Конкурентные преимущества на основе низких издержек




Стратегия лидерства в низких издержках ориентирована на получение дополнительной прибыли за счет экономии на затратах.

Стратегия снижения издержек производства состоит в повышении конкурентоспособности изделия, а именно: ценовое соперничество, которое предполагает внести необходимые новшества по обеспечению реализации продукции по повышенным ценам.

Побудительный мотив: иметь самые низкие в отрасли издержки производства является наличие на рынке большого числа чувствительных к цене покупателей.

Стратегическая цель: завоевание устойчивого преимущества над конкурентами в области издержек производства и использовании его в качестве основы для демпинга цен и увеличения доли рынка, либо получения более высокой нормы прибыли при продаже товаров по сложившимся рыночным ценам.

Стратегии лидерства в издержках следуют такие фирмы, как General Electric в производстве бытового оборудования, BiC в производстве шариковых ручек, Ford в производстве тяжелых грузовиков. Лидируют в издержках российские производители компьютерных программ. О других российских отраслях пока трудно что-либо сказать ввиду информационной закрытости предприятий.

Условия применения:

контроль над значительной долей рынка

- доступ к источникам сырья

- уникальное оборудование

- рационализация технологического процесса, его упрощение

- привлечение большого числа потребителей, для которых цена является определяющим фактором выбора

– значительный масштаб продаж,

– отказ от дорогостоящих проектов,

– применение дешевого сырья,

- использование благоприятных климатических условий, географического расположения и т.д.

Т.е. данная стратегия означает способность предприятия разрабатывать, производить и продавать аналогичные продукты более эффективно, чем конкуренты.

В этом случае основное внимание менеджеров предприятия направлено на контроль затрат, что является необходимым условием реализации такой стратегии.

При этом качество продукции, сервис, другие параметры не столь значимы. Лидерство в издержках — это агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства и обеспечения жесткого контроля всех видов расходов, т. е. это внутренняя стратегия, или стратегия операционной эффективности.

Стимулом использования данной стратегии является наличие в отрасли опытной кривой, или, другими словами, эффекта масштаба и привлечение большого числа потребителей, для которых цена является определяющим фактором выбора.

Основные характеристики стратегии лидерства в издержках приведены в табл.

 

ЭКОНОМИЯ НА МАСШТАБЕ ПРОИЗВОДСТВА Специализация и разделение труда
ЭКОНОМИЯ ЗА СЧЕТ ОБУЧЕНИЯ Повышение производительности труда
Улучшения в организации производства
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА Уменьшение затрат труда за счет механизации и автоматизации
Эффективное использование сырья
Увеличение точности обработки
КОНСТРУКЦИЯ ИЗДЕЛИЯ Облегчение автоматизации
Экономия материальных затрат
ЗАТРАТЫНА ВХОД В ОТРАСЛЬ Преимущества местоположения
Владение источниками дешевого сырья
Низкие трансакционные издержки
Более низкие издержки за счет соглашений с поставщиками
Низкая цена труда
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ Оптимальное соотношение постоянных и переменных издержек
Управленческая культура
Правительственные субсидии

 

Однако надо отметить, что преимущества, связанные с наличием опытной кривой, не являются совершенно случайными, они достигаются за счет обучения персонала, имитации товаров конкурентов, изменения техники и технологии, охоты за специалистами и действия других факторов, т. е. эффект опытной кривой не может проявиться без привлечения необходимых ресурсов, таланта и соответствующих усилий менеджеров. При этом следует иметь в виду, что опытная кривая не используется в сфере услуг, в сезонных отраслях, для товаров с коротким жизненным циклом, для естественных монополий.

Производство с низкими издержками — это нечто большее, чем движение вниз по опытной кривой. В этом случае предприятие должно стараться находить и использовать любую возможность для снижения затрат. Данная стратегия возможна при массовом выпуске стандартизированной, как правило -дешевой, продукции и отлаженных каналах сбыта.

Но, кроме того, такая стратегия возможна при выпуске продукции, продвинутой на рынок за счет рекламы, как, например, сигареты фирмы Philip Morris. Отсюда следует, что преимущество в издержках не означает низких цен. Фирма может продавать продукцию по достаточно высоким ценам, получая дополнительную прибыль, или увеличивать затраты на рекламу и осуществлять продвижение продукции на рынок при неизменных ценах.

Компания, осуществляющая лидерство в издержках, постоянно испытывает давление со стороны конкурентов. Такая стратегия требует от предприятия оптимальных размеров производства, развитой сбытовой сети, захвата определенной доли рынка, использования ресурсосбережения, осуществления контроля накладных расходов и других постоянных издержек. Доминирующую роль в данной стратегии играет производство. На предприятиях с такой стратегией существует иерархическая структура управления, имеются количественно выраженные цели, осуществляется жесткий контроль издержек.

Кроме того, таким предприятиям необходимы инвестиции (на стабильном уровне) в современное оборудование, замена устаревшей техники, внимательное отслеживание технических новинок, противостояние искушению необоснованно расширять ассортимент. В то же время лидерство в издержках может дополняться стратегией дифференциации продукции (фирмы Philip Morris, Caterpillar Tractor).

 

Риски (опасности)
• увлечение производством одного товара, забывая о необходимости обновления продукции (например, компания Ford выпускала дешевый автомобиль, но одного типа);
• появление технологических новинок, которые сводят на нет преимущество в издержках;
• новые конкуренты и последователи получают такие же преимущества путем имитации товаров или осуществления инвестиций в оборудование;
• неспособность уловить необходимость смены продукции или рынка в результа те чрезмерного увлечения проблемой снижения себестоимости;
• инфляционный рост издержек, подрывающий способность фирмы снижать себе стоимость;
• изменение предпочтений потребителей, их чувствительности к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик;
• появление новых, более совершенных товаров

 

Считается, что компания, осуществляющая лидерство в издержках, получает следующие выгоды, которые защищают ее от пяти сил конкуренции, по М. Портеру:

• компания-лидер может вести наступательную ценовую конкуренцию, обеспечить защиту от ценовой войны, использовать низкие издержки в борьбе за долю рынка;

• она лучше защищена от диктата крупных поставщиков, доминирующих на рынке, если главным источником преимуществ в уровне издержек является внутренняя эффективность;

• крупные покупатели редко бывают способны сбивать цены ниже уровня, обеспечивающего выживание первых двух (по размеру издержек) • способность компании-лидера диктовать цены действует как дополнительный барьер входа в данную отрасль;

• точно так же компания-лидер с помощью цен может оградить рынок от товаров-заменителей.

Следовательно, способность компании-лидера устанавливать нижний предел отраслевых цен и при этом зарабатывать прибыль ограждает его рыночную позицию. В ценовой конкуренции проигрывают менее эффективные компании. При реализации этой стратегии нельзя быть вторым.

В связи с тем что на западном рынке в последние два года наблюдается дефляция (процесс противоположный инфляции, т. е. снижение цен или прекращение их роста), практически все крупные фирмы провозгласили снижение издержек на 5— 10% главной целью деятельности.

Российские предприятия пока не проявляют особого интереса к анализу издержек и снижению себестоимости, так как в условиях высокой инфляции в этом не было особого смысла. Однако по мере снижения инфляции данная стратегия наряду с дифференциацией продукции становится перспективной для предприятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: