Фигуры как особые формы выражения содержания.




Слово фигура в составе термина «риторическая фигура» соответствует ла­тинскому слову figura, что означает «оборот речи, очертание, изобра­жение, вид» и греческому слову schema - «схема».

Фигуры речи - это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата.

Такие «узоры», но которым можно «вышивать» отдельную фра­зу, складывались тысячелетиями в практике риторической деятель­ности, теоретически осмысливались риторами. Насчитывается не­сколько десятков риторических фигур.

Подходов к рассмотрению фигур существует много. Самый про­дуктивный и употребительный в речи - градация фигур, в основе ко­торого лежит повтор (1 группа – фигуры, построенные на повторах).

Повтор - обозначение группы и отдельных конструкций. Повтор в широком смысле заключается в повторении языковых элементов любых уровней.

Коммуникативная функция повтора: повторяемые сегменты фик­сируются памятью и влияют на восприятие вопроса, проблемы. Уст­ная речь по причине своей линейности и необратимости не даст воз­можности слушающему задержаться на определенной информации. Чтобы дать возможность слушающим зафиксировать информацию, используются повторы.

Для того, чтобы речь не казалась однообразной, повторяющиеся сегменты употребляются в видоизмененной форме.

На основании данной риторической фигуры бытует афоризм: что скажут трижды, тому верит народ.

Повторы делают речь легкой, запоминаемой, так как придают ре­чи определенный ритм.

Разновидности повторов, создаваемых на различных языковых уровнях:

на лексическом уровне (буквальный повтор слов или гемен а ция): а годы шли, шли, шли...;

• повтор начальных слов предложения (ан а фора - единонача­лие): суров закон, суров, но справедлив. Акцент перемещается на на­чало предложения, подготавливает начало, обусловленность событий;

• повтор конечных элементов предложения (эп и фора - едино-окончание), который позволяет подготовить вывод, следствие: спереди посмотришь - русский, сзади - русский, а вовнутрь - новый русский;

• повтор слова, которым заканчивается предыдущее предложе­ние, в последующем предложении (стык или анадипл о зис): Он не прав. Не прав любой, кто сердится.

Коммуникативный эффект позволяет связать мысли, которые фактически не имеют ничего общего;

• повтор с отрицанием (эпан о д), например: выбор в отсутствие выбора;

• повтор слов, которые называют паронимами (пароном а зия): мы равноправны, но не равны, ибо разными нас сделала природа.

Коммуникативная функция: повтор помогает подчеркнуть, отте­нить оттенки смысла.

Пол и птотон (повтор слова в разных падежных формах): выборы выборам рознь.

На синтаксическом уровне повтор реализуется как синтаксический параллелизм, то есть повторение однотипных синтаксических струк­тур: начал во здравие, кончил - за упокой.

Параллелизм конструкций заставляет не только сопоставлять эти конструкции, но и смысл этих конструкций: нет человека - н ет про­блемы; количество преступников растет - количество жертв падает.

Ас и ндетон (бессоюзие). Коммуникативная функция: позволяет добиться интересных смысловых отношений между словами, монти­руемыми без помощи союзов. При отсутствии союзов возникает воз­можность создания внутренне свободных структур, дающих необыч­ные ряды с точки зрения структуры и содержания, например: а пред­ставители власти, говорят, переселяются в столицу, говорят, ездят на курорты, говорят, проворовываются, говорят, врут, го­ворят, дерутся.

Полис и ндетон (многосоюзие). Коммуникативная функция: пов­торяемость союзов позволяет подчеркнуть однородность синтакси­ческих структур и в то же время несоответствие связываемых ими элементов, например: И художник, и богатые заказчики, и друзья богатых заказчиков, и супруга художника - все довольны. Правда, совесть ропщет. Или классический пример: «И жизнь, и слезы, и любовь» (А. С. Пушкин).

Группа фигур, в основе которой лежит антитеза (2 группа – фигуры, построенные на противопоставлении)- фигура кон­траста, заключающаяся в противопоставлении по значению слов и оборотов. Антитеза - удобная форма для афоризмов, пословиц, пого­ворок. Продолжите: тише едешь - дальше будешь, любишь катать ся - люби и саночки возить, семь раз отмерь - один раз отрежь...

Антитеза является, с одной стороны, фигурой, а с другой - фор­мой для поиска идей. Антитеза позволяет экономить речевые сред­ства, выражая глубокое содержание малой формой, она дает возмож­ность создать серию контрастов. В основе антитезы лежат пара или пары антонимов, например: «И ты воздашь моей могиле то, что я сде­лал твоей колыбели» (Виктор Гюго).

Окс ю морон (греч. oxys - «острый», moros - «глупый») - соединение несоединимого. Компоненты оксюморона не столько исключают, сколько противоречат друг другу, например: живой труп, парал­лельные кривые, передовые отстающие, известные новости.

Посредством суждений парадоксального тина делаются наиболее интересные смысловые открытия. Оксюморон изображает противо­речивую сущность действительности.

Э ллипсис - фигура языковой и речевой экономии. Она предпола­гает пропадание целых фрагментов высказывания: считается, что фрагменты легко могут быть восстановлены по смыслу, например: сумка па столе; на Мамаевом кургане тишина.

Часто эллипсис употребляется совместно с параллелизмом, что позволяет передать концентрацию мысли на определенных ключевых моментах, выразить однонаправленность концентрации усилий, дает возможность экономить речевые средства. Например, для построе­ния загадок.

Пер и од (с греч. «круг, окружение») - предложение, структурно и содержательно завершенное. Устная речь не терпит длинных пред­ложений. В устном варианте предложения следует адаптировать. Период - единственная пространная конструкция, которая нарушает это правило и нормально воспринимается на слух.

По структуре период - большое сложное предложение, которое распадается на 2 части: 1-ая часть представляет собой парал­лельно построенные предложения, произносимые с восходящей инто­нацией, 2-ая часть - вывод, произносимый с нисходящей интона­цией. Их разделяет кульминация, отмечаемая паузой. Например: «Если вы будете требовательны к доказательствам обвинения, ес­ли трусливость перед тем, что скажут о вас, не заставит вас уни­зиться до устранения рассудительности в вашем решении - вы только исполните вашу миссию» (А. Ф. Кони).

Предложения-периоды используются в текстах, в которых необ­ходимо сделать вывод - в судебных речах, например. Здесь первая часть - перечисление аргументов, вторая - вывод.

Град а ция (пришло в русский через латинский язык и имеет зна­чение «лестница»). Перевод отражает суть понятия - постепенное из­менение признака (нарастание или убывание). В основе градации ле­жат языковые или контекстуальные синонимы. Минимальное коли­чество синонимов - три.

Существует два типа градации: возрастающая и убывающая, на­пример: плестись, ползти, тянуться, идти, бежать, нестись, мчаться; Было у отца три сына. Старший умный был детин а, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.

(3 группа – фигуры, построенные на вопросах)

Риторический вопрос - утверждение в вопросительной форме. Употребляется в двух видах: как одиночный риторический вопрос для подчеркивания узловых моментов в повествовании и как серия риторических вопросов, блок, группа.

Риторический вопрос может использоваться провокационно: от­вет на него известен, однако говорящий тем не менее предлагает другой ответ. Так, например, у Гоголя: «Знаете ли вы украинскую ночъ?» - сам собой подразумевающийся ответ: «Конечно!» - пред­полагает, тем не менее, другой ответ: «О, вы не знаете украинской ночи!».

Вопросно-ответный ход (прием, который заключается в том, что говорящий формулирует вопрос, побуждая слушателя к раз­мышлению): Если этот, факт действительно имел место, то по­чему истица не указала на него в своем исковом заявлении и не рассказывала о нем в суде? Разве она могла бы оставить такое немаловажное обстоятельство без внимания? Об этом факте в судебном заведении впервые заявила свидетель Павлова уже пос­ла дачи Вороновой объяснений по заявленному иску. Это постави­ло истицу в нелепое положение, которое она теперь пытается всячески оправдать и исправить, ссылаясь на упущения своего ад­воката.

Предупреждение - намеренное выдвижение ритором контраргу­мента и ответа на него. Используя эту фигуру, оратор находит возра­жения, на которые он в состоянии ответить.

Отв е тствование - постановка вопроса от лица аудитории и ответ от лица оратора. Фигура упреждает нежелательный вопрос или воз­ражение, ответ на который затруднителен. «Бы спросите, в чем раз­личие интуитивизма от субъективизма? Не правда ли, это заслу­живает внимания. И вот в чем дело. Интуитивизм утверждает, что интуитивное знание дает предмет целиком, сразу, тогда как рассудочный анализ имеет дело с частями предмета, из которых слагается целое; далее, интуитивное знание дает содержание са­мой вещи и ее действительной сущности и, следовательно, имеет абсолютный характер, тогда как рассудочный анализ оперирует с символами, имея, следовательно, относительный характер» (В. М. Бехтерев).

Дубит а ция - ряд вопросов к воображаемому собеседнику для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения, например: Чьи права и законные интересы охраняет закон в этом деле? Кто прав в этом споре? Какими нормами права следует руководствоваться при его решении?

Если рассматривать соотношение тропов и фигур, то можно сде­лать вывод, что фигуры - более сильные приемы выразительности, чем тропы, потому что они дают возможность охватить текст целиком как единую структуру, построенную по определенному принципу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: