Тема 5. Античность как тип культуры




КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА

 

 

а) Понятия «Восток» и «Запад» и их методологическое значение для культурологии.

б) Переход от первобытности к цивилизации. Неолитическая революция и развитие первыхземледельческих культур в районе Плодородного Полумесяца около 10 тыс. лет назад. Образование городов. Города как центры экономической, политической, религиозной и духовной жизни.

в)Особенности экономики,политической системы,социальной структуры идуховной культуры Древнего Востока.

г) Основные достижения культур Древней Месопотамии, Древнего Египта (значение заупокойного культа и проблема бессмертия), Древнего Китая (значение Классических Книг, конфуцианство и даосизм, философия традиционной китайской живописи) и Древней Индии (значение Вед, буддизм как философия и религия).

д) Модернизация традиционной культуры классического Востока на национальной основе в странах исламского, индуистского, буддистского мира.

 

Основные понятия: «благородный муж», Будда, буддизм, брахманизм, варна, Веды, даосизм, деспотия, долговое рабство, «жэнь», заупокойный культ, зиккурат, иероглифика, индоарии, индуизм, инь-ян, ирригация, канон, клинопись, конфуцианство, каста, карма, каллиграфия, натуральное хозяйство, неолитическая революция, нирвана, «недеяние», политеизм, пиктография, сансара, сфинкс, талион, теократия, традиционализм, Тримурти.

. Памятники древнейших цивилизаций на территории Урала

 

Тема 5. Античность как тип культуры

 

1. Понятие «античности». Общность греко-римской культур. Основные черты античной греко-римской культуры: открытость, динамизм, агональность, политеизм, антропоцентризм.

2. Культура Древней Греции

Периодизация греческой античности:

Крито-микенская эпоха как почва античной культуры, ее связь с Египтом и Малой Азией. Гомеровский период – время колонизации западного побережья Малой Азии и отражение ее в эпосе Гомера. Духовные ценности эпических времён. Значение мифологии в мировосприятии эллина. Архаический период –образование полисов. Особенности греческой демократии. Возникновение денежного обращения. Формирование общегреческого пантеона богов, их антропоморфизация. Становление греческой философии и науки. Архаическая скульптура: куросы и коры. Система архитектурных ордеров. Вазопись. Классический период как время расцвета античной культуры. Развитие античного космологизма. Представления о красоте в Древней Греции. Скульптурность (телесность) как свойство культуры. Мир как театральная сцена. Понятия «логос», «эйдос», «техне». Человек – мера всех вещей. Значение античного театра в духовном воспитании человека. Понятие «калокагатии». Эллинистический период: главные эллинистические государства – Македония, Сирия, Палестина, Египет, Пергам. Драматизация эллинского мироощущения и его отражение в духовной культуре. Эллинистическая философия (стоицизм, скептицизм, эпикурейство). Рост мистицизма. Кризисные процессы в античной демократии, нарастание авторитарных тенденций.

2. Культура Древнего Рима

Основные черты римской культуры: идеологичность, практицизм, заимствование эллинских и др. достижений, экспансионизм, историчность. Периодизация древнеримской культуры: наследие этрусков в римской культуре, Рим от царского времени к республике и затем – к империи. Мифология, религиозная жизнь. Своеобразие Римского искусства: связь с искусством греческим и отличие от него. Особенности имперского сознания и его отражение в искусстве: помпезность архитектуры, историчность и индивидуализация скульптуры. Римское право. Зрелищность как черта римской культуры. Достижения римлян в развитии техники, военного дела, организации системы коммуникаций. Проблема взаимодействия личности и государства в духовной культуре. Экономический и социокультурный кризис римского общества.

Мировые достижения античной культуры и ее значение для развития европейской культуры.

 

Основные понятия: античность, антропоцентризм, акрополь, архаика, аэд, агональность, атараксия, архонт, акведук, ахейцы, базилика, варвары, граждане, гармония, гимнасий, дорический ордер, демократия, доминат, дорийцы, ионический ордер, империя, классика, коринфский ордер, космологизм, курос, кора, краснофигурная вазопись, катарсис, калокагатия, комедия, консул, лабрис, логос, латины, легион, микенская культура, метеки, музы, мегарон, натурфилософия, народное собрание, ойкумена, остракизм, олимпийские игры, олигархия, полис, пантеон богов, патриции, плебеи, принципат, рапсод, республика, стратег, сенат, терракота, терма, тосканский ордер, трагедия, театр, тиран, трибун, фреска, философия, чернофигурная вазопись, Эллада, эллинизм, эпос, эпикурейство, этруски.

 

 

Культура средневековья

 

1. Средневековье в странах Европы

а) Понятие «средние века». Периодизация средневековья. Особенности средневековой культуры: религиозность, синкретизм христианизированного антично-романского и варварско-языческого начал, сословность, иерархичность, противоречивость, символичность и этикетность. Отношение к античной культуре.

б) Христианство как основной фактор развития средневековой культуры. Возникновение и эволюция христианства. Христианская картина мира и ценностные ориентиры христианства: теоцентризм, креационизм, ревеляционизм. Христианское понимание человека: дуализм, персонализм и свобода выбора между добром и злом. Основы христианского вероучения. Библия как памятник мировой культуры, ее религиозное, историческое, философское, этическое и эстетическое значение. Отражение христианских идей в раннехристианском, византийском, романском и готическом искусстве.

в) Феодально-рыцарская культура. Социальный статус рыцаря, рыцарские идеалы, кодекс чести, ритуалы, военные традиции, рыцарские ордены, культ Прекрасной Дамы, рыцарская литература.

г) Культура крестьянского сословия: образ жизни, мировосприятие, ценности, фольклор.

д) Народная городская культура. Развитие ремесла, рост городов. Социальная структура средневекового города. Особенности городской культуры: демократичность, светскость, карнавальность. Формы городской культуры.

 

2. Средневековье в странах Востока

Рождение и распространение ислама. Основы мусульманского вероучения. Характерные черты мусульманского мировосприятия: картина мира, система ценностей, идея абсолютного предопределения человеческих поступков. Значение Корана. Традиционное право ислама. Идея абсолютного предопределения человеческих поступков. Коран как памятник мировой культуры. Художественные традиции арабо-мусульманского мира. Вклад исламской культуры в развитие мировой культуры.

 

Основные понятия: ад, алтарь, алхимия, апокалипсис, апостол, аскетизм, Бог, Библия, божественное откровение, буффонада, былина, ваганты, витраж, варварское сознание, варяги, вече, «вочеловечивание Бога», готика, граффити, денежная лавка, донжон, догмат, ересь, Евангелие, ессеи, житие, заповеди, «звериный стиль», иерархичность, инквизиция, иконография, искупительная жертва, иудаизм, иудеохристианство, изгой, иконостас, креационизм, крестово-купольный храм, католицизм, карнавал, «комическое снижение», куртуазность, крестовые походы, крещение кириллица, левкас, летопись, монашество, миннезингеры, молитва, мировые религии, мессия, папство, «пламенеющая готика», персонализм, православие, первородный грех, провиденциализм, повествовательная капитель, портал, посад, пергамент, рай, рыцарство,, рыцарский орден, символ веры, сага, смеховая культура, скоморошество, «сословная замкнутость, сеньоральная лестница, слобода, смерд, самодержавие, троица, теология, трубадуры, теоцентризм, фреска, феодализм, христианство, чистилище, шутовство, юродство.

 

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки формирования культуры Возрождения в эпоху позднего средневековья. Значение термина «Возрождение». Основные черты культуры Возрождения: гуманизм, секуляризация, восстановление античных философских и научных идеалов, соединение христианства с античными идеями, синтез культур, «чрезвычайный вкус к искусствам».

2. Особенности итальянского Возрождения. Деятельность итальянских гуманистов. Специфика итальянского гуманизма и его отражение в искусстве: идея гармонии мира и человека, «приземление» и «обожéние» человека, универсализм человека, элитарность и оптимистичность культуры. Периодизация итальянского Ренессанса: нарастание гуманистических и светских тенденций от проторенессанса до высокого Возрождения, их отражение в искусстве. Драматизм позднего Ренессанса. Основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Бокаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки. Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе

3. Роль Реформации в становлении культуры Северного Возрождения. Особенности северного Возрождения: опосредованная связь с античной культурой, преобладание готики над античностью, связь культуры с Реформацией и Крестьянским движением, религиозность, формирование буржуазной культуры, национальный и народный характер культуры. Трудовая этика протестантизма как основа буржуазных отношений. Судьба протестантизма. Искусство северного Возрождения, его особенности и основные представители.

Значение Возрождения для европейской культуры.

 

Основные понятия: автопортрет, антик, антропометрия, буржуа, Возрождение, гедонизм, гелиоцентризм, гуманизм, графика, идеализация, индульгенция, кальвинизм, контрреформация, личная вера, Крестьянское движение, лютеранство, Мадонна, мануфактура, маньеризм, масляная живопись, обожéние человека, памятник, пантеизм, пастор, перспектива, протестантизм, протестантская этика, реалистичность, Реформация, светский, свобода, сектантство, секуляризация, синтез искусств, сфумато, трудовая этика, универсализм личности,

 

.

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: