РАЗДЕЛ «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ». Основное общее 5-9 кл. аспирантура (адъюнктура для




РАЗДЕЛ «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ»

1. Культура – с лат. «возделывание земли, обработка почвы», 1 в. до н.э. Цицерон.

Два подхода к пониманию культуры: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ - Культура (в широком смысле)- все, что создано человеком. ЦЕННОСТНЫЙ – все лучшее, что создано человеком.

Культура (в узком смысле слова) – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распространяются и потребляются духовные ценности.

Виды культуры:

· Материальная культура - все, что связано с производством и освоением окружающего мира (техника и предметы быта, транспорт, связь, здания и т.д.). Всё, что мы относим к материальной культуре, как правило, имеет определенную цену, а также временные пределы потребления.

· Духовная культура – это мир социальных и личностных ценностей: идеалы искусства, нормы нравственности, философские учения, политические убеждения, религиозные верования. Достижения духовной культуры бесценны, могут не иметь временных рамок потребления, то есть быть вечными.

· Субкультура – «культура в культуре». Часть культуры общества, которая отличается от доминирующей культуры системой ценностей, символикой, языком и т.п. (Готы, эмо, панки, скинхеды, трейсеры и др.).

· Контркультура – течение, отрицающее ценности доминирующей культуры (преступный мир, скинхеды-неонацисты и т.п.)

Культурология – наука о культуре.

Функции культуры:

1. Познавательная – формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

2. Оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.

3. Регулятивная – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности.

4. Информативная – осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

5. Коммуникативная - сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

6. Социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм и ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.

Диалог культур – взаимодействие культур между собой.

Интернационализация – создание единого культурного пространства для разных народов и наций. Проблема, вызванная процессом интернационализации – сложность сохранения собственной национальной культуры.

Три формы культуры:

Народная культура – культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах Массовая культура – явление, сложившееся в двадцатом веке в условиях индустриального общества. Элитарная культура – культура, потребителем которой является элита. Элита – наиболее способная к духовной деятельности часть общества.
- коллективная творческая деятельность - коммерческая направленность - узкий круг потребителей
- устная передача текстов народной культуры (как правило, н/к – фольклор) - понятные всем образы и темы - сложные по содержанию тексты и произведения
- анонимность - ориентируется на стандартный образ потребителя - получение прибыли не является непременной целью, создатели произведений элитарного искусства стремятся к самовыражению.
- постоянное употребление - неотъемлема от СМИ - источник идей для массовой культуры

2. ОБРАЗОВАНИЕ – социальный институт, осуществляющий передачу знаний последующим поколениям.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:

Послевузовское образование

Общее образование: 2-е высшее, курсы повышения

- дошкольные ОУ Профессиональное образование: квалификации,

- школа (начальное Среднее: колледж, техникум переподготовка

образование 1-4 кл., Высшее:бакалавриат, магистратура, защита диссертации

Основное общее 5-9 кл. аспирантура (адъюнктура для

Среднее общее 10-11 кл.) военных)

 

Самообразование

Дополнительное образование

( Кружки и секции)

Тенденции современной системы образования:

 

· Рост продолжительности образования

· Непрерывность образования

· Гуманизация образования – внимательное отношение педагогов к личности учащегося, забота об ученике.

· Гуманитаризация образования – повышение роли общественных (гуманитарных) дисциплин в образовании (например, право).

· Интернационализация образования – создание единой системы образования для разных стран.

· Компьютеризация образования – внедрение компьютерных технологий в процесс образования.

· Профилизация образования - повышение знаний учащегося в выбранной им сфере наук.

 

3. НАУКА– система знаний и способы их получения. Наука – отдельная область знаний. Наука – социальный институт, добывающий, анализирующий и систематизирующий знания.

ВИДЫНАУКИ:

· ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ – занимаются поиском истины, являются фундаментом для прикладных наук (биология)

· ПРИКЛАДНЫЕ – используют уже добытые знания фундаментальных наук (селекция)

· ЕСТЕСТВЕННЫЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ, НАУКИ О ПОЗНАНИИ

ФУНКЦИИ НАУКИ:

1. познавательно – объяснительная – заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

2. мировоззренческая – помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему;

3. прогностическая – наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.

4. производственная – заключается в том, что оказывает влияние на способы, процессы и результаты производства материальных благ

5. социальная – оказывает влияние на существование социальных групп и общностей их безопасность и алгоритм развития

4. Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующая поведение людей.

Наукой, изучающей состояние нравов, мораль является ЭТИКА.

Черты, сближающие право и мораль:

1. Общая цель: способствовать общественному согласию и гармонизации отношений между людьми;

2. Общая духовная, идейная основа: и мораль, и право исходят из принципа справедливости;

3. Распространяются на все общество в целом.

Черты, отличающие право и мораль:

Мораль Право
1.Содержится в сознании людей и выражается в общественном мнении 1.Установлено государством и содержится в специальных юридических актах
2.Исполняется в силу внутренних побуждений, наказание за неисполнение моральных норм – совесть, общественное мнение. 2. Исполняется силой государственного принуждения, наказание – юридическая ответственность за нарушение норм закона.
3.Регулирует отношения подконтрольные и неподконтрольные государству (ЛЮБОВЬ, ДРУЖБУ) 3.Регулирует отношения подконтрольные государству.
4.Регулирует отношения с позиций ДОБРА и ЗЛА 4.Регулирует отношения с позиций «ЗАКОННО» и «НЕЗАКОННО».

 

Исторические принципы морали: принцип талиона (наказание должно быть равным преступлению), принцип «золотого правила морали» (относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе), принцип золотой середины Аристотеля (избегай крайностей, во всем знай меру), категорический императив Канта (поступай так, чтобы твои действия смогли стать всеобщим законом) и др.

Функции морали: оценочная, регулятивная, мировоззренческая и др.

 

5. Религия — это:

1. вера в сверхъестественное (в Бога);

2. совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность,

3. одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру.

ВЕРА – специфическое отношение к действительности, когда воображаемый объект принимается без доказательств.

РАННИЕ ФОРМЫРЕЛИГИИ:

Тотемизм (включал магию и фетешизм) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку.

Анимиз м – вера вдухов, одухотворенность природы

Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам (камням, амулетам), которым приписывались магические свойства влиять на ход событий.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ:

1. Родоплеменные верования (анимизм, тотемизм, фетишизм)

2. Национально-государственные религии (парсизм, индуизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство и др.)

3. Мировые религии (буддизм – самая ранняя, христианство, ислам – самая поздняя)

Признаки мировых религий:

1. Огромное число последователей во всем мире

2. Эгалитарность – проповедуют равенство всех людей

3. Прозелетизм – стремление обратить в свою веру лиц другоговероисповедания

4. Космополитичность – выход за рамки одного государства

 

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ:

 

наименование функции её содержание
1. мировоззренческая задает критерии, с точки которых осмысливаются мир, общество, человек
2. компенсаторная (терапевтическая) восполняет зависимость, бессилие людей в плане изменения объективных условий существования (снятие стресса, утешение)
3. коммуникативная обеспечивает 2 плана общения: верующих друг с другом, верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в молитве.
4. регулятивная упорядочивает помыслы, стремления, деятельность людей

 

Политеизм – вера во множество Богов

Монотеизм – вера в одного Бога

Атеизм – отсутствие веры в любого из Богов.

Конфессия – отдельные течения, существующие в религии, имеющие свои особенности вероисповедания.(В христианстве – православие, католичество, протестантизм; в исламе – суннизм, шиизм, хариджизм и др.)

Секта – религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления, имеющая свое особое учение.

 

6. Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театре, кино, дизайнерской деятельности.

Особенности искусства:

· Для искусства характерно чувственное восприятие окружающего мира.

· Искусство субъективно – лишь пропустив через себя окружающий мир, человек может претендовать на звание творца.

· Образность искусства – именно создание художественного образа отличает искусство.

· Для деятеля искусства средством познания мира является художественный образ – рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности.

Причины появления искусства:

· Биологонизаторские. Искусство возникло как потребность человека для привлечения другого человека противоположного пола.

· Трудовые. Истоком искусства стал труд.

· Игровые.

· Магические

Виды искусства: литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино и т.д.

Виды объединяют в группы:

Пространственные – занимают какую-то часть пространства, не меняются во времени и находятся в движении (живопись, архитектура, скульптура)

Временные – меняются на протяжении времени, пока ими наслаждаются (литература, музыка, театр)

Речевые и изобразительныеЗрительные и слуховые

Синтетические искусства – сплав различных видов искусств (живописи, литературы, театра и т.п). Например, цирковое шоу.

7. Религиозные объединения - добровольное объединение граждан и иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Религиозные объединения делятся на виды:

1. РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ создаются без государственной регистрации и оформления юридического лица.

2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕБУЮТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА в органах ЮСТИЦИИ. Делятся на МЕСТНЫЕ и ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

 

МЕСТНЫЕ: Не менее 10 участников, Возраст – 18 лет, Проживание в одной местности, Учредители (не более 10 чел.) подтверждают существование религиозной группы не менее 15 лет, Устав (название, структура, органы управления, источники финансирования, цель деятельности, условия создания и прекращения деятельности.

 

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ: Не менее трех местных организаций, Название должно содержать сведения о вероисповедании;После 50-летнего существования можно использовать в названии слова Россия, РФ.

 

Права религиозных организаций, типичные для других организаций:

Ò религиозные организации могут быть собственниками;

Ò религиозным организациям разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность;

Ò устанавливать контакты и международные связи.

Специфические права:

Ò действовать по внутренними установлениями;

Ò основывать и содержать культовые здания;

Ò приглашать иностранных граждан в целях занятия проповеднической деятельностью;

Ò производить, приобретать, распространять религиозную литературу;

Ò создавать учреждения профессионального религиозного образования;

Ò заниматься благотворительной и культурно просветительской деятельностью.

 

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

ЗАПРЕЩЕНО: создание религиозных объединений в органах власти, государственных учреждениях, воинских частях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: