ФГТ 13.04, (дата урока по расписанию)
I. Устный материал: Тема: Л. Бетховен. Биография (повторение). Увертюра «Эгмонт».
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы». Бетховен является ключевой фигурой классической музыки в период между классицизмом и романтизмом и одним из наиболее исполняемых композиторов в мире. Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах. Самым значительным в его наследии считаются инструм. произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры и симфонии.
Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.
Биография
1. Детство. Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн, в семье певца Иоганна Бетховена и Марии-Магдалины. Отец хотел сделать из сына второго Моцарта и рано начал обучать Людвига играть на клавесине и скрипке. Уже в семь лет Бетховен первый раз участвует в выступлении. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, и отец передал обучение сына друзьям. Один учил его игре на органе, другой – на скрипке.
2. Занятия с Нефе. С 1780 года обучением Людвига занялся Кристиан Нефе. Нефе познакомил Бетховена с произведениями Баха, Моцарта, Генделя и Гайдна. Благодаря Нефе, в 12-летнем возрасте Людвиг ван Бетховен издает свое первое сочинение – вариации на тему марша Дресслера.
3. Раннее творчество. В 1787 году Бетховен посещает Вену, где берет несколько уроков у Моцарта. Уже тогда, прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!». Но из-за болезни матери Людвиг вынужден был вернуться домой.
4. Вена. Расцвет творчества. В следующий раз в Вену Бетховен возвращается только в 1792 году, где начинает заниматься у известного австрийского композитора Гайдна. Но этот союз не продержался долго и распался. Нового учителя – Антонио Сальери Бетховен находит себе сам и быстро становится известным пианистом в Вене. За первые десять лет в Вене Бетховен написал более тридцати своих произведений, которые стали широко известны и любимы слушателями.
В 1796 году Бетховен начинает терять слух, но продолжает писать музыку. Теряя слух, Бетховен все реже выходил на улицу, становился замкнутым и угрюмым и практически не выступал. Но, несмотря на болезнь, именно в этот период Бетховен создает свои самые известные произведения.
5. Последние годы. Талантливый композитор умер на 57 году жизни – 26 марта 1827 года. В этот день за окнами бушевала гроза, а миг смерти ознаменован страшным громовым раскатом. В последний путь Бетховена провожает 20 000 горожан
Могучий талант, вопреки жизненным невзгодам и трудностям, равнодушию окружающих и тяжелой болезни, проявился в каждом его сочинении: симфониях, фортепианной музыке, романсах и песнях.
Девизом всей своей жизни Л. Бетховен выбрал такие строки «Через борьбу к победе, через страдание – к радости, через тернии – к звездам».
Посмотреть видео для повторения биографии Бетховена: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4475/main/228225/ (12 минут)
Посмотреть видео по «Эгмонту» https://resh.edu.ru/subject/lesson/3190/main/ (первые 5 минут)
II. Письменный материал: записать в тетрать тему.
Основные произведения по жанрам:
1. Симф музыка: 9 симфоний: № 3 «Героическая», № 5(борьба с судьбой),
№ 6 «Пасторальная» (в ней не 4, а 5 частей), № 9 (с хором на сл. Оды Шиллера).
11 симф. увертюр, известные «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора».
2. Концерты: 5 для фо-но с орк., 1 для скр с орк, 1 для фо-но, скр и виолончели с орк.
3. Форт музыка: 6 юношеских сонат, 32 сонаты, 32 вариации и около 60 пьес («Элизе»)
4. Камерная муз: 10 сонат для скр и фо-но. 5 сонат для виол и фо-но. 16 струнных квартетов, 6 трио.
5. Для театра: Опера «Фиделио»., Балет «Творения Прометея».
6. Вокал. муз: Торжественная месса, цикл «К далёкой возлюбленной», песни, обработки нар. песен.
Увертюра «Эгмонт»
Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» написана два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, он гибнет, но народ побеждает в восстании.
Увертюра - произведение одночастное. Но по замыслу очень близка 5 симфонии: Через борьбу - к победе. Сонатная форма со вступл и кодой, фа минор - Фа мажор.
Вступление. Медленное. Как и в «Патетической сонате», здесь даны 2 резко контрастные темы. 1 тема - испанских поработителей: аккордовая, властная, мрачная, жестокая, низкий регистр, фа-минор, струнные.
2 тема - народа Нидерландов. Гобой, затем других дер. духовые и струнные. Молящая, жалобная, в высоком регистре, секунды.
Сделать тренировочные задания по теме.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4475/train/228229/
Ответить на вопросы теста по ссылке, записать ответы в тетрадь по муз литературе с указанием номера вопроса. Озаглавить работу: ТЕСТ по Бетховену.
Сфотографировать оценку прохождения теста и прислать в вацап или на почту.
Домашнее задание:
1. Повторить биографию Бетховена. Посмотреть видео, указанные в 1 разделе. Освежить память устно по учебнику. Выучить основные произведения.
2. Записать то, что напечатано во 2 письменном задании в тетрадь. Ответить на вопросы теста из 2 задания, записать ответы на вопросы в тетрадь по муз литературе с указанием номера вопроса. Озаглавить работу словом ТЕСТ.
3. Сфотографировать оценку прохождения теста и прислать в вацап
Источники:
Сайт: https://resh.edu.ru/, статьи в интернете.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
https://24smi.org/celebrity/4475-liudvig-van-betkhoven.html
https://vmiremusiki.ru/mrachnyj-i-velikij-betxoven.html
Калинина Г.Ф. Музыкальная литература: выпуск 1. Вопросы, задания, тесты.
И. Прохорова. Муз литература зарубежных стран.
Ссылка на маршрутный лист дублируется в группе в вацапе.
ВНИМАНИЕ! ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ
НЕОБХОДИМО ПРИСЛАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО АДРЕСУ: alsa.05@mail.ru или в вацап в личное сообщение.
ДО: 20 апреля