Организация работы обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования




Особенности взаимодействия педагога дополнительного образования

С обучающимися ОВЗ в объединениях физкультурно-спортивной направленности

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) любого образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации и дальнейшего обеспечения полноценного участия в жизни общества.

В связи с вступлением в силу федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. (Приказ Минобрнауки РФ № 1598) закрепившими право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на совместное обучение со сверстниками, возникает много вопросов качественного сопровождения инклюзивного образовательного процесса. Если в отношении общеобразовательных организаций это во многом уже понятно, то дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор вызывает много вопросов. Процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в объединениях физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования осложняется отсутствием точного понимания особенностей проектирования адаптированных программ для данной категории детей, возможностей сопровождения их узкими специалистами, мотивации педагогов для осуществления такой работы и т.д.

Нормативно-правовая документация

В настоящее время создано большое количество нормативно-правовых документов регламентирующих порядок получения образования детьми имеющими ограниченные возможности здоровья в организациях общего и дополнительного образования. Среди них различные приказы и постановления федерального уровня:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р»);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и др.

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;

- Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ» и т.д.

Несмотря на большое количество разработанных нормативно-правовых и программно-планирующих документов дети, имеющие ограниченные возможности здоровья в силу имеющихся у них поведенческих, коммуникативных и иных проблем обучаются в основном индивидуально. В связи с этим процесс включения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования требует специально организованной целенаправленной работы.

Организация работы обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования

Объединения дополнительного образования (ОДО) физкультурно – спортивной направленности при соблюдении определенных условий могут работать с обучающимся с ОВЗ. Педагогам дополнительного образованиянеобходимо учитывать особенности взаимодействия на всех этапах подготовки и работы с ними в любом виде деятельности.

Таким детям в самом начале или в течение всего периода обучения по программе может требоваться сопровождение тьютором, наличие или разработка поведенческих, адаптированных или разноуровневых программ и т.д. Это позволит постепенно включить их в подходящую группу; развить или сформировать новые знания умения и навыки, а в дальнейшем использовать эти навыки в процессе получения профессионального образования или трудоустройства. Работа по сопровождению детей с ОВЗ должна начинаться с приема и консультирования семьи, которой сообщается, что при предъявлении заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) ребенку будет разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная программа (АДОП) в соответствии с методическими рекомендациями, предоставлена поддержка со стороны ОДО.

После предъявления заключения ПМПК и заявления родителей с просьбой обучать ребенка по АДОП в рамках психолого-педагогического консилиума или рабочей группы разрабатывается АДОП на основании положения. В разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком и его родители.

В дальнейшем, при необходимости обучающемуся может быть предоставлено сопровождение тьютором которым, может стать другой педагог, методист или один из родителей. Также необходимо осуществлять взаимодействие с образовательной организацией, где данный ребенок учится, и консультироваться со специалистами оттуда. Возможно что ребенка курирует специалист по прикладному анализу поведения тогда следует проконсультироваться с ним о том, каким образом лучше организовать процесс дополнительного образования. Закрепление отдельных навыков в соответствии с поведенческой программой, а также неосвоенных в группе тем, может осуществляться в процессе индивидуальной работы с обучающимся.

При зачислении в ОДО должны учитываться рекомендации, отраженные в протоколе ПМПК. В протоколе ПМПК может также иметься запись о необходимости тьюторского сопровождения, что является обязательным для исполнения образовательной организацией. Однако, в соответствии с п. 32 приказа № 1015 Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», «при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся» и вводятся «из расчета по одной штатной единице тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

Организация сопровождения ребенка с ОВЗ предполагает и материально-технические преобразования внутри образовательной организации, так требуется подготовка комнаты для индивидуальной работы и ее оборудование. В течение всего учебного года должны проходить встречи со всеми специалистами и родителями обучающихся для уточнения целей и основных задач работы. Такие мероприятия желательно проводить регулярно. Команда специалистов также встречается не реже одного раза в неделю для уточнения программ, обсуждения тактики работы с каждым обучающимся. В особенности организации работы с детьми с ОВЗ включаются и не связанные с ней напрямую специалисты, контактирующие с детьми: охранники, гардеробщики, работники столовой, младший обслуживающий персонал и др., для того чтобы они также понимали особенности поведения детей и правила взаимодействия с ними.

Таким образом, педагогам дополнительного образованиявпроцессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в объединениях физкультурно-спортивной направленности требуется целый комплекс специально организованной работы которую сложно осуществить в обычных ОДО.

Список литературы

1. Астафьева, Н. Г., Кобзев, Ю. А., Храмов, В. В. Оценка качества жизни лиц с физическими недостатками, занимающихся адаптивным спортом / Н. Г. Астафьева, Ю. А. Кобзев, В. В. Храмов. – Социология медицины, 2003. N 1. – С. 41-44.

2. Рубцова, Н. О. Адаптированный спорт как средство социальной интеграции инвалидов / Н. О. Рубцова, В. А. Ильин // Открытый мир: Науч. -практ. семинар по адапт. двигат. активности, 2007 – С. 88-91.

3. Веневцев, С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Методическое пособие / С. И. Веневцев. – Издательство Советский спорт, 2004.

4. [электронный ресурс] URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=346040

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: