Упражнения для развития мышления и речи младших школьников
- Раскладывание сюжетных картинок в соответствии с последовательностью событий (что было вначале, что потом). Постепенно от картинок можно перейти к явлениям окружающего мира, событиям.
- Установление причинно-следственных связей по картинкам, явлениям окружающего мира.
- Исключение четвертого лишнего на материале конкретных предметов, изображений, слов, понятий и т. д.
- Классификация. Умение классифицировать предметы, понятия, явления и т. д. актуально на протяжении всего обучения.
- Обобщение. От уровня сформированности обобщающих понятий во многом зависит успешность обучения вообще.
Понимание прочитанного формируется постепенно на уровне
- слова
- предложения
- текста
Немаловажную роль играет правильность чтения. Ошибки, допускаемые детьми в период слогового чтения, препятствуют пониманию. Именно поэтому важно формировать технику чтения. Совершенствование умения читать стимулирует потребность в чтении, но эта потребность тормозится, если возникают трудности в смысловом восприятии текста.
Упражнения для работы над углублением понимания прочитанного
на уровне слова
- Подбери синоним. (Например: милый — приятный, привлекательный).
- Составь словосочетания с синонимами. (Например: милый друг, приятный собеседник, привлекательный человек).
- Подбери антонимы. (Например: большой — маленький).
- Составь словосочетания с антонимами. (Например: узкая тропинка, широкая дорога).
- Составь словосочетания с многозначными словами. (Например: скрипичный ключ, ключ в замке, чистый ключ).
- Найди лишнее слово. (Гора, горный, горевать, горец).
- Объясни значение слова с помощью толкового словаря, с помощью контекста.
- Выбери, что бывает, а чего не бывает. (Например:Лицо совы, стоит на подоконнике, большой синяк, плыть по песку, красивая женщина, дорога стоит и т. д.).
- Прочти и подумай. (Например:Рак, рама, рана, работа, радио, радуга, ракета, ракетки, растение, нора, гора, гагара, баран, барабан, муравьи, жара, детвора), какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
Какие слова обозначают один предмет, а какие — несколько?
на уровне предложения
|
- Составь из слов предложение, не изменяя окончания слов. (Например:Веры, у, арбуз).
- Составь из слов предложение изменяя окончания слов. (Например:Ветка, ворона, на, сидела).
- Свяжи слова в предложении, изменяя, где необходимо, окончания, добавляя предлоги. (Например:Мы быстро шла узкая тропинке).
- Прочитай предложения, восполняя окончания. (Например:После тепл__ летн__ дней наступил___ осенн___ холода).
- Скажи о том же, но своими словами. (Например: В березовой роще далеко разлеталась звонкая соловьиная трель. В роще пел соловей).
- Прочти, спроси, ответь. (Например: Папа и Володя поплыли на лодке ловить плотву. Кто…? Что сделали…? Зачем…?)
- Отгадай загадку.
на уровне текста
- Озаглавь текст своими словами, предложением из текста.
- Подбери пословицу к тексту.
- Поясни пословицу своими словами.
- Прочти, расскажи, придумай сам. (Например: Была в лесу белка. Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке. По Л. Толстому).
- Составь рассказ по картинкам.
- Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь (Например: Один раз Володя и Коля увидели около своего дома галку с перебитым крылом. Она не могла летать, и мальчики взяли ее домой. Расскажи о том, что они сделали потом. Как галка подружилась с мальчиком? Как жила в их доме? Что с ней произошло?)
- Прочти и сосчитай (Например: Сороки. К серой цапле на урок прилетело семь сорок. И из них лишь три сороки приготовили уроки. Сколько лодырей сорок прилетело на урок?).
- Восстанови текст из фрагментов.
- К какому жанру относится этот текст? Назови произведения этого жанра, которые ты прочитал.
- Сравни басню и сказку, сказку и былину и т. д.
- Нарисуй иллюстрацию к тексту.
- Задай вопрос, на который в тексте есть ответ.
- Подумай и скажи, с какой целью автор написал это произведение?
- Задай вопросы к тексту, которые бы начинались со слов…
Немаловажную роль в понимании прочитанного играет так называемый прогноз чтения. По мере формирования техники чтения наши глаза фиксируют на строке не каждую букву, и даже не каждое слово. Если человек достаточно хорошо владеет навыками чтения, то на одной строке глаза фиксируют от 7 до 4 знаков, на основании которых человеческий мозг осмысливает прочитанное. Достаточно хорошо сформированный прогноз чтения позволяет многим (особенно студентам филологических факультетов) читать по диагонали и достаточно глубоко понимать прочитанное.
Чем выше уровень сформированности прогноза чтения, тем лучше человек читает.
А это значит, что помощь в формировании прогноза чтения весьма полезна каждому ребенку.
|