовать не только стихотворные строчки, но и прозу, и даже отдельные слова (для этого случая есть сборник О. Узоровой и Е. Нефёдовой «Абсолютная грамотность за 15 минут»).
Орфограммы, которые изучают в начальной школе.
1. Большая буква в именах собственных: собака Ж учка
2. Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ: ча шка
3. Мягкий знак, показатель мягкости согласных: кон ь ки
4.Правила написания предложения: Н аступило лето.
5. Безударный гласный, проверяемый ударением: в е сна – в ё сны.
6. Безударный гласный, непроверяемый ударением: к о рова, п о шла,берёз о нька.
7. Парная согласная: сне г.
8. Непроизносимая согласная: сер д це.
9. Разделительный мягкий знак: вороб ь и.
10. Разделительный твёрдый знак: под ъ езд.
11. Мягкий знак на конце существительных после шипящих: мы шь, кала ч.
12. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы: встат ь, береч ь.
13. Правописание окончаний имён существительных: на дерев е
|
14. Правописание окончаний имён прилагательных: в син е й чашке
15. Правописание окончаний глаголов: скач е т, ход и т.