Характеристика карьеры древнеегипетского чиновника




 

Как свидетельствует «Жизнеописание Уны», благополучие отдельных представителей господствующего класса всецело зависело от их места и иерархии государственной власти, от той должности, которую им удалось получить, продвигаясь по служебной лестнице.: «[Я был юноша], опоясавшийся поясом [зрелости] при величестве Тети, причем должность моя была начальник дома шена (мастерские или амбары). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель)....Старейшина дворца при величестве Пиопи. Его величество возвел меня в сан друга и смотрителя жрецов города при своей пирамиде. Когда должность моя была... его [величество назначил меня] судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу... Его величество посылал меня пятикратно водить [это] войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали... Когда я был дворцовым ачет (придворная должность или чин, смысл невыяснен) и носителем сандалий [фараона], царь Верхнего и Нижнего Египта Меренра, мой господин, который да живет вечно, назначил меня местным князем и начальником Верхнего Египта от Элефантины на юге до [Афродитопольской области] на севере, так как я пользовался расположением его величества, так как был угоден его величеству, так как его величество полагался на меня».

Должность, равная по рангу заведующего амбарами (по тексту - шена) относилась к низовым в общей иерархии. Как правило, низовые чиновники комплектовались из сословия скриб - писцов. Только от 2% до 5% египтян умели читать и писать. Это были писцы, служившие в обширном сельскохозяйственном департаменте и бюрократическом правительстве. Когда правительственные чиновники посещали какой-нибудь район с целью инспектирования зернохранилищ, проверки сбора налогов, проведения судебных заседаний по уголовным делам, открытия нового храма, проверки восстановления дамбы или канала, наблюдая за ходом строительства, то их сопровождала целая толпа писцов, которые тщательно все записывали.

Как и современным секретарям, писцам часто приходилось ездить в «командировки». Писцы носили свои принадлежности в изготовленных на заказ ящиках. Украшенных разноцветными рисунками, в которых находилась небольшая дощечка доля смешивания красок (наподобие детской палитры для акварельных красок), маленькие баночки с сухой красной и черной тушью (часто писцы брали с собой также синюю, зеленую и жёлтую тушь). Здесь же лежали баночки со смолой и водой, ступка и пестик для растирания чернил, куски сырого пигмента, запасные заостренные тростниковые палочки и листы папируса, кисточки, изготовленные из растительных волокон или старого парика, инструменты для починки и, наконец, доска. На которой писали. С таким набором писец был готов к любой работе.

Он окунал перо в смолу и проводил ею по чернилам нужного цвета и наносил знаки на лист папируса. Многие статуи изображают типичную позу писца: он сидит, скрестив ноги, взгляд напряжен и готов записывать.

Писцы всегда были востребованы и полностью загружены работой. Они были своего рода связующим звеном, объединявшим Египет. Талантливый, амбициозный писец мог даже выбирать более интересую работу - при дворе царя, в штате визиря, в профессиональной гильдии, в поместье высокопоставленного чиновника. Писец также мог работать на строительной площадке, записывая ход работ и расход материалов, в храме, копируя религиозные тексты, или же мог обучать учеников. Кроме того, писец мог готовить иероглифические тексты для резчиков по камню и художников, работавших над украшением гробницы или обелиска.

Египетские инженеры, архитекторы, астрономы, математики и врачи первоначально были писцами.

Именно они руководили движением торговых судов, ирригационными системами, наблюдали за строительством дорог. Каналов и общественными работами. Они могли сопровождать торговые и геологические экспедиции в Нубию, Ливан или на Синайский полуостров, вести торговые переговоры и дневники экспедиций, выполнять топографическую съёмку. Писцы также могли входить в состав дипломатических миссий, составлять договоры и торговые соглашения.

Почти всегда писцами были только мужчины. Должность обычно переходила от отца к сыну, но и смышленого крестьянского мальчика могли отобрать для обучения в школе при храме.

Обычно писцы не платили налогов (даже, наоборот, из них комплектовались и такие чины, как сборщики налогов). Они пользовались щедрой поддержкой правительства и храмов. Писцам предоставляли жильё, еду и хорошую одежду. Их не привлекали к тяжёлой физической работе. Иногда писец работал самостоятельно и часто руководил важными проектами. Писцов все почитали и ставили в пример молодёжи. Однако высокий статус писца подразумевал также большую ответственность. От них требовалось безупречное поведение. Писцы пользовались таким почётом и уважением, что богатые часто заказывали статуи, изображавшие их в виде писцов.

Писец должен был изучить иероглифическое письмо во всех его аспектах. Затем изучались законы, административные инструкции, правила деловой переписки. Обращалось внимание писцов-новичков на то, как следует обращаться к царю, джати, придворному чиновнику или подчинённому.

После многолетнего обучения писец занимал место среди местных чиновников или знати, из числа которых выбирались члены административных советов и судов.

Писцам адресовались такие заповеди: «Пиши своей рукой, читай вслух своими устами, спрашивай тех, кто мудрее тебя; так ты займёшь должность Сару (местный чиновник более высокого ранга) и получишь этот пост, когда состаришься. Счастлив писец, который способен к своей службе», «Нет ни одной должности, где бы не было начальника, кроме должности писца; это он отдаёт приказания»; «Писец избавлен от физического труда - это он отдаёт приказания. Разве ты не держишь табличку писца? Вот что составляет разницу между тобой и человеком, сжимающим весло. Писец приходит и садится среди участников собраний. Писец получает пищу из царского дворца. Богиня Месхент дарует писцу процветание; он встаёт во главе Совета; его отец и мать благодарят бога за это».

Смотритель царских земель (бывших на всей территории государства) - и есть та должность, которая относилась по рангу к сару.

Сару - местные чиновники - упоминаются ещё в текстах Древнего царства. Считается, что Сару - это преемники старейшин из первобытных племён. В эпоху Древнего царства Сару проводили собрания, входили в местные советы (кенбеты) и участвовали в судах.

На рассмотрение Сару представлялись имущественные договоры, вопросы распределения земельных участков, отношения купли - продажи, инвентарные реестры, списки скота и людей.

Сару определяли статус крестьян и ремесленников, выдавали грамоты освобождённым лицам, вели учет сбора налогов, издавали постановления административного свойства - во исполнение царских указов на местах. В эпоху Среднего Царства, по некоторым данным, кенбеты слились с судами. Такие Советы решали административные вопросы местного уровня, уголовные и гражданские дела.

Существование и функционирование кенбетов не составляло конкуренции царской администрации - оно проходило параллельно.

Региональные чиновники, служившие на всей территории Египта и в завоёванных провинциях, подчинялись визирю. Одним из самых могущественных региональных чиновников был наместник Нубии («царский сын Куша»). Он управлял завоёванной Нубией, контролировал армию и пограничные крепости, охранял южные торговые пути. В распоряжении наместника Нубии также имелся большой штат чиновников, он правил самостоятельно, находясь вдалеке от царского ока. Обычно этот пост также передавался от отца к сыну.

Египет был поделен на 42 нома (провинции): 22 - в Верхнем Египте, 20 - в Нижнем Египте. На протяжении всей истории Египта номы были основными административными единицами. Границы номов сложились ещё в древности, а номархи были потомками вождей племён додинастического периода. Номарх являлся губернатором нома, главным судьёй и верховным жрецом местного бога или богини. В каждом городе имелся совет старейшин, подчинявшийся номарху.

О должностях среднего звена в «Жизнеописании Уны» сказано много, он занимал должности смотрителя жрецов города, судьи. При этом по свидетельству Уны, ему приходилось смещать неисправных чиновников, находившихся у него в непосредственном подчинении: «Я отстранил четырех начальников дворцовых хентиу-ше, бывших там. Я действовал так, что вызвал одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно». Последняя фраза подчёркивает, что Уна противопоставляет себя отстранённым.

На судейской должности Уне, по его собственному свидетельству, приходилось решать затруднительные дела, а иногда и дела, обычно не поручавшиеся чиновникам среднего звена. «Велось дело в царском гинекее против жены царя Уретхетес втайне. Его величество велел мне спуститься, чтобы вести одному допрос, причем не было там ни одного главного судьи - верховного сановника, ни одного [другого] сановника, кроме одного меня, так как я пользовался расположением и был угоден его величеству, так его величество полагался на меня. Это я вел запись наедине с одним судьею и устами Нехепа, причем должность моя была [только] начальника дворцовых хентиу-ше. Никогда раньше человек моего положения не слушал тайные дела царского гинекея, но его величество велел мне слушать, так как я пользовался расположением его величества больше, чем другой его сановник, больше, чем любой другой его вельможа, больше, чем любой другой его слуга». Дело в том, что наиболее важные судебные дела, а особенно касавшиеся царских жён и придворных, разбирались самим фараоном или его первым советником - джати.

Следующие должности относятся к высшим: военачальник, малознакомый ачет и по совместительству носитель царских сандалий. По свидетельству Уны, эта должность была придумана под него:

«…его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого своего вельможу, больше, чем любого другого своего слугу. Никогда раньше эта должность не давалась ни одному другому слуге. Я был ему начальником Верхнего Египта на радость, так что никто в нем не причинял зла другому. Я производил все работы; я налагал все подлежащее обложению в пользу резиденции здесь, в Верхнем Египте, дважды, и все повинности, подлежащие обложению в пользу резиденции, здесь в Верхнем Египте, дважды. Я исполнял должность сановника образцово здесь, в Верхнем Египте. Никогда раньше не делалось подобного здесь, в Верхнем Египте». Уна также указывает, что отвечал за строительство, особенно культовых сооружений, за постройку судов и каналов («Его величество послал меня прорыть пять каналов в Bерхнем Египте и построить три грувовых и четыре перевозочнык судна из акации Уауата. При этом все правители Ирчет и Меджа поставляли для них дерево»).

Отметим также существование верховных чинов, не названных Уной. Главный дворецкий, главный конюший, главный писец и руководитель работ также подчинялись джати, как и номархи - губернаторы 42 египетских провинций (которые назывались номами). Хранитель царской печати наблюдал за сбором налогов, торговлей, решал экономические вопросы. Хранители казны следили за поступлением дани, военных трофеев и различных товаров. Управляющие амбарами следили за сбором урожая и хранением зерна.

Хранитель печати являлся главным казначеем. Он контролировал потоки сырья и промышленных товаров, поступавших в царскую казну в качестве доходов и уходивших из хранилищ в качестве платежей. В его компетенцию входил надзор за дворцовыми расходами, проверка счетов на оплату содержания двора (список натуральных платежей - расходов, датируемый концом Среднего царства, сохранился в Каирском папирусе). Забота о царских сокровищах - то есть управлении казной - было делом непростым. Из списка платежей, сохранившегося, например, в папирусах Кахуна, видно, что в царскую казну поступали и хранились там самые разные вещи. На одной и той же странице перечислено зерно, финики, мука, рыба, лепешки, изделия из дерева различных пород, кожа, благовония, сухая краска, ларцы из золота, бронзы и меди, тушь для глаз, парики.

Ежедневно хранитель печати представлял своему непосредственному начальнику, джати, отчёт об экономическом положении. Обязанности последнего были весьма обширны, поскольку он контролировал все службы и ставил печать на все документы, необходимые для распределения земельных участков, занятий и административных должностей с амого разного рода, включая военные и храмовые. К джати стекались отчеты от номархов, именуемых «наместниками и правителями резиденций», а также отчёты всех других чиновников: «начальник дома оружия», руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., «заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил» - главный хранитель государственных амбаров и складов, «начальник работ», отвечавший за крупное строительство и пр.

Джати, был высшим царским правительственным чиновником, «глазами» и «ушами» царя, его правой рукой, исполнителем воли царя и его главным советчиком. Во времена Уны джати был прежде всего главным жрецом. Хотя джати наслаждался огромным личным богатством, властью и престижем, он вместе с ним нёс тяжелую ношу ответственности.

Джати ежедневно обсуждал с царем важные вопросы и решения. Планировал расписание царя, нанимал и увольнял тех, кто обслуживал царя, руководил царскими телохранителями. Как хранитель государственных архивов, джати проверял и одобрял правительственные документы, выписывал разрешения на получение продукции из царских кладовых и амбаров, рассылал дворцовых гонцов и дипломатов. Будучи главным судьёй, разбирал дела, связанные со спорами на земли. Джати руководил переписью скота, раз в несколько месяцев совершал поездки по стране, инспектируя каналы, резервуары и дамбы. Следил за вырубкой деревьев и курировал строительство кораблей. Отвечал за снабжение и хорошее состояние пограничных крепостей, организовывал оборону и принимал контрмеры против захватчиков, нарушавших границы.

Джати имел личный штат писцов, помощников, курьеров, охранников и слуг. У многих царей было два джати - один отвечал за порядок в верхнем Египте, другой - в Нижнем. В период правления ранних династий джати обычно был родственником царя. Эта должность могла переходить от отца к сыну. Царям советовали назначать джати только очень богатых людей, поскольку они вряд ли бы стали брать взятки.

Джати издавал указы и рассылал их с гонцами, которые наводили справки и отчитывались непосредственно джати. Но ему подчинялись не только царские чиновники - он мог использовать участников кенбетов (местных советов) для работы в администрации. Когда возникала проблема, местный кенбет предлагал джати нанять одного из его членов для наведения справок. Такого уполномоченного таки называли - «уполномоченный чиновник». Решение мог принять только сам джати. При Рамессидах одни или несколько судов, именуемых Великий кенбет, заседали в Гелиополе, Мемфисе и других городах. Председательствовал на этом верховном суде джати. Судебные иски и другие вопросы, уже направленные в местные кенбеты, могли быть затем перенаправлены в Великий кенбет, решение которого, поддерживаемое авторитетом джати, было окончательным.

Любопытно отметить, что при всей централизации власти, сосредоточенной в руках царя, местные кенбеты и Великий кенбет находились под властью джати. В автократических монархиях относительно независимые местные институты иногда корректируют ошибки чрезмерной централизации. Видимо, в этом и заключалась роль, которые играли собрания Сару в отношении джати и других чиновников царя. Они давали возможность людям принимать участие в центральном управлении страной при одной из самых абсолютных монархий, известных в Древнем мире. В эпоху XVIII династии обязанности джати так усложнились, что его должность была разделена на несколько должностей. Так в определенные периоды времени существовали джати Нижнего Египта в Мемфисе, джати Верхнего Египта в Фивах, наместник Нубии, называемый «царевичем Куш».

Эти влиятельные деятели уже не избирались царём из числа собственных родственников, как в эпоху Древнего царства. Они продвигались к этим должностям оп карьерной лестнице как номархи. С другой стороны, согласно правилам, должность джати могла передаваться по наследству. Известна семья из Фив, жившая в эпоху Нового царства, из которой вышло несколько джатий (Усер, Рехмар) и такая же семья из Мемфиса. Как в период Древнего царства, джати управлял «Городом», то есть царской резиденцией - Фивами на юге, Мемфисом и Пер-Рамсесом - на севере. В гробницах фиванской семьи джатий было найдено несколько копий весьма инструктивной надписи, касающейся обязанностей джати. Многие фрагменты текста утеряны или непонятны в силу использования терминов, точного значения которых мы не знаем.

При рассмотрении дела, касающегося обработки земли, джати призывает к себе истца, предварительно выслушав Начальника Полей. Если земельный участок находится в провинции Нижнего или Верхнего Египта, дело разбирается в течение двух месяцев. Если же он находится в пределах столицы, то дело должно быть рассмотрено в течение трёх дней. Выслушав истца, джати призывает к себе членов кенбета провинции и заслушивает их. Джати должны быть представлены все необходимые «инвентарные описи». Джати скрепляет их своей печатью и распределяет земельные наделы между членами семьи. Если человек говорит: «Пограничные камни на наших полях были передвинуты», проверяются все ранее скрепленные печатью документы, джати перераспределяет наделы и передаёт дело Начальнику Полей, который возвращает пограничные камни на их законное место.

Джати извещают обо всех жалобах, поступающих к царю, в том случае, если они представлены в письменном виде. Он направляет царских посланников к номархам и наместникам для наведения всех необходимых справок по делу.

Джати назначает уполномоченных в Верхний Египет, Нижний Египет и Центральный Египет. Каждые четыре месяца они отчитываются перед ним по всем рассмотренными им делам, а также передают ему все документы, приходящие от Начальника Полей его округа.

Джати собирает войска, чтобы сопровождать царя, когда тот отправляется вверх или вниз по Нилу. Он принимает всех командиров и инструктирует их.

Джати надзирает за вырубкой деревьев, производящейся по велению царя. Он направляет кенбеты округов на постройку плотин по всей стране. Он направляет номархов и наместников пахать землю и собирать урожай. Он принимает отчёты номархов и наместников. Джати направляются все отчёты, касающиеся крепостей Верхнего Египта и всех арестов за грабёж. Он поддерживает порядок во всех номах станы. Он собирает эскорт для царя из воинов и писцов. Он учреждает должности, осуществляет надзор за собственностью храмов и утверждает каждый контракт.

Джати заставляет каждого говорить, выслушивает каждое заявление, когда человек приходит со своим неприятелем.

Джати контролирует все прибыли и убытки храмов и облагает налогом доходы храмов. Великое собрание отчитывается перед ним по всем вопросам, связанным с налогами. Он надзирает за всеми делами, что рассматриваются в суде. Он открывает двери Золотого Дома с Хранителем Печати. Он проводит перепись всего крупного скота, каждые десять дней инспектирует резервуары с питьевой водой, а также проверяет запасы провианта.

Джати заслушивает все дела, переданные в суд. Номархи, наместники и частные лица отчитываются перед ним по уплате налогов. Джати же предоставляются сведения о разливе Нила и о дождях (разлив Нила был связан с урожаем, а следовательно - с величиной взимаемых налогов). Джати направляет местном властям указы о постройке укреплений. Он облагает налогом каждое грузовое судно.

Джати отправляет гонцов из царского дворца. Он управляет Двумя Землями, когда царь на войне со своей армией. Он представляет отчёты о положении дел в стране его величеству. К нему стекаются все отчёты кенбетов, от первого до последнего. Он скрепляет печатью каждый указ царя.

Согласно Предписаниям, найденным в документах из гробниц, на каждой аудиенции в зале Джати сам джати в белых одеждах сидит на шкуре в кресле со скамеечкой для ног. Над ним - балдахин. В руке джати должен быть скипетр - символ власти. Перед сановником должны быть развернуты «сорок свитков пергамента», содержащие четыре свода законов. Две группы Великих (представляющих Северный и Южный Египет) должны стоять перед джати.

Таким образом, должность джати была пределом в карьере древнеегипетских чиновников.


2.2 Определение правового положения и функций древнеегипетских чиновников

 

Древнеегипетское правительство представляло собой многослойную бюрократическую структуру, функционирование которой стоило очень дорого. Оно собирало огромные налоги и щедро их расходовало. Огромные департаменты - отвечавшие за сельское хозяйство, хранение зерна, налоги, границы, торговлю, здравоохранение, армию, кораблестроение, дипломатию, суды - имели своих представителей в Верхнем и Нижнем Египте. Каждый департамент подразделялся на множество субдепартаментов и региональных отделений.

В Египте с самых с самых древних времён была очень грамотная администрация. Уже в эпоху I династии писцы оттискивали на глиняных пробках кувшинов свои имена и титулы с помощью цилиндрических печатей. Все, кого мы знаем статусной стеле или гробнице, имели по крайней мере один титул, а кое-кто мог привести список из дюжины титулов. В период древнего царства титулов и должностей развелось так много, что перечень их заполнил бы целый том. До нас дошёл справочник египетской иерархии времён Рамессидов. Во главе стоят боги, богини и второстепенные божества, царствующий фараон, его супруга, божественная мать фараона и царские дети. Далее следуют судьи и советники, среди которых визирь, и назначенный фараоном первый советник, и все сановники, имеющие счастье жить возле солнца, крупные военачальники, писцы царской библиотеки, управляющие, глашатаи, носильщик зонта, носильщик опахала, царские писцы, начальники «белого дома», главный писец верховного суда, писцы - сборщики налогов.

Во втором списке перечислены представители фараона за границей, в«колониях» и городах, царские посланцы, хранитель печати «дома моря», ответственный за устья каналов. Одних специальных должностей - легион! Каждый из этих высших чиновников располагал собственным многочисленным штатом. Правители номов старались жить в своих резиденциях, как фараон в своей столице, и содержали массу служителей по примеру царского двора. Такой бог, как Амон, обладал несметными богатствами, которые находились в ведении жреческой администрации со строгой иерархией. У первого жреца были управляющий дома, «камергер», хранитель покоев, писцы, начальник моряков и начальник слуг. Второй жрец тоже имел штат чиновников, приставленных к его персоне. Даже четвёртый жрец чувствовал себя несчастнейшим из смертных, если бы на всех выходах его не сопровождала маленькая свита. Далее следует перечислить целый ряд управляющих, высших чиновников и писцов, которые распределяли между собой обязанности по выполнению решений высшего совета жрецов. Главные среди этих чиновников - хранители и писцы казначейства, хранитель печати храмовой казны, хранитель печати дома Амона. Не столь всемогущий и прославленный, как Амон, но всё же владыка Ипу (Ахмим) и Коптоса, бог Мин имел помимо многочисленных жрецов значительный административный аппарат - его писцов, начальнтков работ, отвечавших за стада, за ткацкие мастерские, за транспорт, а кроме того, кладовщиков и счетоводов. Как и во всех странах, чиновничье племя стремилось размножиться, а не сократиться. Рамсес III за тридцать один год своего правления обогатил всех богов Египта, и каждому расширению их владений соответствовало появление новых должностей. Требовалось всё больше писцов, чтобы собирать налоги, следить за перевозкой, надзирать за рабами, содержать в порядке каналы и дороги, набережные и склады.

Особенности представлений египтян о власти отражались и в особенностях управленческого аппарата древнеегипетского государства, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью. Причем если со временем прямая связь царских чиновников с деятельностью тех или иных хозяйственных подразделений возрастала, то их роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается роль армии, воинских начальников в сфере хозяйственного управления.

Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название «послушных призыву». Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую - вместе со свободными и рабы, в третью - только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.

«Послушные призыву» - это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь «послушных призыву» и состоять в группе «послушных призыву» своего господина, начальника высшего ранга. В системе органов управления особую роль играла группа «больших послушных призыву царя» - придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управленческих функций представители этой группы могли передавать своим «послушным призыву». Они зачастую совмещали ряд должностей, получая за каждую из них особое должностное земельное владение. «Большие послушные призыву царя» возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их «послушные призыву».

Так, например, особо многочисленную группу составляли работники «белых домов», центров по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла, дома «царских сокровищ» - своеобразного налогового ведомства. Древние надписи говорят о «начальнике послушных призыву дома его величества», ведавшего, видимо, дворцовым хозяйством, о «начальнике послушных призыву, сопровождающих его величество», о «начальнике послушных призыву местоприбывания царя», т. е. собственно дворцовых слуг и пр. Особую группу «послушных призыву богов» составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Их деятельность возглавлялась особыми начальниками. Весь этот сложный комплекс служб, хозяйственных подразделений так или иначе был связан с тремя главными отраслями управления, с тремя главными ведомствами (военным, налоговым и ведомством общественных работ), выражались ли эти работы в строительстве ирригационных сооружений или царских гробниц.

Существовал закон, по которому строптивого чиновника лишали должности и сурово наказывали, и не только его, но и детей его лишали привилегий и низводили до простых ремесленников или слуг. Однако из этих текстов вовсе не следует, что после смерти отца ответственная должность, требующая знаний и больших способностей, сразу же переходила к сыну. В действительности дети чиновников поступали на службу по окончании школы и поднимались по служебной лестнице в зависимости от своего усердия и таланта, а также от могущества покровителей.


Заключение

древнеегипетский чиновник правовой государство

Основные выводы по работе:

. Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. На всех этапах развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. Соответственно, существует разветвлённая чиновничья система.

. Египетская государственная структура характеризуется на всех этапах слабой дифференциацией уровней и функций управления. Это видно из неопределённого положения многочисленных и неустойчивых групп «послушных призыву». Из чиновников особое место занимали скрибы - писцы, среди которых действовала ранговая система (так, сборщики налогов - это был один из средних рангов для писцов; в одном из древнеегипетских текстов есть слова: «Писец может быть кем-нибудь и повыше сборщика налогов»).

. Египетские чиновники выполняли самые разнообразные обязанности и с удивительной лёгкостью переходили с одной должности на другую. Например, Уна был сначала стражником и судьёй, затем занимался поиском камней (для царских памятников) в далёкой стране, строил корабли, очищая каналы, а когда разразилась война, стал одним из военачальников.


Список использованной литературы

 

1. «Жизнеописание вельможи Уны» /перевод М.А. Коростовцева, Хрестоматия по истории Древнего Востока Повесть Петеисе III М, 1978, стр. 79-85.

. Буткевич О. В. Международное право и дипломатия Древнего Египта //Государство и право, 2000, № 5, с. 75-84.

. Всеобщая история государства и права / под ред. К. И. Батыра. М.: Былина, 1999 - 416 с.

. История государства и права зарубежных стран (в 2 тт.,том 1) /под ред. О. А. Жидкова. М.: НОРМА, 2000 - 626 с.

. Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта СПб.: 2001 - 279 с.

. Косидовский З. (Польша) Библейские сказания М.: Политиздат, 1990 - 479 с.

. Монте П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов, М. Молодая гвардия, 2000 - 384 с.

. Морэ А. Нил и Египетская цивилизация - М: Центрполиграф, 2007 - 400 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: