Орфограммы, которые изучают в начальной школе.




Как я помогала моим ученикам повышать грамотность

Основная причина, на мой взгляд, того, что дети пишут безграмотно, - несформированность зрительного образа слова. Все упражнения, которые я привожу здесь, помогают повысить внимание ребёнка к слову при письме и сформировать привычку проверки своих письменных работ.

Упражнение 1. «Орфограммы». Берём любой текст. Ребёнок находит и подчёркивает все известные ему орфограммы, объясняет их написание.

Список орфограмм, которые изучаются в начальной школе, дан чуть ниже.

Упражнение 2. «Найди ошибки». Берём уже готовый текст с ошибками (Т.В. Шклярова «Найди ошибку!»; для каждого класса отдельное издание). Ребёнок находит эти ошибки и исправляет их.

Есть мнение, что это упражнение нельзя давать в 1-ом и, может быть, даже во 2-ом классах, так как у детей этого возраста ещё не до конца сформирован зрительный образ слов. Есть опасность, что в их памяти может закрепиться неправильный образ слова. Учитывая то, как мы сегодня обучаем детей чтению и как мало дети читают, я это упражнение даю ученикам, начиная с 4 класса. И то, многие из них не видят и половины ошибок в предлагаемом тексте. Так что хоть упражнение и стоит у меня на втором месте, но его лучше предлагать последним. Хотя всё зависит от уровня развития конкретного ученика.

Упражнение 3. «Восстанови текст». Ребёнок читает предложение. Затем записывает его без гласных и тут же восстанавливает, вставляя гласные обратно.Это упражнение хорошо развивает мышление и зрительную память.

Упражнение 4. «Письмо под диктовку». Берём любой сборник диктантов для соответствующего класса. Диктуем ребёнку предложение. Он записывает его и тут же отмечает все известные орфограммы.

Упражнение 5. «Письмо по памяти». Отличное упражнение! Ребёнку предлагается прочитать несколько стихотворных строчек. Затем необходимо выделить все известные орфограммы. Прочитать орфоэпически (т.е. так, как написано, а не так, как мы говорим), выучить эти строчки и записать. В конце сверить свою работу с образцом.

Но для большинства учеников выполнение этого упражнения вызывает большие сложности. Проблема – запомнить стихотворение (не хватает воображения). Я предлагаю вариант выполнения этого упражнения:

Пишем не по памяти, а под диктовку. Но предварительно выделяем все орфограммы. Кстати, в этом варианте можно использовать не только стихотворные строчки, но и прозу, и даже отдельные слова (для этого случая есть сборник О. Узоровой и Е. Нефёдовой «Абсолютная грамотность за 15 минут»).

 

Орфограммы, которые изучают в начальной школе.

1. Большая буква в именах собственных: собака Ж учка

2. Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ: ча шка

3. Мягкий знак, показатель мягкости согласных: кон ь ки

4.Правила написания предложения: Н аступило лето.

5. Безударный гласный, проверяемый ударением: в е сна – в ё сны.

6. Безударный гласный, непроверяемый ударением: к о рова, п о шла,берёз о нька.

7. Парная согласная: сне г.

8. Непроизносимая согласная: сер д це.

9. Разделительный мягкий знак: вороб ь и.

10. Разделительный твёрдый знак: под ъ езд.

11. Мягкий знак на конце существительных после шипящих: мы шь, кала ч.

12. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы: встат ь, береч ь.

13. Правописание окончаний имён существительных: на дерев е

14. Правописание окончаний имён прилагательных: в син е й чашке

15. Правописание окончаний глаголов: скач е т, ход и т.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: