РАЗДЕЛ «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ»
1. Культура – с лат. «возделывание земли, обработка почвы», 1 в. до н.э. Цицерон.
Два подхода к пониманию культуры: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ - Культура (в широком смысле)- все, что создано человеком. ЦЕННОСТНЫЙ – все лучшее, что создано человеком.
Культура (в узком смысле слова) – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распространяются и потребляются духовные ценности.
Виды культуры:
· Материальная культура - все, что связано с производством и освоением окружающего мира (техника и предметы быта, транспорт, связь, здания и т.д.). Всё, что мы относим к материальной культуре, как правило, имеет определенную цену, а также временные пределы потребления.
· Духовная культура – это мир социальных и личностных ценностей: идеалы искусства, нормы нравственности, философские учения, политические убеждения, религиозные верования. Достижения духовной культуры бесценны, могут не иметь временных рамок потребления, то есть быть вечными.
· Субкультура – «культура в культуре». Часть культуры общества, которая отличается от доминирующей культуры системой ценностей, символикой, языком и т.п. (Готы, эмо, панки, скинхеды, трейсеры и др.).
· Контркультура – течение, отрицающее ценности доминирующей культуры (преступный мир, скинхеды-неонацисты и т.п.)
Культурология – наука о культуре.
Функции культуры:
1. Познавательная – формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
2. Оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
3. Регулятивная – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности.
4. Информативная – осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
5. Коммуникативная - сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
6. Социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм и ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.
Диалог культур – взаимодействие культур между собой.
Интернационализация – создание единого культурного пространства для разных народов и наций. Проблема, вызванная процессом интернационализации – сложность сохранения собственной национальной культуры.
Три формы культуры:
Народная культура – культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах | Массовая культура – явление, сложившееся в двадцатом веке в условиях индустриального общества. | Элитарная культура – культура, потребителем которой является элита. Элита – наиболее способная к духовной деятельности часть общества. |
- коллективная творческая деятельность | - коммерческая направленность | - узкий круг потребителей |
- устная передача текстов народной культуры (как правило, н/к – фольклор) | - понятные всем образы и темы | - сложные по содержанию тексты и произведения |
- анонимность | - ориентируется на стандартный образ потребителя | - получение прибыли не является непременной целью, создатели произведений элитарного искусства стремятся к самовыражению. |
- постоянное употребление | - неотъемлема от СМИ | - источник идей для массовой культуры |
2. ОБРАЗОВАНИЕ – социальный институт, осуществляющий передачу знаний последующим поколениям.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:
Послевузовское образование
Общее образование: 2-е высшее, курсы повышения
- дошкольные ОУ Профессиональное образование: квалификации,
- школа (начальное Среднее: колледж, техникум переподготовка
образование 1-4 кл., Высшее:бакалавриат, магистратура, защита диссертации
Основное общее 5-9 кл. аспирантура (адъюнктура для
Среднее общее 10-11 кл.) военных)
Самообразование
Дополнительное образование
( Кружки и секции)
Тенденции современной системы образования:
· Рост продолжительности образования
· Непрерывность образования
· Гуманизация образования – внимательное отношение педагогов к личности учащегося, забота об ученике.
· Гуманитаризация образования – повышение роли общественных (гуманитарных) дисциплин в образовании (например, право).
· Интернационализация образования – создание единой системы образования для разных стран.
· Компьютеризация образования – внедрение компьютерных технологий в процесс образования.
· Профилизация образования - повышение знаний учащегося в выбранной им сфере наук.
3. НАУКА– система знаний и способы их получения. Наука – отдельная область знаний. Наука – социальный институт, добывающий, анализирующий и систематизирующий знания.
ВИДЫНАУКИ:
· ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ – занимаются поиском истины, являются фундаментом для прикладных наук (биология)
· ПРИКЛАДНЫЕ – используют уже добытые знания фундаментальных наук (селекция)
· ЕСТЕСТВЕННЫЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ, НАУКИ О ПОЗНАНИИ
ФУНКЦИИ НАУКИ:
1. познавательно – объяснительная – заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;
2. мировоззренческая – помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему;
3. прогностическая – наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.
4. производственная – заключается в том, что оказывает влияние на способы, процессы и результаты производства материальных благ
5. социальная – оказывает влияние на существование социальных групп и общностей их безопасность и алгоритм развития
4. Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующая поведение людей.
Наукой, изучающей состояние нравов, мораль является ЭТИКА.
Черты, сближающие право и мораль:
1. Общая цель: способствовать общественному согласию и гармонизации отношений между людьми;
2. Общая духовная, идейная основа: и мораль, и право исходят из принципа справедливости;
3. Распространяются на все общество в целом.
Черты, отличающие право и мораль:
Мораль | Право |
1.Содержится в сознании людей и выражается в общественном мнении | 1.Установлено государством и содержится в специальных юридических актах |
2.Исполняется в силу внутренних побуждений, наказание за неисполнение моральных норм – совесть, общественное мнение. | 2. Исполняется силой государственного принуждения, наказание – юридическая ответственность за нарушение норм закона. |
3.Регулирует отношения подконтрольные и неподконтрольные государству (ЛЮБОВЬ, ДРУЖБУ) | 3.Регулирует отношения подконтрольные государству. |
4.Регулирует отношения с позиций ДОБРА и ЗЛА | 4.Регулирует отношения с позиций «ЗАКОННО» и «НЕЗАКОННО». |
Исторические принципы морали: принцип талиона (наказание должно быть равным преступлению), принцип «золотого правила морали» (относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе), принцип золотой середины Аристотеля (избегай крайностей, во всем знай меру), категорический императив Канта (поступай так, чтобы твои действия смогли стать всеобщим законом) и др.
Функции морали: оценочная, регулятивная, мировоззренческая и др.
5. Религия — это:
1. вера в сверхъестественное (в Бога);
2. совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность,
3. одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру.
ВЕРА – специфическое отношение к действительности, когда воображаемый объект принимается без доказательств.
РАННИЕ ФОРМЫРЕЛИГИИ:
Тотемизм (включал магию и фетешизм) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку.
Анимиз м – вера вдухов, одухотворенность природы
Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам (камням, амулетам), которым приписывались магические свойства влиять на ход событий.
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ:
1. Родоплеменные верования (анимизм, тотемизм, фетишизм)
2. Национально-государственные религии (парсизм, индуизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство и др.)
3. Мировые религии (буддизм – самая ранняя, христианство, ислам – самая поздняя)
Признаки мировых религий:
1. Огромное число последователей во всем мире
2. Эгалитарность – проповедуют равенство всех людей
3. Прозелетизм – стремление обратить в свою веру лиц другоговероисповедания
4. Космополитичность – выход за рамки одного государства
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ:
наименование функции | её содержание |
1. мировоззренческая | задает критерии, с точки которых осмысливаются мир, общество, человек |
2. компенсаторная (терапевтическая) | восполняет зависимость, бессилие людей в плане изменения объективных условий существования (снятие стресса, утешение) |
3. коммуникативная | обеспечивает 2 плана общения: верующих друг с другом, верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в молитве. |
4. регулятивная | упорядочивает помыслы, стремления, деятельность людей |
Политеизм – вера во множество Богов
Монотеизм – вера в одного Бога
Атеизм – отсутствие веры в любого из Богов.
Конфессия – отдельные течения, существующие в религии, имеющие свои особенности вероисповедания.(В христианстве – православие, католичество, протестантизм; в исламе – суннизм, шиизм, хариджизм и др.)
Секта – религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления, имеющая свое особое учение.
6. Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театре, кино, дизайнерской деятельности.
Особенности искусства:
· Для искусства характерно чувственное восприятие окружающего мира.
· Искусство субъективно – лишь пропустив через себя окружающий мир, человек может претендовать на звание творца.
· Образность искусства – именно создание художественного образа отличает искусство.
· Для деятеля искусства средством познания мира является художественный образ – рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности.
Причины появления искусства:
· Биологонизаторские. Искусство возникло как потребность человека для привлечения другого человека противоположного пола.
· Трудовые. Истоком искусства стал труд.
· Игровые.
· Магические
Виды искусства: литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино и т.д.
Виды объединяют в группы:
Пространственные – занимают какую-то часть пространства, не меняются во времени и находятся в движении (живопись, архитектура, скульптура)
Временные – меняются на протяжении времени, пока ими наслаждаются (литература, музыка, театр)
Речевые и изобразительныеЗрительные и слуховые
Синтетические искусства – сплав различных видов искусств (живописи, литературы, театра и т.п). Например, цирковое шоу.
7. Религиозные объединения - добровольное объединение граждан и иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Религиозные объединения делятся на виды:
1. РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ создаются без государственной регистрации и оформления юридического лица.
2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – ТРЕБУЮТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА в органах ЮСТИЦИИ. Делятся на МЕСТНЫЕ и ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:
МЕСТНЫЕ: Не менее 10 участников, Возраст – 18 лет, Проживание в одной местности, Учредители (не более 10 чел.) подтверждают существование религиозной группы не менее 15 лет, Устав (название, структура, органы управления, источники финансирования, цель деятельности, условия создания и прекращения деятельности.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ: Не менее трех местных организаций, Название должно содержать сведения о вероисповедании;После 50-летнего существования можно использовать в названии слова Россия, РФ.
Права религиозных организаций, типичные для других организаций:
Ò религиозные организации могут быть собственниками;
Ò религиозным организациям разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность;
Ò устанавливать контакты и международные связи.
Специфические права:
Ò действовать по внутренними установлениями;
Ò основывать и содержать культовые здания;
Ò приглашать иностранных граждан в целях занятия проповеднической деятельностью;
Ò производить, приобретать, распространять религиозную литературу;
Ò создавать учреждения профессионального религиозного образования;
Ò заниматься благотворительной и культурно просветительской деятельностью.
Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
ЗАПРЕЩЕНО: создание религиозных объединений в органах власти, государственных учреждениях, воинских частях.