1. Современные научные представления о первобытном сознании. Феномен мировоззренческого синкретизма.
2. Архаическая мифология и ранние формы мифо-ритуальных практик (фетишизм, анимизм, тотемизм, магия). Политеизм (многобожие) и монотеизм.
3. Мифологическая картина мира (представление о Хаосе и Космосе). Типология архаических мифов.
1. Мировоззрение – система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придает деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Первобытное мышление, если его рассматривать с точки зрения содержания представлений, было мистическим.
Первобытным (примитивным, архаичным) называют всякое сознание, отличающееся от сознания людей, принадлежащих к цивилизованным обществам.
Первобытному человеку мир представляется наполненным всевозможными невидимыми сущностями, духами, которые выступают как причины явлений; чтобы задобрить или изгнать духов, существуют заклинания, ритуальные танцы, жертвоприношения, строго соблюдаемые запреты (табу) и т.п. Первобытные люди одушевляли предметы (анимизм). Они считали, что между различными предметами могут существовать некие таинственные связи и влияния. Такие связи, по представлению первобытного человека, существуют между предметом и его изображением или именем. Отсюда – первобытная магия и вера в мистическую связь племени с определенным видом животных (тотем).
|
Основной формой общественного сознания первобытной эпохи был миф (от греч. «предание») в культуре первобытного общества играл особую роль. Мифология представляла собой способ понимания мира, миф выражал мироощущение и миропонимание первобытного человека. Миф – это древнейшая форма познания, наиболее архаичное идеологическое образование, имеющая синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы науки, религии, философии, искусства. Миф связан с ритуалом. Обычно в мифах содержатся сказания о богах, духах, первопредках, живших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, природы, культуры.
Для мифологического сознания характерно, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды. Отсюда очеловечивание природы, одушевление Космоса и его составляющих, представляющихся в фантастическом виде. Духи и герои связываются семейно-родовыми отношениями. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его текущего состояния. В миф надо верить, а не объяснять его; он требует не только слов, но и воплощения, его необходимо проигрывать; он объясняет акт творения; миф – это реальность особого рода, а не выдумка. Мифологическое сознание может сохраняться в массовом сознании параллельно с философией, наукой. Для мифологического сознания все, что существует – одушевлено. Мифологическое пространство – это пространство души.
Мифологический тип мировоззрения как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.
|
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы.
Религиозный синкретизм – (от греч. слов «соединение», «объединение») – соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий историк Плутарх.
Религиозный синкретизм или двоеверие – соединение разнородных учений религиозного, антропологического (антропология – наука о происхождении и эволюции человека) или космологического характера. Часто объясняется как совмещение основной веры и элементов других верований.
Религиозный синкретизм – общекультурное явление, известное на протяжении всей истории религии: от первобытной эпохи до современных новых синкретических религий (течений).
2. Мифология (от греч. слов – «мифос» - «предание», «сказание» и «логос» - «слово», «рассказ», «учение») - особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в изменяющейся действительности; основной метод общинно-родового мышления; древнейший способ концентрирования окружающей действительности в человеческой сущности. Включает в себя народные сказания (мифы, эпос и т.д.)
Мифология отличается от фольклора (собирательное название произведений народного творчества – язык, верования, обряды, ремесла; фольклор – это художественно-эстетическое отображение мира, сохраняющий определенные мифологические черты): - миф – это совокупность представлений о мире, понимаемая носителем мифологического сознания за действительное и не подвергающееся сомнению знание. Миф может быть связан с легендами и историческими преданиями.
|
Мифология – это самая древняя (архаическая) форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, научного, художественного познания еще не различены и не обособлены друг от друга.
Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы (модели) для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф используется для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл жизни.
Мифология традиционно определяется как форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифология является совокупностью мифов, т.е. повествований о богах и/или героях, объясняющих явления природы или человеческой реальности. Важным для понимания сущности мифов и мифологии в архаическую эпоху является то обстоятельство, что сакральные мифы вписаны в контекст социальной практики. Иначе говоря, миф может быть понят как форма социальной коммуникации, организующей социальное единство. Миф повествует о том, как стала возможной окружающая реальность, как деяния предков и героев привели к возникновению космоса или его фрагмента: ландшафтного объекта, вида животных, человеческого сообщества. Тотемические объекты представлялись в антропоморфном облике и при этом четко ассоциировались с видом животных, растений или явлений природы. Человеческая и животная природа этих существ не была определена. Священные мифы передаются в форме рассказа и песни.
Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение материальных предметов и явлений.
Предметом мифа являются и небесные светила, солнце, луна, созвездия; миф повествует об их приходе и о том, как создавалась их форма, направление движения, фазы и т.д. Миф никогда не рассматривается как вымысел, и первобытные народы строго отличали выдумки, служащие лишь для развлечения от мифов, которые рассматривались как подлинная история.
Мифология - это структурирование религиозных образов в сознании человека. Миф является важнейшей и абсолютно необходимой составляющей религиозной системы.
Мифологическое сознание характеризуется противостоянием рациональности, непосредственностью мировосприятия. Мифу противостоит как научная рациональность, так и рациональность богословская, присущая теистическим религиям. Поэтому нельзя отождествлять миф и религию, хотя, например, некоторые формы религиозности (т.н. «народная религиозность») из сферы теологически структурированной религии переходят в область мифологии и вторичного мифологического осмысления догматов, ритуалов, иных религиозных практик.
Социальная функция мифа - быть идеологическим оправданием и залогом сохранения существующего порядка в природе и в обществе. Одной из важнейших предпосылок появления мифа является приписывание свойств человеческой психики предметам окружающей среды. Все живое, а также движущееся и таким образом кажущееся живым - звери, растения, море, небесные светила и т. п. – рассматривались как силы, совершающие те или иные действия по тем же мотивам, что и люди.
мифы повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, общественных правил, религиозных обрядов, о происхождении мира (космогония) и о происхождении богов (теогония). В мифологических сказаниях находят отражение представления о природе, борьба доброй и злой силы, смерть и воскресение и т д.
Бессилие перед природой порождало фантастические представления об окружающем мире среди древних охотников-собирателей.
Политеизм (от греч. сл. «многочисленный, много» и «Бог, божество» - многобожие) – система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Политеизм противостоит монотеизму – вере в единого Бога и атеизму – отрицающему существование единого Бога и любых других богов. Впервые был использован еврейским писателем Филоном Александрийским в религиозной полемике с греками.
Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений, где божества имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения друг с другом, имеют определенную сферу влияния. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношения) со стороны человека.
В период ранней родовой общины начали зарождаться первые (архаические) религиозные формы политеизма (многобожия) в религии (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, шаманизм).
Тотемизм (от сл. «отем» - «его род») – вера человека в существование тесной кровной родственной связи (союза) между его родом и определенным природным объектом – тотемом – животным, растением, природным явлением (например, медведь, солце/луна), которого считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. Род носил имя тотема, верил, что происходит от общих с ним предков. Тотемические обекты представлялись в антропоморфном облике и при этом четко ассоциировались с конкретным тотемом. Тотем помогал людям, и они не должны были причинять ему вред.
Постепенно зооморфный тотемизм предков-животных трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков – людей – покровителей рода (предков мужчин – при переходе к патриархату и предков-женщин – при переходе к патриархату).
Фетишизм (от португ. сл. «fetico» - «амулет», «талиман») – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов (орудий труда, камней, культовых предметов). Фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов. Так появились амулеты и талисманы (от болезней, ранений в бою и т.д.). Изготовляли маленькие глиняные фигурки животных-фетишей.
Аниматизм (от лат. «animates» - одушевленный) – вера в безличную одушевленность природы или отдельных ее частей. Считается более ранней формой религии первобытного человека, чем анимизм, существует также мнение об их сосуществовании. Термин введен английским ученым Эдвардом Тайлором.
Анимизм (от лат. сл. «anima», «animus» - «душа», «дух») – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Эти представления связаны с ранними формами культа умерших (ритуалы, посвященные умершим).
В противовес анимистической концепции появилась (в 1899 г.) преанимистическая концепция английского исследователя Роберта Маретта.
Преанимизм (от лат. сл. «pre» - пред, «anima» - душа) – религиоведческий термин, согласно которому вера в душу и духов (анимизм) предшествовала вере в сверхъестественную безличную силу; одухотворение всей природы.
В концепции преанимизма утверждается, что древнейшие верования строятся не столько на анимистических представлениях, сколько на основополагающем чувстве присутствия в мире сверхъестественной силы.
Магия (от греч. сл. «mageia» - «колдовство») – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей была лечебная магия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Необходимые ритуалы совершали старейшины рода или обученные общинники.
Культ предков – предки магическим образом участвуют в жизни потомков.
Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики – шаманство (шаманизм), которое сочетало в себе определенные ритуалы с применением средств и приемов врачевания. Ритуалы совершал шаман.
Политеизм проявился и в поздних религиях. Так, в Библии политеизм называется язычеством, понимаемым как измена единому Богу, в которое периодически впадал еврейский народ (народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств). В современном мире политеизм представлен, например, неоязычеством.
Генотеизм (от греч. сл. «форма», «один» и «теос» - «бог») – термин обозначает такое состояние религиозного сознания, при котором из пантеона многочисленных богов или божеств почитается, или выделяется один самый верховный и могущественный бог. Таким образом, это вера в одного высшего бога, которому подчинены многочисленные низшие боги.
Генотеизм отличается от монотеизма тем, что выделение одного самого могущественного бога не исключает почитания и поклонения другим богам. Генотеизм занимает промежуточное положение между монотеизмом и политеизмом.
Монотеизм (от греч. сл. «моно» - «единственный» и «теос» - «бог) – религиозный и философский термин, обозначающий веру в существование и почитание одного Бога. Термин «монотеизм» появился в XVII в. в английской теологической и философской литературе.
В современной научной литературе большинство исследователей к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам. Для этих религий, при их принципиальных отличиях друг от друга, характерно понимание и почитание безначального Бога как личности, творца всего сущего, истины и источника всех благ, судьи. Главной особенностью христианского монотеизма является исповедание Бога как единосущной и нераздельной Троицы.
3. Существуют различные категории архаических мифов:
Этиологические (объяснительные) – мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. Практически под этиологическими мифами понимаются, прежде всего, рассказы о происхождении некоторых животных и растений, гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Как особую разновидность этиологических мифов можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия.
Космогонические – повествуют о происхождении космоса в целом и его частей. В космогонических мифах выделяется проблема превращения хаоса в космос, т.е. происхождение космоса из хаоса (пустоты) и наведение порядка во вселенной. В них отражаются космологические представления древних людей о структуре космоса, описывается его зооморфная или антропоморфная модель. Космогония разделяет основные природные стихии (огонь, вода, земля и воздух), отделяет небо от земли, отображает процесс появления суши из мирового океана и укрепление на небе светил, затем отображает появление ландшафта, растений, животных и человека. Космогонические мифы объясняют происхождение мира и жизни на Земле. Рождение мира происходит из мирового яйца (символ происхождения жизни). Нередко роль творца в космогонических мифах русского фольклора принадлежит животным (утке).
Разновидностью мифов о космических циклах являются мифы о Золотом веке, блаженном состоянии человека, жившего когда-то в гармонии с природой. Подобные мифы есть у многих народов. Одним из них является библейская история о Райском саде, восходящая к древнесемитской мифологии.
Антропогонические (часть космогонических) – о происхождении (сотворении) человека, мифических племенных первопредков народа, первой человеческой пары. Происхождение человека объясняется в мифах как трансформация тотемных животных, как отделение от других существ и т.д.
Астральные (часть космогонических) – о звездах и планетах. В архаических мифологиях отдельные звезды или созвездия представляли в виде животных, реже деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя и т.д. Расположение звезд на небе связывалось также с конкретным мифом. По мере разработки небесной мифологии звезды и планеты отождествлялись с определенными богами. Этим объяснялось и движение небесных светил.
Солярные и лунарные (часть космогонических, разновидность астральных) – это дуалистические персонажи (ассоциировались братом-сестрой, мужем-женой. Луна (Месяц) и Солнце представляли две тотемные половины (ночи и дня, женского и мужского начала). Месяц представлял мужское начало, а в поздних мифах – женское начало.
Календарные – мифы, связанные с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на смену времен года, на урожай.
Разновидностью календарных мифов являются мифы об умирающем и воскресающем боге. Они символизируют смену времен года. Так, в славянском язычестве такими богами были: Ярило и Кострома. Со сменой времен года связана также славянская Масленица.
Героические – строятся вокруг биографии героя. Биографическое начало в героическом мифе аналогично космическому началу в космогоническом мифе (от рождения-до смерти).
Эсхатологические – о конце мира. Эти мифы рассказывают о гибели суши во всемирном потопе, хаотизации космоса и др. В таких мифах мир погибает в огне, потопе, в результате космических сражений с демоническими силами, от голода, жары, холода и т.д.
Мессия - в мифах о приходе совершенного общества либо Спасителя эсхатологические темы сочетаются с темами возрождения и обновления.