Прочитав текст, выделить и записать необходимые педагогические условия в группе детского сада для приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.




МДК 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков

Тема Культурологический аспект игровой деятельности

Практические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре

Цель: Изучение аспектов приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре

Задачи:

1. Совершенствовать умение работать с текстом, выделяя основные положения

2. Выбрать педагогические условия для приобщения детей к народной культуре

 

Задание1

Дать понятие «культура», используя разные источники информации.

Прочитав текст, выделить и записать необходимые педагогические условия в группе детского сада для приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.

 

Включение национально-регионального компонента в Государственный образовательный стандарт профессионального образования - это отражение общего процесса регионализации образования, изменения системы педагогического образования в регионах и прежде всего приведения его целей и содержания в соответствие с потребностями регионального сообщества.

Большинство авторов определяют содержание национально - регионального компонента образования средствами гуманизации: изучения родного языка и литературы, истории, географии родного края, народных промыслов, игр, обычаев, традиций и других факторов этногенеза.

Национально-региональный компонент определяется как средство обеспечения специфических потребностей и интересов в области образования народов региона, включающее в себя ту часть содержания, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры. Национально-региональный компонент образования рассматривается как средство возрождения и развития истории, культуры, обычаев, нравов, духовности; как фактор стабилизации межнациональных отношений в регионе; как условие воспроизводства национально-культурных и национально - исторических корней личности, формирования национального самосознания; как средство возрождения и развития национальной школы; как составную часть учебного материала, ориентированного на духовную культуру личности в ее национальном выражении, а также как установку на выработку масштаба мышления и личности будущих специалистов и граждан Отечества, обладающих высоким уровнем национального достоинства.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.

К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Работа в группе детского сада должна быть организована так, чтобы на доступном детям уровне можно было знакомить детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, развивать познавательные способности у детей, воспитывать уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Для реализации этой темы в группах может быть:

- создана специальная РППС с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

«Зона народного декоративно-прикладного искусства»,

Мини-музей народной старины «Русская горница»;

- разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм;

- составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;

- в уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.

Работа по развитию интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу, поселку, России осуществляется с использованием разнообразных форма работы, в разных видах деятельности.

В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей.

Родители принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх.

Результатами систематической работы по приобщению детей к национальной культуре являются:

- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;

- умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки;

- умение играть в народные подвижные игры других национальностей, населяющих Россию;

- знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

- осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);

- знание истории русского народного костюма, головных уборов;

- использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

- бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

 

Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов Росси. Об этом говорится в Указе, который подписал Президент страны Владимир Путин.

Документ опубликован на портале правовой информации.

[Решение было принято] в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей».

По Конституции Россия является многонациональной страной. На ее территории проживает более 190 разных народов. У каждого из них своя культура, язык, обычаи и традиции

14 августа 2020. Тюменская область относится к числу регионов России с наиболее многонациональным составом населения, здесь проживают представители более ста пятидесяти национальностей и

народностей. К наиболее многочисленным относятся русские, татары, украинцы, казахи, немцы.

 

Практическая работа

 

Для ознакомления детей с народной культурой педагогу необходимо владеть достоверными знаниями о культуре разных народов и организовать работу так, чтобы на доступном уровне можно было познакомить детей с народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями народа, их трудом, ремеслами. Это позволит воспитывать у детей уважение к предкам, интерес к самобытной культуре разных народов.

 

1. Объединиться в творческую групп по 4 человека

2. Подготовить и представить сообщение с презентацией по одной из тем

 

1. Культура русского народа

Сообщение для взрослых –

Сообщение для детей -

 

2. Культура народа сибирских татар

Сообщение для взрослых –

Сообщение для детей –

 

3. Культура народов ханты и манси

Сообщение для взрослых –

Сообщение для детей -

 

4. Культура народов ненцев, селькупов

Сообщение для взрослых –

Сообщение для детей -

 

5. Культура народов белорусы, украинцы

Сообщение для взрослых –

Сообщение для детей -

 

6. Культура народов казахи, башкиры

Сообщение для взрослых –

Сообщение для детей -

 

План сообщения

 

1. История происхождения народа, проживающего в Тюменской области +ХМАО + ЯНАО

2. Культура народа: Жилище, быт, одежда, еда, традиции

3. Особенности воспитания детей: игрушки, игры детей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: