МДК 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
Тема Культурологический аспект игровой деятельности
Практические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре
Цель: Изучение аспектов приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре
Задачи:
1. Совершенствовать умение работать с текстом, выделяя основные положения
2. Выбрать педагогические условия для приобщения детей к народной культуре
Задание1
Дать понятие «культура», используя разные источники информации.
Прочитав текст, выделить и записать необходимые педагогические условия в группе детского сада для приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.
Включение национально-регионального компонента в Государственный образовательный стандарт профессионального образования - это отражение общего процесса регионализации образования, изменения системы педагогического образования в регионах и прежде всего приведения его целей и содержания в соответствие с потребностями регионального сообщества.
Большинство авторов определяют содержание национально - регионального компонента образования средствами гуманизации: изучения родного языка и литературы, истории, географии родного края, народных промыслов, игр, обычаев, традиций и других факторов этногенеза.
Национально-региональный компонент определяется как средство обеспечения специфических потребностей и интересов в области образования народов региона, включающее в себя ту часть содержания, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры. Национально-региональный компонент образования рассматривается как средство возрождения и развития истории, культуры, обычаев, нравов, духовности; как фактор стабилизации межнациональных отношений в регионе; как условие воспроизводства национально-культурных и национально - исторических корней личности, формирования национального самосознания; как средство возрождения и развития национальной школы; как составную часть учебного материала, ориентированного на духовную культуру личности в ее национальном выражении, а также как установку на выработку масштаба мышления и личности будущих специалистов и граждан Отечества, обладающих высоким уровнем национального достоинства.
|
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
|
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Работа в группе детского сада должна быть организована так, чтобы на доступном детям уровне можно было знакомить детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, развивать познавательные способности у детей, воспитывать уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
|
Для реализации этой темы в группах может быть:
- создана специальная РППС с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
«Зона народного декоративно-прикладного искусства»,
Мини-музей народной старины «Русская горница»;
- разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм;
- составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;
- в уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
Работа по развитию интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу, поселку, России осуществляется с использованием разнообразных форма работы, в разных видах деятельности.
В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей.
Родители принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх.
Результатами систематической работы по приобщению детей к национальной культуре являются:
- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;
- умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки;
- умение играть в народные подвижные игры других национальностей, населяющих Россию;
- знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
- осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);
- знание истории русского народного костюма, головных уборов;
- использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов Росси. Об этом говорится в Указе, который подписал Президент страны Владимир Путин.
Документ опубликован на портале правовой информации.
[Решение было принято] в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей».
По Конституции Россия является многонациональной страной. На ее территории проживает более 190 разных народов. У каждого из них своя культура, язык, обычаи и традиции
14 августа 2020. Тюменская область относится к числу регионов России с наиболее многонациональным составом населения, здесь проживают представители более ста пятидесяти национальностей и
народностей. К наиболее многочисленным относятся русские, татары, украинцы, казахи, немцы.
Практическая работа
Для ознакомления детей с народной культурой педагогу необходимо владеть достоверными знаниями о культуре разных народов и организовать работу так, чтобы на доступном уровне можно было познакомить детей с народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями народа, их трудом, ремеслами. Это позволит воспитывать у детей уважение к предкам, интерес к самобытной культуре разных народов.
1. Объединиться в творческую групп по 4 человека
2. Подготовить и представить сообщение с презентацией по одной из тем
1. Культура русского народа
Сообщение для взрослых –
Сообщение для детей -
2. Культура народа сибирских татар
Сообщение для взрослых –
Сообщение для детей –
3. Культура народов ханты и манси
Сообщение для взрослых –
Сообщение для детей -
4. Культура народов ненцев, селькупов
Сообщение для взрослых –
Сообщение для детей -
5. Культура народов белорусы, украинцы
Сообщение для взрослых –
Сообщение для детей -
6. Культура народов казахи, башкиры
Сообщение для взрослых –
Сообщение для детей -
План сообщения
1. История происхождения народа, проживающего в Тюменской области +ХМАО + ЯНАО
2. Культура народа: Жилище, быт, одежда, еда, традиции
3. Особенности воспитания детей: игрушки, игры детей