Слово фигура в составе термина «риторическая фигура» соответствует латинскому слову figura, что означает «оборот речи, очертание, изображение, вид» и греческому слову schema - «схема».
Фигуры речи - это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата.
Такие «узоры», но которым можно «вышивать» отдельную фразу, складывались тысячелетиями в практике риторической деятельности, теоретически осмысливались риторами. Насчитывается несколько десятков риторических фигур.
Подходов к рассмотрению фигур существует много. Самый продуктивный и употребительный в речи - градация фигур, в основе которого лежит повтор (1 группа – фигуры, построенные на повторах).
Повтор - обозначение группы и отдельных конструкций. Повтор в широком смысле заключается в повторении языковых элементов любых уровней.
Коммуникативная функция повтора: повторяемые сегменты фиксируются памятью и влияют на восприятие вопроса, проблемы. Устная речь по причине своей линейности и необратимости не даст возможности слушающему задержаться на определенной информации. Чтобы дать возможность слушающим зафиксировать информацию, используются повторы.
Для того, чтобы речь не казалась однообразной, повторяющиеся сегменты употребляются в видоизмененной форме.
На основании данной риторической фигуры бытует афоризм: что скажут трижды, тому верит народ.
Повторы делают речь легкой, запоминаемой, так как придают речи определенный ритм.
Разновидности повторов, создаваемых на различных языковых уровнях:
• на лексическом уровне (буквальный повтор слов или гемен а ция): а годы шли, шли, шли...;
|
• повтор начальных слов предложения (ан а фора - единоначалие): суров закон, суров, но справедлив. Акцент перемещается на начало предложения, подготавливает начало, обусловленность событий;
• повтор конечных элементов предложения (эп и фора - едино-окончание), который позволяет подготовить вывод, следствие: спереди посмотришь - русский, сзади - русский, а вовнутрь - новый русский;
• повтор слова, которым заканчивается предыдущее предложение, в последующем предложении (стык или анадипл о зис): Он не прав. Не прав любой, кто сердится.
Коммуникативный эффект позволяет связать мысли, которые фактически не имеют ничего общего;
• повтор с отрицанием (эпан о д), например: выбор в отсутствие выбора;
• повтор слов, которые называют паронимами (пароном а зия): мы равноправны, но не равны, ибо разными нас сделала природа.
Коммуникативная функция: повтор помогает подчеркнуть, оттенить оттенки смысла.
Пол и птотон (повтор слова в разных падежных формах): выборы выборам рознь.
На синтаксическом уровне повтор реализуется как синтаксический параллелизм, то есть повторение однотипных синтаксических структур: начал во здравие, кончил - за упокой.
Параллелизм конструкций заставляет не только сопоставлять эти конструкции, но и смысл этих конструкций: нет человека - н ет проблемы; количество преступников растет - количество жертв падает.
Ас и ндетон (бессоюзие). Коммуникативная функция: позволяет добиться интересных смысловых отношений между словами, монтируемыми без помощи союзов. При отсутствии союзов возникает возможность создания внутренне свободных структур, дающих необычные ряды с точки зрения структуры и содержания, например: а представители власти, говорят, переселяются в столицу, говорят, ездят на курорты, говорят, проворовываются, говорят, врут, говорят, дерутся.
|
Полис и ндетон (многосоюзие). Коммуникативная функция: повторяемость союзов позволяет подчеркнуть однородность синтаксических структур и в то же время несоответствие связываемых ими элементов, например: И художник, и богатые заказчики, и друзья богатых заказчиков, и супруга художника - все довольны. Правда, совесть ропщет. Или классический пример: «И жизнь, и слезы, и любовь» (А. С. Пушкин).
Группа фигур, в основе которой лежит антитеза (2 группа – фигуры, построенные на противопоставлении)- фигура контраста, заключающаяся в противопоставлении по значению слов и оборотов. Антитеза - удобная форма для афоризмов, пословиц, поговорок. Продолжите: тише едешь - дальше будешь, любишь катать ся - люби и саночки возить, семь раз отмерь - один раз отрежь...
Антитеза является, с одной стороны, фигурой, а с другой - формой для поиска идей. Антитеза позволяет экономить речевые средства, выражая глубокое содержание малой формой, она дает возможность создать серию контрастов. В основе антитезы лежат пара или пары антонимов, например: «И ты воздашь моей могиле то, что я сделал твоей колыбели» (Виктор Гюго).
Окс ю морон (греч. oxys - «острый», moros - «глупый») - соединение несоединимого. Компоненты оксюморона не столько исключают, сколько противоречат друг другу, например: живой труп, параллельные кривые, передовые отстающие, известные новости.
|
Посредством суждений парадоксального тина делаются наиболее интересные смысловые открытия. Оксюморон изображает противоречивую сущность действительности.
Э ллипсис - фигура языковой и речевой экономии. Она предполагает пропадание целых фрагментов высказывания: считается, что фрагменты легко могут быть восстановлены по смыслу, например: сумка па столе; на Мамаевом кургане тишина.
Часто эллипсис употребляется совместно с параллелизмом, что позволяет передать концентрацию мысли на определенных ключевых моментах, выразить однонаправленность концентрации усилий, дает возможность экономить речевые средства. Например, для построения загадок.
Пер и од (с греч. «круг, окружение») - предложение, структурно и содержательно завершенное. Устная речь не терпит длинных предложений. В устном варианте предложения следует адаптировать. Период - единственная пространная конструкция, которая нарушает это правило и нормально воспринимается на слух.
По структуре период - большое сложное предложение, которое распадается на 2 части: 1-ая часть представляет собой параллельно построенные предложения, произносимые с восходящей интонацией, 2-ая часть - вывод, произносимый с нисходящей интонацией. Их разделяет кульминация, отмечаемая паузой. Например: «Если вы будете требовательны к доказательствам обвинения, если трусливость перед тем, что скажут о вас, не заставит вас унизиться до устранения рассудительности в вашем решении - вы только исполните вашу миссию» (А. Ф. Кони).
Предложения-периоды используются в текстах, в которых необходимо сделать вывод - в судебных речах, например. Здесь первая часть - перечисление аргументов, вторая - вывод.
Град а ция (пришло в русский через латинский язык и имеет значение «лестница»). Перевод отражает суть понятия - постепенное изменение признака (нарастание или убывание). В основе градации лежат языковые или контекстуальные синонимы. Минимальное количество синонимов - три.
Существует два типа градации: возрастающая и убывающая, например: плестись, ползти, тянуться, идти, бежать, нестись, мчаться; Было у отца три сына. Старший умный был детин а, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.
(3 группа – фигуры, построенные на вопросах)
Риторический вопрос - утверждение в вопросительной форме. Употребляется в двух видах: как одиночный риторический вопрос для подчеркивания узловых моментов в повествовании и как серия риторических вопросов, блок, группа.
Риторический вопрос может использоваться провокационно: ответ на него известен, однако говорящий тем не менее предлагает другой ответ. Так, например, у Гоголя: «Знаете ли вы украинскую ночъ?» - сам собой подразумевающийся ответ: «Конечно!» - предполагает, тем не менее, другой ответ: «О, вы не знаете украинской ночи!».
Вопросно-ответный ход (прием, который заключается в том, что говорящий формулирует вопрос, побуждая слушателя к размышлению): Если этот, факт действительно имел место, то почему истица не указала на него в своем исковом заявлении и не рассказывала о нем в суде? Разве она могла бы оставить такое немаловажное обстоятельство без внимания? Об этом факте в судебном заведении впервые заявила свидетель Павлова уже посла дачи Вороновой объяснений по заявленному иску. Это поставило истицу в нелепое положение, которое она теперь пытается всячески оправдать и исправить, ссылаясь на упущения своего адвоката.
Предупреждение - намеренное выдвижение ритором контраргумента и ответа на него. Используя эту фигуру, оратор находит возражения, на которые он в состоянии ответить.
Отв е тствование - постановка вопроса от лица аудитории и ответ от лица оратора. Фигура упреждает нежелательный вопрос или возражение, ответ на который затруднителен. «Бы спросите, в чем различие интуитивизма от субъективизма? Не правда ли, это заслуживает внимания. И вот в чем дело. Интуитивизм утверждает, что интуитивное знание дает предмет целиком, сразу, тогда как рассудочный анализ имеет дело с частями предмета, из которых слагается целое; далее, интуитивное знание дает содержание самой вещи и ее действительной сущности и, следовательно, имеет абсолютный характер, тогда как рассудочный анализ оперирует с символами, имея, следовательно, относительный характер» (В. М. Бехтерев).
Дубит а ция - ряд вопросов к воображаемому собеседнику для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения, например: Чьи права и законные интересы охраняет закон в этом деле? Кто прав в этом споре? Какими нормами права следует руководствоваться при его решении?
Если рассматривать соотношение тропов и фигур, то можно сделать вывод, что фигуры - более сильные приемы выразительности, чем тропы, потому что они дают возможность охватить текст целиком как единую структуру, построенную по определенному принципу.