Постановка задачи и активизация мотивов




В процессе доведения задач до личного состава следует добиваться, чтобы каждый исполнитель предельно точно знал, за какие конкретные параметры совместной деятельности он несет личную ответственность.

Поэтому доведение задачи до воинов не является формальным актом. От того как они усвоят цели предстоящих действий, какие чувства и переживания возникнут у них в момент получения приказа, в значительной мере зависит продуктивность их труда, конечный результат исполнения командирского решения. Доведение задачи попредполагат постановку целей, определение способов их достижения, воздействие на воинов в интересах активизации их мотивов.

Для того, чтобы цель концентрировала и направляла психическую активность личного состава она должна отвечать по крайней мере следющим условиям:

- быть знаемой и глубоко осознанной

- стать внутренне приятой и личностно значимой

- быть посильной и реально достижимой

 

Вот почему внешне предъявляемая задача не становиться автоиатичесик внутренней целью для человека, не вызывает автоматически развертывания целесообразного поведения. Необходима специальная работа по преобразованию задачи во внутреннюю цель подчиненных.

Для этого необходимо:

- внушать воинам значимость предстоящих действий

- разъяснять связь поставленных целей с их личными интересами и потребностями

- презентовать командирское доверие

- возбуждать мотивы воинской деятельности.

 

Следует иметь ввиду, что усвоение цели предстоящей деятельности не единственное условие, обеспечивающее ее продуктивность. Необходимо также, чтобы в сознании у воинов сформировался оперативный образ будущих действий, т.е. представление о порядке, способах выполнения задачи.

Исходный афферентный образ получается при восприятии указаний командира. Далее эта идеальная модель уточняется и обогащается, на ее основе формируется афференторный образ (образ действия по выполнению задачи), непосредственно функционирующий в ходе деятельности.

Оба оперативных образа тесно взаимосвязаны и непрерывно изменяются под влиянием изменяющихся условий выполнения задачи.

К оперативным образам предъявляется ряд требований:

- Полнота образа. Идеальным вариантом была бы такая полнота, при которой образ настолько развернут, что еще до начала работы вин мысленно может представить себе все тонкости предстоящей деятельности.

- Точность образа необходима потому, что если задача ставиться абстрактно, в общем виде, то она не выполняется вообще или выполняется формально.

- Глубина отражения характеризует оперативный образ с точки зрения представительности в нем динамики предстоящей деятельности. Весьма желательным является формирование такого оперативного образа, который отражал бы будущую деятельность вплоть до полного завершения выполняемого приказа.

- Стрессоустойчивость и прочность образа предполагают способность воина четко реализовать план действий, сложившийся в сознании, в любых сложных ситуациях

- Индивидуализация образа означает, что при доведении задач до исполнителей необходимо учитывать их индивидуальные особенности (мышление, воображение, опыт)

 

И, наконец, оперативные образы взаимодействующих воинов должны быть согласованы по задачам, времени, месту и другим параметрам.

Формирование оперативных образов у подчиненных достигается посредством использование следующих приемов и средств:

- ознакомление военнослужащего с замыслом и решением командира;

- доведение до личного состава способов деятельности;

- моделирование действий на картах и схемах;

- словесное воспроизведение порядка действий исполнителями.

 

Понимание решения командира, усвоение цели и модели будущей деятельности не обеспечивают должного напряжения сил подчиненного личного состава. Для этого необходимо провести в действие мотивационную сферу военнослужащего. Воздействие на мотивы предполагает на их оживление, их актуализацию, выведение их из потенциального состояния. Поэтому мобилизовать воинов на выполнение приказа или распоряжения офицера – значит определить наиболее приемлимые мотивы и активизировать их. При этом искусство командира заключается в том, чтобы вызвать к жизни побуждения такой силы, которых было бы достаточно для успешной реализации поставленной задачи.

Избыток либо дефицит мотивации отрицательно сказывается на психологическом самочувствии подчиненных и порождает интеллектуальную и эмоциональную напряженность, излишнюю суетливость.

Активизируя те или иные мотивы воинов, командир должен учитывать их индивидуальные и социально-психологические особенности, характер выполняемых задач, хорошо знать и уметь пользоваться соответствующими приемами и средствами. Установлено, что продуктивная воинская деятельность обеспечивается следующими мотивами:

- военно-патриотическими взглядами и убеждениями;

- моральными чувствами (долга, чести, ответственности, патриотизма);

- военно-профессиональными мотивами;

- деловыми мотивами;

- коллективистскими мотивами;

- мотивами достижения;

- мотивами самореализации;

- мотивами избегания;

 

Нередко командиры в стремлении повысить ответственность личного состава, применяют психологически неграмотные воздействия и получают нежелательные результаты – нервозность людей, перенапряжение их духовных сил, скованность, страх перед неудачей и другие эмоциональные реакции, которые увеличивают количество ошибочных действий, снижают результаты выполнения задачи. Здесь сказывается незнание известной зависимости между силой мотивации и результативностью сложных действий, согласно которой наибольшая эффективность имеет место не при максимальной мотивации, а при некотором оптимальном ее значении.

 

Оперативное руководство

В период выполнения учебно-боевых, служебных и иных задач со стороны командиров осуществляется оперативное руководство подчиненными.

Цели оперативного руководства:

- уточнение действующих планов:

- активизация мотивов воинов;

- коррекция действий и поведения личного состава;

- организация взаимодействия;

- текущий контроль;

Рассмотрим принципы оперативного руководства:

Первый принцип можно сформулировать как «не навреди». Он означает, что при осуществлении управляющих воздействий командир должен четко представлять себе их последствия, в том числе негативных.

Второй принцип гласит «ограничивайся меньшим числом указаний». В противном случае последние, когда их много, теряют значимость, их труднее проверить и еще труднее реализовать.

Третий принцип можно назвать так «исходи из целесообразности воздействия». То или иной воздействие осуществляется тогда, когда подчиненное испытывают нужду в руководстве, проявляют нерешительность и замешательство, переживают состояние тревожности.

Четвертый принцип отражает своевременность и конкретность указаний. Руководящее воздействие должны быть четким, ясным, лаконичным и даваться в решающий момент действия.

Пятый принцип ориентирует командиров на необходимость учета индивидуальных и социально-психологических особенностей личного состава при вмешательстве в его деятельность.

Таковы основные принципы оперативного руководства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: