Глава 2. мониторинговое исследование результативности развития ОУУН учащихся основной школы
Последовательное достижение задач настоящего диссертационного исследования требовало мониторинговой проверки результативности развития ОУУН учащихся основной школы в системе «учитель-ученик».
Для описания опытно-экспериментальной части исследования был использован мониторинговый метод, предполагающий регулярное периодическое снятие информации об объекте с целью отслеживания, контролирования его деятельности (функционирования) и разработки прогностических оценок.
Методологическая преемственность, унифицированность инструментария, повторяемость «замеров», свойственные мониторингу, дают возможность проведения системного анализа изучаемой проблемы и механизмов его развития. Мониторинговое исследование позволяет оперативно оценить характер и направленность происходящих изменений, применить адекватные регулирующие управленческие решения, прогнозировать и моделировать развитие анализируемого объекта. [128, с. 733-734].
С целью проверки рабочей гипотезы исследования и апробации содержания педагогического управления развитием ОУУН учащихся, нами была составлена и реализована программа мониторингового исследования, которая состояла из нескольких этапов. Каждый из них был выделен на основе мониторингового метода исследования для решения ключевых задач. Содержание всех рассматриваемых этапов логически взаимосвязано и выстраивалось согласно выбранному методу исследования.
Программа мониторингового исследования результативности развития ОУУН учащихся основной школы
Цель мониторингового исследования – проверить результативность развития ОУУН учащихся через содержание и технологию деятельности педагога по управлению развитием ОУУН учащихся, и обосновать полученные результаты на основе методов математической статистики.
|
Согласно цели, в ходе мониторингового исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Определить цели и задачи каждого этапа мониторингового исследования по проверке результативности развития ОУУН учащихся
2. На основе выделенной совокупности критериев разработать диагностический пакет документов, выявляющий результативность развития ОУУН учащихся;
3. Определить объект мониторингового исследования, время проведения и порядок сбора, обработки, хранения и использования информации по результативности развития ОУУН учащихся
4. Осуществить проверку результативности развития ОУУН учащихся.
5. Обобщить полученные результаты развития ОУУН учащихся основной школы и обосновать их с помощью методов математической статистики.
Организация сбора мониторинговой информации:
По масштабу целей образования мониторинг будет – стратегическим, тактическим, оперативным.
По этапам обучения мониторинг будет представлен – стартовый, промежуточным и итоговым.
По частоте процедур – систематическим.
По организационным формам – индивидуальный, групповой и фронтальный.
Выбор способа установления реальных достижений обследуемого объекта представляет собой выбор диагностических методик отражающих метод изучения и определяющих критерии по выбранным показателям. Критерии и показатели результативности развития можно представить в таблице 11
|
Таблица 11
Критерии и показатели результативности развития ОУУН учащихся
Критерии | Показатели | Методы сбора информации | Методика (название, автор, источник нахождения) |
Критерий эффективности | педагогической деятельности: готовностьпедагогов к развитию ОУУН учащихся в процессе обучения включает: - мотивационный компонент; - содержательный компонент; - организационный компонент; - рефлексивный компонент. сформированность управленческих умений у педагогов учебной деятельности: готовностьучащихсяк развитию ОУУН в процессе обучения включает - мотивационный компонент; - содержательный компонент; - организационный компонент; - рефлексивный компонент. сформированность ОУУН учащихся | метод опроса: анкетирование метод опроса: самооценка самооценка | Анкета готовности педагогов к управлению развитием ОУУН учащихся (Приложение 4) Самооценка сформированности основных педагогических умений и навыков (Приложение 5) Самооценка уровня сформированность ОУУН учащихся (Приложение) Определение уровня учебных возможностей учащихся (Приложение) |
Продолжение табл. 11
Критерии | Показатели | Методы сбора информации | Методика (название, автор, источник нахождения) |
Критерий действенности учебной деятельности | динамика повышения уровня развития общих учебных умений и навыков | - метод включенного наблюдения; - анализ продуктов деятельности - метод оценок: самооценка | Карта наблюдения за процессом управления развитием ОУУН учащихся (Приложение 6) Листы-мониторы определения уровня развития ОУУН у учащихся (Приложение 7 |
сформированность мотива учебной деятельности | - метод опроса: анкетирование | Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?» - Т.И.Шамова (Приложение 8) | |
уровень школьной тревожности | - тестирование | Тест школьной тревожности Филипса переведена и апробирована Е.В.Новиковой (приложение 9) [15,16 с. 340-347] | |
интегральный показатель общих познавательных способностей школьника, выражающий: - познавательную активность субъекта, его возможности по получению, сохранению, переработке и использованию знаний об окружающем мире; - готовность к быстрому усвоению новых навыков и умений и к осуществлению необходимой внутренней перестройки при изменении условий деятельности. | - тестирование | Краткий отборочный тест (КОТ) в адаптации В.Н.Бузина (приложение 10) [101, с. 27-28, 74-80] |
Аналитико-диагностический этап:
|
Цель – на основе диагностики определить состояние и тенденции педагогического управления развитием ОУУН у учащихся в школьной практике.
Задачи:
1. Выявить исходный уровень готовности педагогов к управлению развитием ОУУН учащихся, выявить тенденции, особенности затруднений.
2. Выявить исходный уровень готовности учащихся к развитию ОУУН, выявить тенденции, особенности затруднений.
3. Определить уровень сформированности ОУУН у учащихся 3-х, 5-х и 8-х классов, выявить тенденции развития, особенности затруднений;
4. Определить уровень сформированности у педагогов управленческих умений;
Аналитико-диагностический этап осуществлялся в 1995 - 1998 учебных годах. В нем приняли участие 84 педагога (из них 18 педагогов начальной школы, 66 педагогов-пердметников), а также 183 учащихся из них: учащиеся начальной школы (52 учащихся), основной школы (60 учащихся), старшей школы (73 учащихся).
Сбор информации осуществляется на этапе стартового мониторинга, который для получения оптимального результата первоначально проводился в середине учебного года - декабрь-январь. Это объясняется завершением процесса адаптации учащихся 5-х классов, готовностью 3-х и 4-х классов к обучению в среднем звене, и оптимальными результатами развития учащихся 8-х классов.
Информация собиралась по схеме – диагностического минимума (Приложение), что позволяет определять состояние изучаемого объекта, тенденции развития и затруднения.
По временной зависимости диагностический минимум в группе учащихся проводился согласно распределению интеллектуальной нагрузки, в середине недели (среда-четверг, 2-3 урок), что позволило использовать максимальный уровень работоспособности учащихся.
Обработка полученной информации об изучаемом объекте осуществлялась по двум схемам: количественная и качественная. Все полученные данные заносились в протоколы, обрабатывались с помощью методов математической статистики. Качественная обработка осуществлялась по отдельным методикам и в их сравнении. Выделялись противоречия, проблемы, которые легли в основу проблемно-ориентированного анализа, выработки педагогического диагноза.
Хранение полученной информации осуществлялось через организацию портфолио (см. приложение 10) и на информационных носителях с помощью базы данных.
Использование информации об изучаемом объекте представлено в тематическом планировании учителя-предметника, организации учебной деятельности учащихся, подготовки к психолого-педагогическим консилиумам, педсоветам, конференциям, круглым столам, родительским собраниям.
Планово-прогностический этап:
Цель этапа – на основе перспективного прогнозирования и текущего планирования определить дальнейшие тенденции и возможности развития ОУУН учащихся в процессе обучения.
Задачи:
1. Выявить уровень актуальности изучаемой проблемы, ее прогнозируемости, реалистичности, целостности и контролируемости.
2. Составить карту-прогноз развития ОУУН учащихся 5-х классов, спланировать процесс обучения ОУУН учащихся, соблюдая предметную преемственность.
3. Разработать программу развития ОУУН учащихся.
Деятельностно-технологический этап:
Цель – реализовать в школьной практике содержание и технологию деятельности педагога по развитию ОУУН учащихся, на основе разработанной концептуальной модели управления ОУУН учащихся.
Задачи:
Деятельностно-технологический этап осуществлялся в 1998-2002 учебных годах. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 15 педагогов-экспериментаторов и 60 учащиеся 5-х классов (5 «а» класс – класс продвинутого уровня обучения (22 учащихся), 5 «б» класс – возрастной нормы (25 учащихся), 5 «д» класс – класс педагогической поддержки (13 учащихся).
Промежуточно-диагностический этап:
Цель – определить промежуточное состояние и тенденцииразвития ОУУН учащихся.
Задачи:
1. На основе диагностики изучить промежуточное состояние развития ОУУН учащихся;
2. Организовать и провести психолого-педагогические консилиумы по выработке совместных рекомендаций учителям-предметникам по развитию ОУУН учащихся.
Итогово-диагностический этап:
Цель - обобщить полученные результаты развития ОУУН учащихся основной школы и обосновать их с помощью методов математической статистики.
Задачи:
Итогово-диагностический этап осуществлялся в 2002-2004 учебных годах. В апробации разработанной технологии развития ОУУН учащихся приняли участие педагоги начальной, основной и старшей школы № 47 КАО г. Омска, а также педагоги школ города и области в рамках Городского методического семинара, и курсов повышения квалификации ФПКиППРО ОмГПУ (гимназия № 43, лицей № 64 г. Омска).