Меры безопасности при ремонте радиаторов




Лекция: Ремонт радиаторов систем охлаждения и смазки

План лекции

1. Конструктивная характеристика и основные дефекты радиаторов

2. Технология ремонта радиаторов

3. Основные меры безопасности при ремонте радиаторов

Содержание лекции

Конструктивная характеристика и основные дефекты радиаторов

Радиаторы системы охлаждения изготавливают из следующих материалов: верхние и нижние бачки – латунь Л62, трубки – латунь Л90, охлаждающие пластины – медь М3 и каркас – сталь Ст3. Бачки масляных радиаторов изготавливают из стали 08, охлаждающие трубки – из латуни Л90, охлаждающие пластины – из латуни Л62.

Основные дефекты радиаторов (рис. 25.1): пробоины, вмятины или трещины на бачках 1, обломы и трещины на пластинах каркаса 2, помятость и обрыв охлаждающих пластин 3, повреждение охлаждающих трубок 4, нарушение герметичности в местах пайки 5, отложение накипи.

 

Технология ремонта радиаторов

После снятия с автомобиля, радиатор поступает на участок ремонта, где его моют снаружи и дефектуют, внешне осматривая и проверяя на герметичность сжаты м воздухом под давлением 0,15Мпа для радиаторов охлаждения и 0,4 Мпа – для масляных радиаторов в ванне с водой при температуре 30-50°С после закрытия всех патрубков пробками. Пузырьки, выходящие на поверхность, указывают на наличие дефектов, которые отмечают краской.

Радиатор, требующий ремонта, разбирают: отпаивают контрольную трубку, пластины крепления, верхний и нижний бачки.

Сердцевину и бачки погружают в ванну с 5%-ным раствором каустической соды, нагретой до температур ы 60-80°С, и выдерживают до полного растворения накипи, после чего промывают горячей водой.

Вмятины бачков устраняют рихтовкой, для чего бачок надевают на деревянную болванку и деревянным молотком выравнивают повреждения. Пробоины устраняют, накладывая заплаты из листовой латуни с последующей припайкой их. Трещины запаивают. Пайку латунных деталей радиатора ведут припоями ПОССу20-0,5 или ПОССу30-0,5.

Повреждения пластин каркаса устраняют заваркой газовым пламенем по обычной технологии. Помятые пластины радиатора выпрямляют при помощи гребенки.

Поврежденные охлаждающие трубки запаивают. В радиаторах ЗИЛ-130 допускается запайка не более 5% трубок, в радиаторах ГАЗ-53А – не более 10%. Трубки, пайка которых затруднена, заменяют новыми. Удаление старой трубки и установку новой осуществляют в такой последовательности: внутрь

дефектной трубки вводят нагретый стержень и затем вынимают ее плоскогубцами после размягчения припоя в месте со стержнем. Новую трубку устанавливают в обратном порядке. Концы установленной трубки развальцовывают и припаивают к опорным пластинам сердцевины.

Пайка замененных трубок может осуществляться паяльником или погружением сердцевины в припой. В этом случае сердцевину радиатора сначала протравливают в ванне с соляной кислотой в течение 3-5 мин. (глубина погружения трубок 10-15мм), затем погружают в раствор хлористого цинка на 0,5-1,0 мин и опускают в расплавленный припой так, чтобы в нем оказалась опорная пластина и концы трубок на 5-8мм. После этого сердцевину вынимают и встряхивают для удаления излишнего припоя. Сердцевину проверяют на герметичность.

После припайки бачков и установки радиатора в каркас его проверяют на перекос (разность размеров а и б см. рис.25.1), который не должен быть более 3,0 мм.

Меры безопасности при ремонте радиаторов

Вышеперечисленные работы выполняются с применением оловянно-свинцовых сплавов, хлористого цинка и нашатыря. При пайке с использованием этих материалов выделяются вредные пары и газы, поэтому эти работы необходимо выполнять в отдельных, хорошо проветриваемых помещениях с обязательной общей и обменной вентиляцией.

Флюсы для пайки и кислота должны храниться раздельно в специально отведённых местах (шкафах).

Нагретые паяльники необходимо класть на специальные подставки. Желательно применять низковольтные паяльники (42В), включаемые через понижающий трансформатор.

Используемые для ремонта паяльные лампы взрыво- и пожароопасны. Нельзя работать с неисправной лампой, заправлять их бензином более чем на 75% вместимости резервуара, заправлять или разбирать лампу вблизи открытого огня или электронагревательных приборов. Запрещена заправка паяльных ламп авиационным и этилированным бензином.

 

Домашнее задание:

1. Составить опорный конспект лекции по вопросам плана, указав дефекты радиатора, способы их восстановления и технические требования к радиаторам после восстановления.

2. Выучить материал темы и знать основные дефекты радиаторов и способы их восстановления.

 

Литература:

1. Румянцев С.И., Боднев А.Г., Бойко Н.Г. и др.; - 2-е изд., - М.: Транспорт, 1988. – стр. 192-195



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: