КОНСПЕКТ дидактической игры




Дидактические игры

Теория:

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей.

Цель Д.И.: Реализация задач воспитания, развития и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Дидактические игры различаются:

1. по обучающему содержанию,

2. по использованию материала,

3. по познавательной деятельности детей,

4. по игровым действиям и правилам,

5. по организации и взаимоотношениям детей,

6. по степени роли воспитателя.

 

1. По обучающему содержанию игры:

· математические

· сенсорные

· речевые

· музыкальные

· природоведческие

· для ознакомления с окружающим

· по изобразительной деятельности

·

2. По использованию материала (классификация из дошкольной педагогики):

· игры с предметами,

· настольно-печатные игры,

· словесные.

 

Функции дидактичеких игр в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова):

Первая функция - совершенствование и закрепление знаний и последующее из применение в зависимости от игровой задачи.

Вторая функция - усвоение детьми новых знаний и умений разного содержания.

Основные особенности дидактических игр:

1. Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру.

5. В структуре дидактической игре основные элементы представлены так, чтобы они характеризовали игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Структурные компоненты (Структуру игры хорошо знать и понимать!):

· дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;

· содержание игры;

· игровые правила;

· игровые действия;

· окончание игры, подведение итогов

Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы, с учетом возрастных особенностей детей.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача для самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например:

· «Какой формы»,

· «Продолжи предложение»,

· «Кто в каком домике живет»,

· «Повтори узор» и т. п.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения определяется в финале.

При соблюдении этого условия дидактическая игра выполняет функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например:

· «Летает не летает»,

· «Съедобное - несъедобное»,

· «Назови пору года»,

· «Кто, как кричит»,

· «Живые слова»,

· «Чудесный мешочек»,

· «Чего не стало?»,

· «Скажи как птичка, скажи как кошка» и т.д.

Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях.

Игровые действия являются рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным.

Игровым действиям детей необходимо учить. При этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

Обучение игровым действиям осуществляется через:

· пробный ход в игре,

· показ самого действия,

· раскрытие образа и др.

К игровые действиям относятся умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного:

· восприятия,

· наблюдения,

· сравнения,

· припоминания ранее усвоенного,

· обдумывания.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной.

· В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т.е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи.

· Правила игры выполняют следующие функции:

1. Обучающая - заключается в том, что правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать; соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

2. Организующая - определяет порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре.

3. Дисциплинирующая. В правилах оговаривается, что именно нужно делать, чего и почему нельзя делать. В некоторых играх имеются правила, запрещающие какие-либо действия и предусматривается наказание за неисполнение (например, пропуск хода).

· Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной:

· подсчет очков,

· похвала,

· определение лучшего участника (по скорости ответов, по точности движений, по выполнению каких-то действий0,

· определение победителя,

· общий итог по реализации поставленной задачи.

Если дидактическая игра организуется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры.

Итог:

· Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия.

· Дидактические игры используются во всех образовательных областях. В месяц планируется 20-30 дидактических игр.

· Особое место дидактические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях - соблюдение принципов обучения.

Практическое задание по итогам работы на сайтах:

1. Канал «Развивающие Игры Воскобовича». – Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UC2j02uhBuJExjrbBWsHMuXQ

2. Сайт Путешествие в страну умных игр! (ООО «Корвет» – известный российский производитель и разработчик развивающих игр и учебных пособий для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – Режим доступа: https://corvet-igra.ru/

1 задание: Игры Воскобовича. Изучив материал на сайте Игры Воскобовича: развивающие занятия по методике, как сделать своими руками (o-krohe.ru), создать памятку – таблицу в удобной, самостоятельно выбранной форме по классификации игр и видам игр. Работа в программе Word.

2 задание: Заполнить таблицу по развивающим играм: https://corvet-igra.ru/

Название Фото Сущность
1. Блоки Дьеныша    
2. Палочки Кюизенера    
3. Кубики Никитина (по видам)    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.    

3. Смотрим видео 2 обязательных + 5 подобных на свое усмотрение.

Дидактическая игра «Математические крышечки». – режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=XRwiJnSGFH4

Дидактическая игра на развитие слоговой

Развивающие Игры Воскобовича - YouTube www.youtube.com

Развивающие игры и учебные пособия для детей.. corvet-igra.ru

«О крохе» — развитие, питание и здоровье.. o-krohe.ru

Дидактическая игра на развитие слоговой структуры речи «Магазин». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=KkslFIg5r5c

4. Разрабатываем игру (по продолжительности 2-4 минуты) можно взять игру из просматриваемых роликов, можно свою. В мотивации: ПРИМЕР помочь (какому-то герою, например Красной шапочке собрать букет. Для этого нужно составить схему подсказку из кубиков….Красная шапочка поймет какого цвета и сколько цветов ей нужно собрать…) Здесь ваша фантазия.

Практическая работа  
 
Тема: Составление конспекта проведения дидактической игры  
Фамилия, имя студента      
       

 

     

КОНСПЕКТ дидактической игры

Возрастная группа:  
Название игры:  
Цель:  
Задачи:   -
1) игровые:
2) обучающие: -
  -
   
Дидактический материал:    

 

Ход игры

Структурные компоненты игры Содержание деятельности воспитателя и приёмы руководства игровой деятельностью детей Деятельность детей
Мотивация    
Игровая задача    
Игровые правила    
Игровые действия    
Результат игры    

 

Источники информации:  
   
   
   

 

 

Рекомендации:  
   
   
   
   

 

Оценка:   Подпись:  

 

https://vk.com/im?sel=c19&z=video159522607_456239157%2F9e129aaf4d903da4b5

 

https://www.youtube.com/watch?v=KkslFIg5r5c&t=5s

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: