Построение российской Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки осуществляется таким образом, что она может легко интегрироваться с аналогичными системами других государств. В будущем они могут стать основой континентальных систем радиационного мониторинга, а затем и глобальной системы не только радиационного, но и экологического мониторинга под эгидой ООН, МАГАТЭ и других международных организаций. В общем случае, в соответствии с рекомендациями Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ), к объектам радиационного мониторинга отнесены:
· потенциальные источники радиоактивного загрязнения (в первую очередь – радиационные объекты);
· окружающая среда (объекты окружающей среды, среда обитания человека, в том числе жилище, сельскохозяйственная и животноводческая продукция, пища, вода, воздух и т.д.);
· сам человек (определение доз от внешнего и внутреннего облучения и расчет суммарных дозовых нагрузок).
Основные объекты радиационного мониторинга представлены на рис.6.1.
Рис. 6.1. Основные ветви радиационного мониторинга.
Радиационная безопасность населения, радиационных объектов и окружающей среды в России обеспечивается на основании законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения» и путем функционирования территориальных подсистем, осуществляющих государственный, производственный (объектовый) и общественный радиационный мониторинг. Функциональная схема территориальной подсистемы радиационного мониторинга приведена на рис.6.2.
Рис. 6. 2. Структура территориальной подсистемы
радиационного мониторинга
В России функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее элементом является Ситуационно-кризисный центр (СКЦ) Минатома России. СКЦ осуществляет непрерывный мониторинг радиационной и экологической обстановки на радиационных объектах и окружающей их территории.
Основная задача Центра – информационно-аналитическое обеспечение служб и руководства Минатома России о состоянии радиационных объектов в нормальных условиях эксплуатации источников ионизирующего излучения и в случаях нештатных ситуаций, а также создание единого информационного пространства. Данные мониторинга, в основном, – это значения мощности дозы гамма-излучения, передаются в ЕГАСКРО и международным организациям и партнерам Минатома России.
Центр выполняет функции Национального пункта связи в рамках конвенций и МАГАТЭ. Анализ задач, решаемых при проведении радиационного контроля на АЭС и предприятиях ядерного топливного цикла (ЯТЦ), в том числе в хранилищах радиоактивных отходов (РАО), а также в научных центрах Минатома России, позволил выделить общие основные виды радиационного контроля, характерные для этих объектов. К ним относятся:
• производственно-технологический контроль;
• контроль производственных помещений радиационного объекта;
• контроль выбросов и сбросов;
• контроль радиоактивных отходов;
• контроль территории объекта и окружающей среды;
• контроль дозовых нагрузок персонала и проживающего вокруг радиационного объекта населения.