К право в системе российского права. Приоритет отрасли конституционного права и ее влияние на другие отрасли права.




К право - ведущая отрасль российского права:

1) Установление основ общественно-государственного строя, обязательных для всех отраслей.

2) Установление порядка и механизма принятия правовых норм всех отраслей права.

3) Содержание общих установок для развития каждой отрасли права.

4) Конституционное право является одной из отраслей российской правовой системы, но занимает среди них особое место.

5) Соотношение Конституционного права с другими отраслями системы российского права (административное, финансовое, гражданское, трудовое, уголовное и др.), заключается в том, что Конституционное право является ведущей отраслью права; оно устанавливает основные начала других его отраслей.

6) Следовательно, Конституционное право является важнейшей отраслью российского правоведения. Она определяет исходные положения для отраслевых юридических дисциплин.

7) Так, Конституционное право анализирует принципы построения и деятельности органов государственного управления, показывает их место в системе органов российского государства и принципы взаимоотношений с представительными и исполнительными органами. Административное право тесно взаимодействует с Конституционным правом. Будучи ведущей отраслью российского права, Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимодействие с другими ветвями единой государственной власти (ст. ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83-88, 102, 103, 110-117, 125 Конституции РФ); права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления (ст. ст. 85, 103, 11, 117 Конституции РФ) и так далее. Многие стороны организации и деятельности механизма исполнительной власти определяется федеральными и иными законодательными нормами. Административное право берет исходные начала в нормах Конституционного права, детализирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основания ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и так далее.

8) Следовательно, она определяет исходные положения административного права. Конституционное право устанавливает экономическую систему Российской Федерации, основу которой составляет разнообразие форм собственности и их равную защиту государством. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

9) Положения Конституционного права по этим вопросам являются исходными для гражданского права.

10) Положения Конституционного права о свободе труда и праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрете принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 Конституции РФ) - являются исходными для трудового права.

11) Конституционное право, закрепляя компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (республик, областей, краев и т.д.) определяет их бюджетные и налоговые права (ст. ст. 71, 72, 73 Конституции РФ). Эти государственно-правовые нормы являются исходными для финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения государственных денежных средств.

12) Конституционное право закрепляет обязанности граждан РФ соблюдать Конституцию РФ, исполнять законы, а также нести всеобщую воинскую обязанность (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции РФ). Данные положения являются основополагающими для уголовного права.

13) В Конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности судов и прокуратуры (гл. 7 Конституции РФ). Они устанавливают основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

14) Таким образом, Конституционное право содержит нормы, определяющие основы всех других отраслей права. Но это не означает, что оно объединяет все отрасли права и что его нормы регулируют все общественные отношения.

15) Конституционно-правовые нормы — это нормы только Конституционного права, а регулируемые ими общественные отношения — только конституционно-правовые отношения. Вместе с тем они являются основой, на которой возникают общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.

16) Из выше сказанного можно вывести следующее определение Конституционного права — это ведущая отрасль права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, обеспечивающие единство общества как целостной социальной системы (основы Конституционного строя, статус человека и гражданина, федеративное устройство государства, система органов власти).

 

11. Межотраслевые связи науки административного права.

По статье: административные правоотношения как системообразующий элемент публичных правоотношений.

 

 

12. Межотраслевые связи науки уголовного права

Если мы рассмотрим основные виды преступлений, то значительная их часть имеет аналоги в административном, гражданском и других отраслях права, например: кража (ст. 158 УК РФ) и мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ); хулиганство (ст. 213 УК РФ) и мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ); злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ) и нарушение условий кредитного договора (ст. 819 ГК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации (ст. 199 УК РФ) и непредставление налоговой декларации как налоговое правонарушение (ст. 119 ПК РФ). Это обстоятельство дало повод для появления такой версии: уголовное право не является самостоятельной отраслью, а содержит лишь санкции за наиболее опасные нарушения норм различных отраслей права, которые регулируют охраняемые уголовным правом общественные отношения. Для того чтобы признать несостоятельной эту версию достаточно сослаться на существование в УК РФ составов преступлений, которым не корреспондируют нормы других отраслей права. Например, нет ни одной отрасли, которая регулировала бы сексуальные отношения между людьми. Даже Семейный кодекс не содержит норм, определяющих основания и порядок таких отношений, а в УК РФ имеется самостоятельная глава, содержащая нормы об ответственности за посягательства на половую свободу и половую неприкосновенность. Да и в тех случаях, когда уголовно-правовые нормы охраняют урегулированные другими отраслями права отношения, самостоятельность уголовного права не вызывает сомнения в связи с наличием у него самостоятельного предмета и метода.

 

Одним из существенных отличий уголовного права является то, что практически все его запреты касаются сфер, урегулированных нормами других отраслей права. Поэтому для окончательного уяснения признаков уголовно-правового запрета часто приходится обращаться к иным нормам. Такая связь уголовного права с другими правовыми отраслями непосредственно предопределена его сущностными свойствами, что в свою очередь обусловлено системными свойствами предмета и метода регулирования и потому не зависит от воли законодателя, а лишь более или менее точно отражается им в уголовно-правовой норме. Уяснение сущности межотраслевых связей уголовного права является ключом к решению многих вопросов.

Связь уголовного права с нормативными предписаниями другой отраслевой принадлежности имеет несколько уровней и множество форм.

К связям иерархического порядка относятся взаимоотношения между уголовным правом и нормами Конституции РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.

Согласно ст. 1 УК РФ уголовный закон основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права, которые в этом смысле также признаются источником уголовного права. Нормы уголовного права, как и любой другой отрасли, находятся в отношении "подчинения" нормам конституционного права, и при расхождении уголовно-правовых предписаний с положениями Конституции РФ, последние могут быть применены непосредственно (см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8). Непосредственное применение норм Конституции РФ к отношениям, регулируемым уголовным правом, возможно лишь для ограничения или исключения уголовной ответственности, если уголовный закон в этой части противоречит Конституции РФ. Привлечение же к уголовной ответственности на основе непосредственного применения конституционных норм невозможно, поскольку это нарушит принцип, сформулированный на основе конституционных положений в ст. 1 УК РФ.

Более сложным является взаимосвязь с нормами международного права. Прежде всего, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

В Конституции РФ речь идет также о международных договорах РФ, правила которых применяются непосредственно в случае противоречия между ними и национальным законом. Из ч. 2 ст. 1 УК РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного нрава положены в основу его предписаний, т.е. уже учтены законодателем. Что же касается новых международных соглашений, затрагивающих вопросы уголовного права, то они в случае их подписания и ратификации Российской Федерацией, становятся элементами системы норм уголовного права только посредством процедуры внесения соответствующих изменений в УК РФ. Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом. К числу таких договоров относится, например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. и другие акты.

Как отмечается в указанном Постановлении, международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами РФ в тех случаях, когда норма УК РФ прямо устанавливает необходимость применения международного договора РФ (например, ст. 355 и 356 УК РФ). Необходимо обратить внимание на то, что обязательному включению в УК РФ подлежат нормы, устанавливающие уголовную ответственность. Следовательно, те нормы, которые предусматривают изъятие из общего запрета, могут применяться непосредственно, если они являются конституционными или общепризнанными международными нормами и принципами. Такие нормативные акты приобретают функции уголовно-правового регулирования, лишь соединяясь с нормами уголовного права, содержащимися в уголовном законе. Вне пределов, обозначенных УК РФ, они, как правило, не имеют самостоятельного значения.

Еще более ограничена роль норм других отраслей права, с помощью которых лишь детализируются признаки уголовно-наказуемого деяния, обозначенного в общей форме в уголовном законе. Таким образом, лишь уголовно-правовая норма в конечном итоге определяет преступность, наказуемость деяния и другие уголовно-правовые последствия.

К числу вертикальных отношений можно также отнести взаимосвязь уголовного права с нормами уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права. Речь идет не о подчиненности одной отрасли другой, а о зависимостях генетического порядка. Например, в уголовно-исполнительном праве не могут формулироваться собственные виды наказания, точно так же, как уголовный процесс опирается на те виды составов преступлений, которые содержатся в статьях УК РФ. Только в этом отношении связь носит вертикальный характер. Что же касается других норм этих же отраслей, то между ними возникают горизонтальные связи. Например, большинство бланкетных диспозиций статей гл. 31 УК РФ "Преступления против правосудия" конкретизируют признаки состава преступления с помощью отсылки к нормам уголовного процесса. Несмотря на тесную взаимосвязь норм указанных отраслей необходимо четко разграничивать функции каждой из них.

Горизонтальный вид отношений характерен для связи норм уголовного, гражданского и административного законодательства. Предписания именно этих отраслей права большей частью и составляют нормативную инфраструктуру уголовного права. Они предопределяют содержание многих запретов уголовного права, поскольку с помощью своих методов регулируют те общественные отношения, которые являются предметом уголовно-правовой охраны.

Системные связи уголовного права находят свое отражение в специальных приемах законотворчества, проявляясь в виде бланкетных диспозиций, отдельных бланкетных признаках или в использовании терминов иной отраслевой принадлежности. При этом важное значение имеет согласование уголовно-правового запрета с особенностями правового регулирования охраняемых общественных отношений.

 

 

13. Межотраслевые связи науки финансового права.

Правовая категория "межотраслевые связи" используется в юридической литературе и является объектом исследовательского интереса представителей всех отраслей права. Так, В.Д. Мельгунов указывает на тесное взаимодействие административного права и гражданского права в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности. Совместное применение в данной области правового регулирования административного и гражданского права, по его мнению, "объясняется тем, что предпринимательская деятельность связана с реализацией как частных, так и публичных интересов" <1>.


Межотраслевые связи в праве принято определять как отношения взаимной зависимости, обусловленности и общности между различными правовыми отраслями, включая и их отдельные части <2>. Аналогичным образом нужно понимать и межотраслевые связи финансового права.


В силу объективных причин финансовое право теснейшим образом взаимодействует с правовыми инструментами, используемыми другими отраслями публичного и частного права. В финансово-правовой науке современного периода устоялась позиция, что, кроме внутриотраслевых связей финансового права, существующие межотраслевые связи активно себя проявляют в системе регуляторов экономической сферы.
Финансовое право, находясь в тесной взаимосвязи с такими публичными отраслями права, как конституционное и административное право, ярко выражает публичный, общественный интерес. При этом важно указать на не менее важную взаимосвязь финансового права с гражданским правом, с трудовым, семейным, экологическим и др. Например, связь финансового и экологического права прослеживается в статье О.Н. Горбуновой "Экологическая катастрофа и проблемы финансового права" <3>, где ученым выдвигается идея о всепроникающем характере финансов. Автор подчеркивает, что с помощью норм финансового права государство направляет потоки денежных средств в нужном для него направлении.


Связь финансового и гражданского права основана на том, что большинство отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований (т.е. в той сфере, которая очерчивает предмет финансового права), входит в число имущественных <4>.


Межотраслевые связи финансового права по своей сути - явление объективное. Прежде всего следует исходить из того, что межотраслевые связи вообще - это связи между правовыми нормами, в частности между нормами финансового права и других отраслей права. Указанные связи определяют место финансового права в системе отечественного права. Кроме того, наличие в действующем финансовом законодательстве межотраслевых связей способствует оптимизации правового регулирования. Например, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (ст. 11 НК РФ).
В свою очередь, отношения, составляющие предмет финансового права, неоднородны. В системе финансового права как отрасли права принято выделять такие подотрасли, как бюджетное и налоговое право, а также различные институты, например финансово-правовые институты банковской деятельности, денежного обращения, валютного регулирования и др., которые тесно взаимосвязаны с нормами гражданского права.
Следует также обратить внимание на то, что изменение системы межотраслевых связей финансового права происходит в результате изменений в правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в обществе в условиях реформирования экономики, развития рыночных отношений, предпринимательской деятельности. С.В. Мирошник по этому поводу писала, что "становление и развитие новой российской государственности требуют переосмысления сущности и социального назначения многих финансовых проявлений" <5>. Необходимость обновления в настоящее время финансово-правовой доктрины обусловливается прежде всего природой рыночных отношений, теми качественными изменениями, что произошли в постсоветском пространстве в конце XX в. и интенсивно продолжаются в наше время. Рыночные перемены обусловливают необходимость пересмотра старой (советской) научной доктрины относительно финансового права, которая признавала единым источником права волю государства, "политику силы" и догматическое единомыслие. Рыночное столкновение идей, теоретические поиски в финансово-правовой сфере - не беда, а благо, потому что финансово-правовое регулирование в таких условиях неизбежно открывает новые научные перспективы для экономического воспроизводственного прогресса, пишет А.Т. Ковальчук <6>.

Наглядным примером проявления межотраслевых связей финансового (бюджетного права) является институт государственных и муниципальных закупок. Отношения по определению потребности в товарах, формированию заказов на их поставку возникают в сфере государственного управления; отношения по размещению заказов, заключению государственных контрактов и их исполнению - в сфере имущественного оборота. Важное значение имеют бюджетные отношения по финансированию поставок товаров для государственных нужд. Таким образом, рассматриваемые отношения регулируются рядом отраслей российского законодательства: административным, финансовым, гражданским законодательством о предпринимательской деятельности и др. Одной из главных особенностей правового регулирования отношений в сфере государственных закупок является сочетание публично-правовых и частноправовых элементов. В этой связи важное значение имеет согласование как норм внутриотраслевой принадлежности, так и норм различных отраслей законодательства с целью создания единого правового механизма регулирования данных отношений <7>.


Соотношение публичных и частных интересов в правовом регулировании государственных и муниципальных закупок ярко проявляется в определении государственных, публичных нужд. Под государственными нуждами в ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <8> понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РоссийскойФедерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ).


Таким образом, государственные и муниципальные закупки позволяют обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления своих функций во взаимодействии с субъектами предпринимательского права, что, в свою очередь, обусловливает взаимодействие финансового и предпринимательского права.
Межотраслевые связи налогового и гражданского права проявляются в таких правовых институтах, как налоговое представительство, налоговый кредит и др. При этом важно указать на наличие довольно устойчивой системы отношений взаимной зависимости и появление новых норм, видоизменяющих правовое регулирование отраслевых отношений в рамках взаимосвязи с нормами других отраслей права. Так, в соответствии со ст. 25.3 НК РФ к правоотношениям, основанным на договоре о создании консолидированной группы налогоплательщиков, применяется законодательство о налогах и сборах, а в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах, - гражданское законодательство Российской Федерации. Гражданским законодательством предусмотрено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В п. 5 ст. 25.3 НК РФ указано, что договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации - ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. В свою очередь, ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Таким образом, договор о создании КГН считается заключенным с момента его регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации - ответственного участника КГН, и, следовательно, моменты заключения договора и вступления его в силу совпадают. Данный пример наглядно демонстрирует межотраслевые связи, проявляющиеся также через юридические факты, когда правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты являются основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений также в иных отраслях права.
В контексте рассматриваемого вопроса следует указать на особенности правосубъектности коммерческих банков. В процессе функционирования финансовой системы любого государства производятся денежные платежи и расчеты, поэтому денежное обращение пронизывает собою всю финансовую систему. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы, единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой. Важную роль в системе денежного обращения играют коммерческие банки, выступающие посредниками между хозяйствующими субъектами и государством. Особенность правового статуса коммерческих банков заключается в том, что действующее законодательство определяет коммерческие банки, с одной стороны, субъектами предпринимательской деятельности, с другой - субъектами финансовых правоотношений. Как известно, в процессе осуществления предпринимательской деятельности достигается главная ее цель - получение прибыли. Отсутствие специализированных, так называемых казначейских, банков, обслуживающих только счета государства (например, казначейские), опосредует с участием банков в бюджетно-налоговой сфере следующие правоотношения: банк - государство (налоговые, бюджетные правоотношения); налогоплательщик - государство (налоговые правоотношения); налогоплательщик - банк (отношения гражданско-правового характера). Как указывает С.В. Рыбакова, "круг прав и обязанностей, законодательно закрепленных за кредитными организациями, позволяет рассматривать их правосубъектность в сфере финансового права и в качестве активной, и в качестве пассивной правосубъектности. В первом случае первичными являются права, использование которых выступает предпосылкой к вступлению кредитных организаций в конкретные финансовые правоотношения, во втором случае, наоборот, - обязанности" <9>.


Особенно глубоко проявляется взаимное влияние финансового права и других отраслей права в рамках правовой регламентации денежного обращения, денежных обязательств. Деньги играют ключевую роль в рыночной экономике. По мнению специалистов, общественная роль денег, их функция в экономической системе состоят в том, что они выступают в качестве связующего звена между товаропроизводителями. Кроме того, с помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию. Деньги являются объектом денежно-кредитного регулирования экономики многих промышленно развитых стран <10>. В ходе выполнения деньгами присущих им функций возникают не только денежные отношения, но и расчетно-платежные, кредитные, банковские отношения. Неоспорима органическая связь денежных и валютных отношений <11>. Значимость денежной системы для развития всего государства обусловила ее правовое регулирование финансовым правом и иными отраслями права. Так, нормы гражданского права устанавливают право собственности на деньги (денежные знаки) и порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения. В.М. Карасева в своей работе "Деньги в финансовом праве" пишет, что "финансовое право, регулируя финансовые отношения как вторичные, производные от товарно-денежных, регулируемых гражданским правом, логически принимает и платежные правила, установленные в гражданском законодательстве" <12>.


Межотраслевые связи финансового права как правовое явление усматриваются в правовых нормах, регулирующих сферу как частного, так и публичного права. При этом необходимо указать, что правовая регламентация охватывает также объекты, например, гражданских прав, являющихся одновременно и объектом публично-правового регулирования. Так, правовой режим объекта налогообложения связан с определенными гражданскими правоотношениями, в рамках которых лицо становится (является) собственником имущества, получает доход и т.д.
Таким образом, краткий анализ взаимодействия отдельных норм финансового права с нормами других отраслей права позволяет сделать вывод, что в рамках финансового права важное значение имеет взаимодействие частноправовой и публично-правовой регламентации. Следовательно, развитие финансового права в современных условиях связано с изменением границ финансово-правового регулирования отношений, возникающих в сфере публичных финансов. Причем тенденция развития межотраслевых связей финансового права определяются в том числе и пределами соотношения публичных и частных интересов участников финансовых правоотношений, где одним из субъектов всегда является государство, что, в свою очередь, обусловливает необходимость поддержания баланса частных и публичных интересов.

 

14. Межотраслевые связи науки административного процесса

 

Одной из особенностей административно-процессуальных норм является то, что они обеспечивают реализацию материальных норм не только административного права, но и многих других отраслей права.

Сторонники выделения административно-процессуального права в системе российского права рассматривают данную особенность административно-процессуальных норм в качестве одного из трёх системных признаков совокупного критерия для выделения процессуальной отрасли права (два других признака - это 1) наличие своего предмета регулирования и 2) определенной системы организации процессуальных норм).

Так, по мнению В.Д.Сорокина, обслуживая лишь потребности своей материальной отрасли, процессуальные нормы, при всей их очевидной социальной значимости, не могут претендовать на роль отрасли права. Это скорее всего процессуальный институт в пределах материальной отрасли.

«Отрасль права начинается тогда, когда данная группа процессуальных норм, имея свой предмет регулирования и определенную степень организации своей системы, «выходит» за пределы одноименной материальной отрасли и участвует в реализации материальных норм других отраслей российского права. Этот факт свидетельствует о том, что данная группа норм, взаимодействуя с другими отраслями, сама приобрела такую степень своей организации, что стала способной выступать в качестве элемента системы российского права в целом, т. е. отрасли»50.

Приступая к краткой характеристике реальных связей административно-процессуального права с другими отраслями российского права отметим, что административно-процессуальные нормы наиболее тесно и многообразно связаны с материальными административно-правовыми нормами, т.е. с административным правом. К примеру, в рамках реализации права граждан Российской Федерации на оружие определенного вида и типа, нормы административно-процессуального права определяют порядок выдачи лицензий на приобретение оружия, разрешений на его хранение и ношение. Административно-процессуальные нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, обеспечивают применение административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

1.Взаимодействие административно-процессуального права с конституционным правом проявляется в следующем.

1.1. Ряд закрепленных в главе 2 Конституции Российской Федерации прав и свобод граждан Российской Федерации, а также их обязанностей составляют основу их административно-правового статуса. Порядок реализации отдельных из них регламентируется административно-процессуальными нормами, в частности нормами регулирующими, например:

порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений, и жалоб) граждан Российской Федерации органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, о которых идет речь в ст. 33 Конституции Российской Федерации;

порядок выдачи документов, для реализации права каждого на выезд из Российской Федерации, закрепленного ч. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации.

1.2. Часть 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации закрепляет за Правительством Российской Федерации полномочие по изданию постановлений и распоряжений. Порядок подготовки, принятия и опубликования постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации регламентируют административно-процессуальные нормы, в том числе нормы регулирующие производство по принятию нормативных актов государственного управления.

1.3. Характер взаимосвязи административно-процессуального права с конституционным определяется ещё и тем, что конституционное право занимает ведущее положение в системе российского права и закрепляет исходные принципы всех иных отраслей российского права, как материальных, так и процессуальных. Административно-процессуальное право не составляет исключения, его исходные положения находят свое закрепление в нормах Конституции Российской Федерации.

Важное значение для нормотворчества, в том числе для подзаконного нормотворчества имеет прямое указание Конституции Российской Федерации (п. «к» ст. 72), согласно которому к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено, в частности, административное и административно-процессуальное законодательство. Этим Конституция Российской Федерации впервые определила одно из приоритетных направлений развития российского законодательства, что, естественно, имеет прямое отношение к административно-процессуальному праву.

В формировании такого законодательства принимают участие и уполномоченные на то субъекты подзаконного нормотворчества (органы исполнительной власти – федеральные и субъектов Федерации), которые осуществляют данную деятельность в рамках производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления.

2. Взаимодействие административно-процессуального права с гражданским правом проявляется в следующем.

2.1. Реализация права граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ч. 1 ст. 23 ГК РФ) и приобретение организациями статуса юридического лица (п. 1 ст. 51 ГК РФ) Гражданский кодекс Российской Федерации связывает с прохождением государственной регистрации в органах Федеральной налоговой службы в порядке, определяемом федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Только с момента государственной регистрации, осуществляемой с помощью административно-процессуальных норм в рамках данного вида регистрационного производства, граждан приобретает право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а юридическое лицо считается созданным.

2.2. Государственной регистрации согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Признание и подтверждение государством перечисленных прав осуществляется в ходе их государственной регистрации в органах Федеральной регистрационной службы в порядке, определяемом федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в рамках соответствующего регистрационного производства, урегулированного административно-процессуальными нормами51.

2.3. Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии). Вопрос о предоставлении юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю решается в рамках лицензионного производства, в котором материально-правовую сторону обеспечивает гражданское право, а процессуальную — нормы административно-процессуального права, закрепленные в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Административное процессуальное право имеет взаимосвязи не только с материальными гражданско-правовыми нормами, но и гражданско-процессуальными нормами. К примеру, качество актов государственного управления, принимаемых органами исполнительной власти в рамках производства по принятию нормативных актов государственного управления, проверяется в рамках производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, предусмотренного ст. 251—255 ГПК РФ.

3. Взаимодействие административно-процессуального права с финансовым правом проявляется в следующем.

3.1. С помощью административно-процес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: